Рефераты. СССР и холодная война

есной 1948 г. в ЦК ВКП(б) был подготовлен блок материалов, предназначенных для обоснования необходимости кардинальных перемен в руководстве ряда компартий.

Далее автор приводит фрагменты секретных подготовительных документов ЦК ВКП(б), подчёркивая однотипность содержавшихся в них «обвинений», которые выдвигались в адрес руководства компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши, агрессивный тон документов не оставляют у автора сомнений в том, что на рубеже 1947-1948 гг. в Москве задумывалась широкомасштабная репрессивная политическая акция.

Но на начальном этапе реализации этого плана советская сторона столкнулась с неожиданным препятствием: ЦК КПЮ не пожелал подчиниться диктату из Москвы, отказавшись явиться на «слушание югославского дела» в Информбюро. Это вызвало серьёзные коррективы в тактической линии ЦК ВКП(б), определявшей отношения с компартиями стран Восточной Европы. Курс поначалу был взят на идейную дискредитацию и устранение отдельных деятелей, наиболее активно отстаивавших концепцию национального пути. Развернувшиеся затем репрессии в коммунистическом движении стран региона в конце 40-х годов имели цель прервать реализацию этой концепции.

4. Послевоенная конверсия

Приступая к рассмотрению конверсии (и реконверсии) середины 40-х годов, автор напоминает нам о некоторых явлениях, связанных со второй мировой войной, порождённых её. Прежде всего он рассматривает ущерб, нанесённый советской экономике в 1941-1943 гг. Неразрывно связан был с угрозой оккупации процесс миграции. Также автор отмечает, что в годы войны большинство мужчин и женщин трудоспособного возраста были призваны в армию. Наконец он указывает, что война потребовала коренной перестройки советской экономики и управления её.

Война породила такое развитие нашей экономики, когда валовая продукция военной промышленности стала превышать соответствующий показатель по производству средств производства и средств потребления.

Наиболее пострадало в ходе войны тяжёлое машиностроение. Вместе с тем автор обращает внимание на то, что при всех трудностях продолжавшейся войны не прекращался процесс разработки и постепенного внедрения в народное хозяйство передовой техники и важнейших достижений науки.

Вскоре после окончания войны Государственный Комитет Обороны (ГОКО) принял ряд крупных постановлений, связанных с переводом народного хозяйства на мирные рельсы.

Осуществление конверсии потребовало колоссальной работы государственных плановых органов. В составе Госплана СССР 9 июня 1945 г. была образована особая комиссия из наиболее квалифицированных работников, которой поручалось, в частности, рассмотрение проектов специализации заводов вооружения, боеприпасов, танковых и авиационных, освобождаемых от производства военной продукции. Немалую помощь осуществлению конверсии оказывали на местах уполномоченные Госплана СССР, имевшиеся в республиках, краях и областях. Работа уполномоченных находилась под постоянным контролем центрального аппарата и помогала ему в осуществлении контроля за ходом решения стоявших задач не только в масштабах административных центров, но и на предприятиях, располагавшихся на всей территории страны. Аппарат уполномоченных обычно старался не ограничиваться контрольными функциями, а оказывать помощь в налаживании дел, ликвидации недостатков.

Основная цель конверсии - рост производства гражданской продукции за счёт военной - решалась различными способами. Наиболее простой состоял в том, что предприятие не меняло профиля, продолжая выпускать те же изделия, но снабжало ими не заказчиков от оборонных ведомств, а непосредственно рынок или по требованиям, договорам и заказам соответствующие наркоматы. «Смешанный» способ конверсии являл собой вариант, когда предприятие продолжало в основном обеспечивать своей продукцией военные ведомства, но часть цехов переводилась на выпуск гражданской продукции и изделий ширпотреба. Третий способ - полное освобождение того или иного предприятия от выпуска военной продукции.

В ходе конверсии особое внимание уделялось восстановлению производства товаров широкого народного потребления.

Осуществление послевоенной конверсии было связано с немалыми трудностями: техническим переоборудованием предприятий, переквалификацией рабочих и инженерно-технических работников, ломкой установившейся психологии.

В принятом Верховным Советом Законе пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. среди основных задач нашла отражение и проблема конверсии при одновременном росте военного могущества страны. Этим планом довоенный уровень (1940 г.) предполагалось достигнуть в течение двух лет - к 1948 г., а за всю пятилетку значительно превысить. При этом следовало восстановить пострадавшие районы страны.

Военная промышленность сталкивалась со значительными трудностями на пути перепрофилирования некоторых отраслей на преимущественный выпуск гражданских изделий. Среди основных причин неудовлетворительного выполнения планов - неподготовленность производственных мощностей вследствие отставания со строительством и восстановлением предприятий; неудовлетворительная работа министерства и ряда заводов; недостатки в материально-техническом обеспечении производства; задержки с отработкой конструкций новых видов машин; необеспеченность рабочей силой.

Автор приводит данные, которые подтверждают, что 1946 г. был поистине переломным в вопросах освоения военными предприятиями гражданской продукции. Успешное проведение конверсии обеспечивало в дальнейшем неуклонный рост производства товаров народного потребления.

Послевоенная конверсия нисколько не ослабила военное могущество СССР. В целом военно-технический потенциал продолжал поддерживаться на необходимом уровне, а в научном плане имел серьёзные достижения.

В заключении автор подчёркивает, что конверсия касалась также перевода гражданских предприятий на производство продукции для населения, а не для армии.

