Рефераты. Становление феодальных отношений в Японии

p align="left">Другая форма раннефеодального землевладения -- частнофеодальная вотчина (сёэн) сложилась одновременно с надельной системой. Первоначальный сёэн возник в результате поднятия нови или осушки земель, организованных придворной аристократией или церковью, а также на основе рисовых полей, созданных центральным правительством и переданных знати или церкви. Численный рост вотчин этого типа имел место во второй половине VIII в. В частнофеодальных вотчинах основной податной единицей была относительно состоятельная крестьянская семья. В середине IX в. (859) впервые в документах появляется термин «тато», что означало огораживание участка при возделывании нови. Это подтверждается современным написанием «тато», где первый иероглиф обозначает рисовое поле, а второй -- изгородь, забор. Впоследствии в источниках термином «тато» стали обозначать крестьян, возделывавших огороженные земли.

Наиболее распространенной системой возделывания огороженной земли был подряд, когда заключалось обычно годичное соглашение на владение землей. «Тато» стремились превратить подрядную землю в свое собственное поле. Однако право на эту землю было неустойчивым, поскольку подряд мог и не быть возобновлен. Но в результате сложившейся практики ежегодного возобновления подряда эта земля имела тенденцию превратиться в собственность подрядчика, в так называемое именное поле, а его владелец -- в «именного хозяина».

На протяжении VIII в. происходило постепенное размывание надельного землепользования, что особенно проявилось в 70-е годы: подавляющее большинство надельных крестьян под тяготами барщины и непомерных поборов разорялось, пополняя ряды бедняков, а незначительная часть превращалась в относительно более состоятельных крестьян. Этому способствовало наличие в крупных семьях большого количества сельскохозяйственных орудий и рабочей силы. Обедневшие крестьяне оставляли свои хозяйства, бежали в другие провинции и становились батраками у состоятельных крестьян. Помимо уплаты тяжелого общегосударственного налога крестьяне эксплуатировались чиновниками. Последние хищнически стремились захватить подведомственные им земли и превратить их в свою собственность либо собрать с подвластного им населения как можно больше доходов. Они беспощадно облагали крестьян дополнительными поборами. Чрезвычайно тяжелым бременем была ростовщическая ссуда. При провинциальном и уездном управлениях имелись особые зерновые фонды, оставшиеся после отправки основной массы натурального налога в столицу. Правительство разрешало выдавать часть этого фонда в качестве ссуды и получало после сбора урожая дополнительные средства в виде 30 -- 50% надбавки на предоставленную ссуду. Местные администраторы, в распоряжении которых находились эти фонды, стали предоставлять ссуду неофициально, присваивая себе весь доход. Они принуждали население брать ссуду независимо от того, была она нужна или нет, значительно завышая официальный ссудный процент.

Разорявшиеся крестьяне бросали свои земли, уходили в горы и леса, создавая отряды, именуемые в летописях как «шайки разбойников» на суше или «отряды пиратов» на море. К IX в. относится первое крупное крестьянское выступление. Во второй половине IX в. крестьяне о. Кюсю восстали, убили губернатора и разгромили провинциальные учреждения.

Крестьяне прибегали еще к одному средству борьбы против государства: они тайно переходили в частновладельческие вотчины, получая у феодала «защиту» от местной правительственной администрации. Подобный переход освобождал крестьян от всех установленных и незаконных поборов со стороны государства, от долгов и недоимок, но усиливал их личную зависимость от владельца сёэна.

СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Законодательные мероприятия раннефеодального государства после переворота Тайка юридически оформили власть новых феодальных хозяев. В подавляющем большинстве это были потомки глав, состоятельных семейных групп в разлагавшейся земледельческой общине. Они составили нарождавшуюся феодальную аристократию и закрепили за собой все экономические и политические привилегии.

Переворот Тайка способствовал установлению системы государственного закрепощения крестьян. Лично-свободные в прошлом общинники и большинство «бэ» составили сословие надельного крестьянства, прикрепленного к земле и закабаленного феодалами. Термин «бэ» сохранился лишь в применении к ограниченной группе ремесленников, обслуживающих двор.

Надельное крестьянство, согласно кодексу «Тайхорё», именовалось «добрым людом» в отличие от рабов -- «низкого люда». Таким образом, раннефеодальное законодательство признавало рабство, обставляя рабовладение рядом юридических гарантий, определяло функции некоторых категорий рабов. Владение рабами давало возможность получить дополнительную землю: на каждого государственного раба выдавался такой же надел, как и на свободного, на каждого раба, принадлежащего частному лицу, -- 1/3 надела свободного. Отдельные семьи знати владели довольно большим числом рабов, и поэтому феодал за счет рабов мог значительно приумножить свои земельные владения. Больше всего рабов было у царского двора и буддийской церкви.

