Рефераты. Становление конституционно-парламентского строя в Австро-Венгерской империи

p align="left">Указами 26 февраля 1861 года областные сеймы Цислейтании реорганизовывались на началах представительства интересов населения. Избиратели, удовлетворявшие требованиям ценза или правоспособности, делились на две коллегии: городских и сельских жителей; кроме того, особую коллегию в каждой области составляли крупные землевладельцы, и, наконец, правом посылать в сейм одного или нескольких депутатов пользовались также некоторые торговые палаты. Эти четыре избирательные коллегии, или - курии, избирали своих депутатов в сейм порознь; сейм же в свою очередь выбирал из среды депутатов каждой курии определенное число представителей в рейхсрат. Ценз в областях был различный, города были в более выгодном положении по сравнению с сельскими местностями; число депутатов было пропорционально не столько количеству населения, сколько богатству края.

Этой сложной системой рассчитывали искусственным образом обеспечить преобладание немцев в куриях торговых палат, в городах и в селах, так как немцы, представляя меньшинство среди цислейтанских народов, были, однако, самыми богатыми и образованными из них. Действительно, в первом же собрании рейхсрата из 203 депутатов от Цислейтании 130 оказались сторонниками министерства, несмотря на то, что немцы в то время составляли не более трети всего населения Австрии. С другой стороны, учреждением курии крупных землевладельцев, среди которых преобладала верноподданная австрийская аристократия, имели в виду обеспечить в нижней палате господство придворных влияний и династической политики. Сверх того, на случай какой-нибудь неожиданности, которой, впрочем, трудно было опасаться, патент заключал в себе особую статью 13, которая уполномочивала министерство в отсутствие рейхсрата управлять страной при помощи указов, с тем только, чтобы «в ближайшем собрании рейхсрата довести до его сведения мотивировку и результаты произведенных мероприятий». Одной этой статьи было достаточно, чтобы свести к нулю все остальные положения конституции.

Б) Государственные законы 21 декабря 1867 года и их значение в становлении конституционно-парламентского строя.

Чехи, поляки, словены и хорваты протестовали на своих сеймах против февральского патента как противного духу и букве октябрьского диплома. Тем не менее, они явились в рейхсрат, но явились, возобновляя свои оговорки. Когда стало ясно, что венгерских депутатов нельзя туда заманить, чехи также удалились из рейхсрата. Кризис был ясен всем. 24 июля 1865 года сессия рейхсрата неожиданно была закрыта.

Неудачная война с Пруссией 1866 года заставила двор ускорить уступки венграм. 18 февраля 1867 года, было составлено министерство Андраши. 8 июня того же года Франц-Иосиф после принесения присяги на верность конституции был с соблюдением традиционных форм коронован венгерским королем - исконные права Венгрии восторжествовали.

Патентом 2 января 1867 года был созван узкий рейхсрат, но под видом чрезвычайного; это значило, что сеймы, обновившие свой состав в течение предшествовавшего промежутка, могли избирать делегатов в этот рейхсрат, не считаясь с системой курий. Антинемецкое большинство было обеспечено. Принятие австро-венгерского компромисса рейхсратом развязало бы руки правительству. Но венгерские лидеры не допустили этого, опасаясь, чтобы победа австрийских славян над немцами не возбудила венгерских славян против мадьяр (венгров).

Австро-венгерский компромисс 1867 года установил взамен прежней Австрийской империи Австро-Венгерскую монархию. Компромисс этот является хартией дуализма, если не создавшей, то во всяком случае заново организовавшей его.

Под дуализмом понимается то политическое положение, которое царило во владениях династии Габсбургов с 1867 года вплоть до распада Австро-Венгерской монархии в ноябре 1918 года. С 1867 года эта монархия называлась уже не Австрийской, а Австро-Венгерской империей. Император австрийский являлся в то же время королем Венгрии.

Австрия и Венгрия -- Цислейтания и Транслейтания -- не две части одного и того же государства, а два отдельных государства. Двуединая монархия не обладает теми правами верховной власти, которых лишены они; по полномочию этих двух государств она пользуется лишь теми правами, которые стали у них «общими» и которые исключительно относятся к внешней политике. Только иностранные государства имеют дело с Австро-Венгрией; что касается граждан, то они -- или австрийцы или венгры. Руководство внешней политикой, дипломатия, внешние торговые сношения, армия, флот -- общие у обоих государств. Во внутренних делах государства сохранили свою полную самостоятельность, обязавшись лишь руководствоваться одинаковыми принципами в некоторых вопросах экономического характера: поддержание таможенного и торгового договора, заключенного в 1850 году, обусловливало необходимость единообразия в системе косвенных налогов, по крайней мере, в ее главных чертах. Общие издержки по статьям, обусловленным их союзом, покрываются из доходов таможенного ведомства, а в тех случаях, когда последние оказываются недостаточными, общая касса пополняется прямыми налогами. Политическая уния должна продолжаться, пока будет существовать династия Габсбургов. Торговые и таможенные договоры заключаются на десять лет; финансовый договор, определяющий долю участия каждого государства в общих расходах, устанавливается также на этот срок. Если оба парламента не приходят к соглашению по вопросу о его возобновлении, император является посредником между ними; его решение имеет силу, лишь в течение года; но по истечении этого срока оно может быть возобновлено.