Вместе с тем автор отмечает, что на заключительном этапе войны и особенно после её окончания СССР получил большое количество оборудования ранее принадлежавшего Германии, что существенно отразилось на показателях выполнения планов первой пятилетки. Становятся известными факты активного вовлечения немецких специалистов в сферы отечественной химии, радиолокации, разработки атомного оружия.

Автор, заканчивая размышление над итогами перехода нашей страны от войны к миру, ставит вопрос «Можно ли однозначно утверждать, что в эти годы доминировал процесс конверсии? Или приоритет надо отдать созданию основ современного ВПК?».

5. Тупики аграрной политики.

После войны сельское хозяйство оказалось в особенно тяжёлом положении. Вследствие мобилизации на фронт и промышленность сильно поредело население деревни. Число трудоспособных мужчин уменьшилось к 1946 г. по сравнению с 1940 г. в два раза.

Засуха 1946 г. в зерновых районах России, Украины, Молдавии привела к тому, что в целом по стране собрали 4,6 ц зерна с гектара, т.е. меньше, чем 1944-1945 гг. С помощью карточной системы огромную массу сельских жителей, составлявших 65% общей численности населения, изолировали от государственной торговли. Политика продразвёрстки, применённая к колхозам и совхозам, дала возможность государству собрать достаточное количество продовольствия для нормированного снабжения населения городов и обеспечить пополнение резервов, но тем самым она обрекла на массовый голод жителей деревни. На страницах газет тех лет сообщалось о засухе, недороде, но не слова о голоде. В медицинских учётных разработках за 1946-1947 гг. настоящая причина роста смертности - голод - скрывалась за такими диагнозами, как желудочно-кишечные заболевания.

Призрак большого голода летом 1946 г. вызвал тревогу во многих неурожайных районах России. Началось бегство сельского населения из центральных областей, Поволжья, а также из Ростовской области и Ставропольского края. Многотысячные потоки голодных, ослабленных людей, передвигавшихся по стране в поисках пропитания, стали благодатной средой для распространения эпидемий. Заболеваемость сыпным тифом в 1947 г. по сравнению с предшествовавшим 1946 г. в целом по России возросла и была в 2,8 раза выше уровня 1940 г.

Война 1940-1945 гг. крайне пагубно сказалась на численном росте населения страны. в первом послевоенном году смертность значительно превышала рождаемость. В охваченных голодом районах РСФСР, Украины, Молдавии с населением в 20 млн. человек в 1947 г. произошло (по сравнению с 1946 г.) его сокращение на 5-6 млн. человек за счёт бегства в другие места и большого роста смертности.

Непризнание факта голода в стране позволяло правительству пренебрегать организацией необходимой продовольственной помощи населению. Государство почти бесплатно получало от колхозов и совхозов продовольствие, а помощь голодающим выдавалась в виде ссуды с процентами. На местах не смогли по-хозяйски распорядиться полученной помощью. Распределение производилось медленно и бесконтрольно, с нарушением законности.

В период войны и после нёё СССР получал гуманитарную помощь из-за рубежа. Руководство страны держало деятельность благотворительных организаций под своим контролем. Советское правительство с подозрением относилось к послевоенной помощи и искало предлог для отказа, что не раз и делалось. Демонстрируя Западу, что СССР способен сам оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, из Советского Союза было отправлено 2,5 млн.т зерна в другие страны.

Переход к ненормированной торговле сопровождался установлением единых розничных цен на хлеб и другие продовольственные и промышленные товары.

Пайково-карточная зависимость от государства, голод, необеспеченность питанием миллионов сельчан, лишённых нормированного снабжения, искусственно нагнетали криминогенность обстановки. Во второй половине 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Сокращение поступления хлеба на внутренний рынок, необузданный рост цен весной 1947 г. привели к увеличению краж зерна, муки, печёного хлеба в городе и деревне. В том же году была создана комиссия для разработки гораздо более строгих мер уголовного наказания за кражу частного, государственного и общественного имущества. В городах продавцы хлебных магазинов и рабочие хлебзаводов не голодали. Воровство совершалось здесь в основном в целях спекуляции, и в таких случаях деятельность правоохранительных органов была правомерна.

Одной из самых болевых проблем, вызванных голодом, был рост преступлений, совершаемый бездомными и беспризорными детьми, среди которых было много сирот.

Чтобы заставить обессилевшую после войны и голода деревню работать, указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. были проведены мероприятия по выселению лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве. Одновременно правительство решило покончить с единоличниками, укрепляя заодно колхозы присоединением их скота и инвентаря.

Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов. Почти каждая семья в деревне подвергалась самообложению, которое в отличие от налога являлось добровольным сбором. В связи с ростом затрат на вооружение безудержно росло налоговое бремя. Завышенный сельхоз налог вынуждал жителей деревни за бесценок сбывать свою продукцию на рынке.

Если жалобы граждан на проведение политики доходили до правительства, то их проверка возлагалась на областные, краевые, республиканские организации, которые командировали на места своих представителей. Почти каждое дело завершалось отказом.

Людской протест против репрессий и налогового произвола выражался в разнообразной, порой необычной форме.

Вследствие названных государственных мероприятий разрушение деревни в конце 40-х - начале 50-х гг. стало катастрофическим. Несмотря на это экспорт зерна в 1948 г. был в 2,5 раза больше, чем в 1940 г. В последующие годы положение в деревне только ухудшалось. Всё более очевидным становились неэффективность сельского хозяйства и растущее недовольство народа. Сталинская аграрная политика зашла в тупик.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.