Рефераты. СССР после ХХ съезда КПСС

СССР после ХХ съезда КПСС

Оглавление

  • Введение 3
  • 1. Общественно-политическая жизнь страны 5
  • 2. Политическое развитие 9
  • 3. Социально-экономическое развитие 11
  • 4. Внешняя политика 16
  • 5. Духовная жизнь 23
  • Заключение 25
  • Литература 26

Введение

  • Время с 1953-1964 гг. называют "Хрущевская оттепель". В СССР события этих годов, стали во многом поворотным пунктом в истории страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии оправдались.
  • Съезд и особенно исторический доклад на нем Н. С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" дали толчок процессу обновления общества положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов.
  • Вместе с тем разоблачение сталинщины осуществлялось людьми, которые сами были продуктом этой эпохи и соучастниками злодеяний.
  • Не свободен был в своих поступках и оценках и Хрущев, совершивший на съезде необычайно смелый шаг. Уже в самом докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины в постановлении ЦК КПСС от 30.06.1956 г. "О преодолении культа личности и его последствий.
  • Пороки командно-административной системы были, в конечном счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления была возложена только на И. В. Сталина и лиц его ближайшего окружения.

Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя.

  • Процесс, начатый ХХ съездом, привел впоследствии к расколу практически монолитного коммунистического движения. Образовались группы партий:
  • 1) признающие некоторые "ошибки" Сталина и ориентирующиеся на КПСС;
  • 2) не признающие критики Сталина и ориентирующиеся на Компартию Китая;
  • 3) "Еврокоммунисты", прошедшие дальше всех в осмыслении сталинизма как явления и пересмотревшие само понимание социализма и путей его достижения. Таким образом, Х Х съезд положил начало кризису мирового комдвижения, из которого ему так и не суждено было выбраться.

Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др). Было сокращено число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 году до 23 в мае 1957 году) при увеличении союзно-республиканских.

Стремясь полностью подчинить себе партийно-государственный бюрократический аппарат, Н. С. Хрущев предпринял попытку создать альтернативную структуру исполнительной власти с большими элементами демократизма. Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу.

  • Реформа сводилась к формальной, организационно- структурной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 года была заложена идея административной децентрализации - перемещения функций оперативного руководства на уровень Советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. После снятия Хрущева Н. С. со всех государственных и партийных постов в 1964 году система территориального управления стала активно сворачиваться и к началу 70-х годов была полностью ликвидирована.
  • 1. Общественно-политическая жизнь страны
  • Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности и оказалось вне критики.
  • Незначительные изменения, происходившие в 1956-1964 гг. в государственной системе носили косметический характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем партии, оставаясь как бы законным прикрытием диктатуры партократии. Высшим органом власти формально являлся Верховный Совет СССР. На сессиях Верховного Совета СССР по-прежнему единогласно утверждались заранее подготовленные документы, но возобновление пусть даже формальной, но регулярной работы. Верховным Советом СССР уже было явным шагом по пути демократизации.
  • Президиум ВС., который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только работал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 года в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи, с чем было упразднено Министерство юстиции СССР.
  • Законами, принятыми сессиями В.С. СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г. расширились права союзных республик в области законодательства. Были расширены, согласно "Положению о Верховном Суде СССР", утвержденному в феврале 1957года, полномочия Верховных судов союзных республик.
  • Решением 6-ой сессии В С РСФСР в феврале 1957 года была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в связи со сталинскими репрессиями в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1958 году в автономную республику, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.
  • К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса.
  • С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Никита Сергеевич не мог обойтись без нее, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он постоянно пытался ставить бюрократию в неудобное для нее рамки.
  • Аналогичную политику проводил Сталин, но Хрущев уже не мог использовать так широко систему репрессий. Поэтому он был вынужден постоянно искать другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками. Хотя эти меры были направлены, прежде всего, на упрочнение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества.
  • В постановлении от 22.01.1957 года "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиления их связей с массами ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выбора для избирателей, которая возможна только при выдвижении альтернативных кандидатур, однако несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов. Даже столь незначительное ограничение власти бюрократии вызвало недовольство, это и было одной из причин смещения Хрущева со всех постов в 1964 году.
  • Более серьезные попытки модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти в СССР по-прежнему был Совет Министров. В 1958 году председателем был назначен Никита Сергеевич Хрущев.
  • Хрущев попытался пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. В 1957 году была проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано - 23. Большое внимание уделялось развитию других общественных организаций, работавших в основном под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.
  • Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских "пакетов" - денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. Он неоднократно пытался закрыть спецраспределитель для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь восстановили против Хрущева номенклатуру.
  • После ХХ съезда КПСС процесс реабилитации репрессированных не только принял массовый, повсеместный характер, но и воплотился в восстановлении прав целых народов, пострадавших в сталинское время.
  • Хрущев, как и некоторые другие партийные лидеры из ближайшего сталинского окружения, понимал необходимость серьезных перемен. Обоснованием таких перемен и должна была стать весьма осторожная (но смелая по тем временам) критика "ошибок" и "злоупотреблений" Сталина. Хрущев осудил практику массовых репрессий 1930- 1950-х гг., желая несколько облагородить и очеловечить социалистический строй. Хрущев действовал, руководствуясь собственными представлениями о "правильном" социализме. При поддержке партийной бюрократии Хрущев избрал путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивавших номенклатурных слоев).
  • Хрущев, оставаясь руководителем тоталитарного режима, подавлял оппозицию и внутри СССР, и в странах, управлявшихся зависимыми от московских властей местными коммунистами. Вполне в духе зрелого тоталитаризма затевалась борьба против выживших даже в сталинские годы немногочисленных мелких собственников (крестьян - единоличников, сапожников-кустарей и т.п.).
  • В 1958 году по стране прокатилась волна арестов, жестоким репрессиям подвергались верующие, закрывались храмы.
  • В 1962 году была расстреляна мирная демонстрация рабочих в Новочеркасске, получившая в истории, название "Кровавый полдень". Требования демонстрантов были довольно умеренны: речь шла о повышении оплаты труда после роста цен, - но в условиях тоталитаризма подобные акции неизбежно приобретали политический характер.
  • Волна реабилитации узников советских лагерей, возвращение выживших в сталинском ГУЛАГе, раскрепощение колхозников, которым Хрущев разрешил свободно перемещаться по стране, - эти процессы вернули обществу насильственно отторгнутые его части.
  • Некоторые историки выделяют в "хрущевском" десятилетии (1953-1964) два периода: первый, примерно до 1961 года характеризуется как время либерализации, освобождения узников ГУЛАГа, смягчения цензурного гнета. Основной чертой второго периода, по мнению сторонников этой концепции, был отход от либеральных реформ. В эти годы Хрущев утрачивает понимание народных нужд ,ссориться с интеллигенцией, занимается бесплодными реорганизациями бюрократических структур и теряет поддержку номенклатуры.
2. Политическое развитие

Причины победы Н. С. Хрущева. Маленков Г.М., Хрущев Н.С. сходились в том, что реализация программы Берия привела бы к "буржуазному перерождению" советского общества, которое было бы выгодно "Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам". Обшеству не нравилось программа предложенная Берией его заносчивость, не терпимость к инакомыслию. 26 июня 1953 года Берия был арестован по обвинению в " преступном посягательстве" на партийное руководство, шпионаже и декабре 1953 года расстрелян.

В 1955 году Хрущев добился устранения Маленкова, используя при этом отрицательное отношение к нему партаппарата, его противостояние программе партии, отсутствие бойцовских качеств.Он был направлен директором электростанции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.