Господствующий класс стремился увеличить число имевшихся у него рабов. Основной источник получения рабов -- пленные из местных «инородцев» -- в то время исчерпал себя с прекращением завоевательных походов. Поэтому стали прибегать к другим средствам: насильственному уводу, похищению крестьян, особенно детей, купле у глав семей их младших детей. В рабство можно было обратить за преступление, за неуплату долга. Практиковалась и самопродажа в рабство. Однако все эти источники рабства были ограничены и не имели массового характера. В VII в. при общей численности населения около 6 млн. рабы составляли 10-- 15% всех жителей, а в отдельных деревнях и того меньше. Труд рабов применялся в основном на строительных работах. Руками рабов был построен г. Нара, отлита колоссальная статуя Будды. Однако к середине IX в. рабский труд стал применяться все реже, а использование рабов в земледелии совершенно прекратилось.

Административный порядок, складывавшийся на протяжении длительного времени, был юридически оформлен в своде законов «Тайхорё». С целью повышения престижа правителя страны ему был присвоен титул императора (тэнно, дословно «сын неба»), создана легенда о его божественном происхождении. Высшим правительственным органом при императоре стал Государственный совет. В структуру центрального правительства включалось восемь ведомств (двора, культа, складов и финансов, общегосударственных дел, гражданской администрации, церемоний и чинов, военное и общественных дел).

Страна была поделена на провинции, подразделявшиеся на уезды. В этих административных единицах были созданы органы управления с губернаторами и уездными начальниками во главе. Деятельность провинциальной администрации контролировалась центральной властью.

Формирование раннефеодального государства сопровождалось созданием административно-политических, ремесленно-торговых и религиозных центров. Еще корейско - китайские переселенцы в 320 г. основали г. Нанива (современный г. Осака). С 593 г. существовал г. Асука, также, по-видимому, возникший при сильном влиянии северокорейской культуры Когурё. Однако последующее градостроительство проходило уже под определяющим влиянием Китая. В период 710 -- 784 и 792--1192 гг., когда столицами государства были последовательно города Нара и Хэйан, планировка столиц повторяла китайскую модель г. Чанъань (современный г. Сиань). Согласно китайскому образцу эти города были ориентированы по странам света с обращенными на юг главными воротами. В центре города (как в Нара) или на севере (как в Хэйан) располагался обширный дворцовый квартал, где помещались правительственные учреждения. Фасад дворца был обращен к югу, откуда для верующих буддистов исходил «предвечный свет Чистой земли» -- обители Будды. В ограде дворцового квартала было несколько ворот. Главными были центральные -- «Ворота красной птицы». От этих ворот шла прямая магистраль, пересекавшая Хэйан с севера на юг, -- «Проспект Красной птицы». Он заканчивался большими воротами, служившими главным входом в город. Параллельно проспекту шли улицы. Проспект и улицы пересекались под прямым углом дорогами. Улицы и дороги образовывали кварталы, в пределах которых пролегали переулки.

Города Нара и Хэйан были относительно крупными ремесленно-торговыми центрами, где изготовлялись и продавались на городских рынках высококачественные предметы роскоши, парча, металлические изделия, сельскохозяйственные орудия и другие товары.

ПРАВЛЕНИЕ РЕГЕНТОВ И КАНЦЛЕРОВ

Нестабильность внутриполитического положения -- характерная черта раннефеодальной Японии. Помимо классовой борьбы крестьян против феодалов она определялась непрекращавшимся соперничеством в правящем лагере.

Внутри господствующего класса все отчетливее складывались три группы. Первую составляли феодалы, входившие в число столичной служилой и придворной знати. Ко второй принадлежали феодалы, занимавшие высокие должности в провинциальном государственном аппарате. Будучи выходцами из столицы, они постепенно оседали в местах своего назначения. Третья группа состояла из низшей знати, никогда не покидавшей провинции.

Среди придворной аристократии на первом месте находилась группа Накатоми, с древнейших времен связанная с синтоистским религиозным культом и поэтому пользовавшаяся большим влиянием. Глава этой группы Каматари участвовал в перевороте Тайка и сделался фактически наиболее влиятельным лицом в стране. В 669 г. ему была присвоена фамилия Фудзивара. Его потомки закрепили за собой руководящее положение, сосредоточивая в своих руках наиболее важные должности. К 729 г. Фудзивара возвысились настолько, что обязали императора брать себе жен только из их семейной группы. Стремясь ослабить императорский дом, Фудзивара победили телохранителей императора и увезли его на север, в провинцию Ямасиро, где в 784 г. началось сооружение новой столицы «мира и покоя» -- Хэйан.