Император -- представитель монархии перед иностранными державами; он начальствует над армией и направляет внешнюю политику. Ему помогают три министра по общим делам: министр иностранных дел, военный министр и министр общих финансов (ведающий одними расходами). Парламентский контроль над министрами принадлежит делегациям. Ежегодно каждый парламент избирает из своей среды комиссию, состоящую из 60 членов, причем 20 избираются от верхней палаты и 40--от нижней. Это -- делегации: они заседают попеременно то в Вене, то в Пеште, не сливаясь, и, согласно закону, сносятся между собой только письменно. Компетенция их распространяется исключительно на бюджет: монархия как таковая не имеет законодательной власти. Делегации вотируют общие расходы; из принятой цифры вычитается сумма таможенных доходов; затем выясняется сумма, которая должна быть внесена обоими государствами, и распределяется между ними согласно устанавливаемой каждые десять лет пропорции: с 1867 по 1897 год 70 процентов для Австрии и 30 процентов для Венгрии, а с 1897 года 66 и 34 процента. Эти повинности являются для обоих парламентов обязательным расходом, который им не приходится даже обсуждать, а просто только внести. Итак, равенство прав и неравенство обязанностей -- вот принцип дуализма, Венгрия в момент урегулирования взаимоотношений в 1867 году была менее населена, менее развита экономически, находилась в менее цветущем состоянии, чем Австрия.

Февральский патент превратился в Декабрьскую конституцию. Знаменитая 13-я статья, преобразованная теперь в 14-ю, была редактирована так, чтобы, по видимому, помешать впредь всякой приостановке конституции; гражданам обеспечивались основные свободы, судьям -- независимость, парламенту -- права.

В) Закон 1873г. о представительской власти.

В политической эволюции Австро-Венгрии важным шагом была избирательная реформа. Либералы давно ее требовали. Будучи убежденными сторонниками единства австрийской монархии, они не могли примириться с тем, чтобы имперский парламент походил на конгресс делегатов отдельных провинций и чтобы какой-нибудь местный сейм путем отказа от избрания своих депутатов (чешский сейм только что вновь прибег к этому приему) мог урезать национальное представительство и тем лишить его всякого морального престижа. Временный закон (13 марта 1872г.) уполномочил кабинет замещать путем прямых выборов всякое депутатское место, ставшее вакантным в течение сессии. Политика отказа от участия в выборах стала отныне бесцельной, так как депутаты от немецких округов Чехии заняли свои места в рейхсрате. Окончательный закон, утвержденный 3 апреля 1873 года, не только санкционировал прямые выборы, но и увеличил число депутатских мест с 203 до 353 и перераспределил их. Представительство горбов и торговых палат, где главенствовала либеральная партия, было увеличено на шесть процентов, доля сельских общин была уменьшена на два процента, доля крупных землевладельцев -- на четыре процента. Неравенство и несправедливости в сфере представительства интересов не были устранены и теперь.

Выводы.

В ХІХ веке Австро - Венгерская империя прошла долгий и сложный путь развития. Зная о печальном конце империи в 1918 году, можно только удивляться, как она могла существовать столь долго без серьезных национальных потрясений. С позиций ХХІ века, когда воинственный национализм становится очень модным (особенно - в Украине), трудно понять, как могли уживаться столь разные народы в одном государстве без жесткой диктатуры и подавления свободомыслия. Ведь тогда не могло быть такого тотального контроля, пропаганды и репрессивного аппарата, как у нас в ХХ веке !

Приходят на ум такие мысли.

Спасает парламентаризм. Парламент - место, где стороны (этнические, религиозные и социальные группы) могут согласовать свои интересы и найти компромисс.

Крамольная и спорная мысль: при существующем имущественном цензе от выборов отсекаются бедняки - люди, которым нечего терять. Бедняки не боятся социальных потрясений. Зажиточным людям всегда есть, что терять, и они не склонны проводить социальные эксперименты и идти на поводу у толпы.

Стабилизирующая роль верховной и сакральной власти. Царь (император и тд.) менее зависит от финансовых кланов, политических элит.

Как бы мы ни ругали в учебниках коварный австрийский двор, который спекулировал на украинско-польских противоречиях в Галиции, однако - масштабных столкновений не было, действовали украинские партии и т.д. А стоило распасться Империи, как началась кровавая война 1918 - 1919 гг.

Опыт австро-венгерского парламентаризма и федерализма незаслуженно забыт.

Список использованной литературы.

История ХІХ века: В 9 т. Под ред. профессоров Лависса и Рамбо. - Пер. с франц. - М.: ОГИЗ, 1938. - Т. 5. - С. 111 - 145.

История ХІХ века: В 9 т. Под ред. профессоров Лависса и Рамбо. - Пер. с франц. - М.: ОГИЗ, 1938. - Т. 6.- С. 27 - 60.

История ХІХ века: В 9 т. Под ред. профессоров Лависса и Рамбо. - Пер. с франц. - М.: ОГИЗ, 1938. - Т. 7. - С. 169 - 206.

Страхов М.М. Історія держави і права зарубіжних країн. - Харків: Право, 2001. - 426 с.

Федоров К.Г. Історія держави і права зарубіжних країн: Навч. посібник. - К.: Вища шк., 1994. - 464 с.

Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник для студентів юридичних вузів та факультетів. - К.: Вентурі, 1995. - 256 с.

Шевченко О.О. Хрестоматія з історії держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник для студентів юридичних вузів та факультетів. - К.: Вентурі, 1995. - 230 с.

Юридична енциклопедія: В 6 т. - К., 1998. - Т.1. - 864 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.