В 858 г. Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, а в 887 г. захватили пост канцлера при подросшем правителе. Установилось правление регентов-канцлеров (сокращенно «сэк-кан»). Первые 40 лет характеризуются относительной самостоятельностью императора, не всегда еще находившегося в отношениях свойства с Фудзивара и определенной политической несостоятельностью самих регентов и канцлеров, что являлось следствием их экономической слабости. Фудзивара ориентировались на государственные должности, замещавшиеся их родственниками, на ранговые и должностные наделы с приписными крестьянскими дворами, т. е. на надельную систему. В связи с экономической и военной слабостью режима в 895 г. Япония прервала отношения с Китаем и Кореей, въезд и выезд был запрещен под угрозой смертной казни.

КУЛЬТУРА

Создание свода законов «Тайхорё» способствовало внедрению в сознание японского общества идеи законности сложившегося в стране порядка.

Укреплению императорской власти способствовали первые летописи: «Запись древних дел» («Кодзики» -- 712 г.) и «Анналы Японии» («Нихонги» -- 720 г.), в которых были зафиксированы древние мифы, старинные легенды и сказания. Здесь имелись также хронологические записи. Составители этих первых письменных памятников действовали по прямому указанию двора и потому изображали императоров потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу -- главного божества синтоистского пантеона, относя происхождение императорской династии к 660 г. до н. э. Поскольку история страны в то время не давала достаточного материала для построения такой длительной генеалогии императорского дома, составители хроник прибегали к заимствованиям из китайских династийных историй и к нагромождению всевозможных небылиц. Хроники содержат более достоверный материал о V --VII вв., освещая, однако, лишь события придворной жизни.

В начале VIII столетия были составлены наиболее полные описания провинций -- «Записи обычаев и земель» («Фудоки»), где давалось подробное административное деление провинции, перечислялись и объяснялись географические названия, приводились данные о производившихся в провинции продуктах, о флоре и фауне, сообщались местные старинные сказания и легенды, отмечались достопримечательности.

Во второй половине VIII в. составляется первый свод японской поэзии -- «Собрание мириад листьев» («Манъёсю»), где наряду с лирикой природы и человеческих отношений имелись образцы зарождения социальной темы (Яманоэ Окура), сатиры (Отомо Табито), правдиво отражались тяготы рекрутской службы, своеобразие семейно-брачных отношений.

При храмах и дворцах во время синтоистских и буддийских праздников исполнялись священные пляски, сопровождаемые инструментальной музыкой и пением. Эти представления имели магическое или обрядовое назначение. В праздник «Умиротворения душ» танцовщица плясала на опрокинутом чане с веткой бамбука и копьем в руках, имитируя миф об удалении Аматэрасу в Небесный грот и ее последующем появлении.

Дворцовые телохранители исполняли воинские пляски с мечами. Бродячие скоморохи выступали с песнями и танцами, посвященными посевам или посадке рисовой рассады, новому урожаю и пр.

Одним из важных политических орудий укрепления власти раннефеодального государства было дальнейшее внедрение буддизма:

строились монастыри, росли ряды монахов. К 624 г. в Японии уже насчитывалось 46 буддийских храмов и 1385 монахов. Монахи в своем большинстве были наиболее образованными людьми и часто ездили в другие страны, как правило в Китай.

Монастыри имели значительные земельные угодья, к ним приписывались крестьяне. Монастырское хозяйство стало типичным частно - феодальным владением.

Первые города возникли вокруг монастырей. В г. Нара находилось семь буддийских монастырей, главным среди которых был Храм торжества Закона (Хорюдзи) -- первый монастырь в Японии, основанный в 608 г. Это древнейший образец деревянного храмового зодчества. Монастырь стал памятником японского национального искусства. Другим знаменитым монастырем был Великий храм Востока (Тодай-дзи), сооружение которого было закончено в 759 г. Само название монастыря говорит о том значении, которое ему хотели придать основатели: они мечтали превратить его в оплот буддизма на всем Востоке. Поэтому главный храм монастыря был посвящен важнейшему божеству буддийского пантеона -- Вайрочане (Будде, «всеозаряющему свет»). В храме и по сей день высится отлитая из бронзы позолоченная статуя сидящего Вайрочаны. Высота самой фигуры около 16 м. Для той эпохи это было чудом литейной техники. В храме находились многочисленные предметы искусства, особенно скульптура, изделия художественных промыслов из бронзы, золота и лака.

Ранний японский буддизм основывался на принципе «служения государству» и его условно можно назвать «придворным буддизмом». Но по мере утраты двором политического влияния идеологические установки этого буддизма перестали отвечать запросам времени. Назрела необходимость в обновлении религиозной доктрины. Новые секты отвечали этим требованиям. Своим кредо они считали «служение вере», сторонников объединяли в буддийские общины, которые по замыслу их организаторов должны были быть организационно и экономически самостоятельны.

Секты первоначально имели успех лишь среди фрондирующих слоев эксплуататорского сословия. Однако возникновение сект знаменовало новую тенденцию к широкому распространению буддизма. Он стал отражать в религиозной форме назревавшие в обществе социальные противоречия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.