Рефераты. Становление независимости Монголии. Деятельность Унгерна

p align="left">Ленин в период гражданской войны проявил себя жестоким политиком. По примеру Великой Французской революции конца XVIII в. он выступал за «революционный террор». Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М,2003-с.72

Указание Ленина сибирские власти довольно быстро реализовали. Допросы Унгерна состоялись: 27 и 29 августа в Троицкосавске, 1 и 2 сентября в Иркутске, 7 сентября в Новониколаевске. 13 сентября 1921 г. Главная сибирская газета «Советская Сибирь», издававшаяся в Новониколаевске, опубликовала постановление Сибирского ревкома о том, что 15 сентября назначается к слушанию дело барона Унгерна по обвинению его в контрреволюционных выступлениях против советской власти и зверствах. На следующий день эта же газета поместила «Заключение по делу бывшего начальника Азиатской конной дивизии генерал-лейтенанта Р.Ф. Унгерна фон Штернберга». В нем говорилось: «Следствием установлено, что Унгерн являлся проводником части плана, выдвигаемого Японией, как одно из средств борьбы с Советской Россией. С этой целью Унгерн вступал в сношения со всеми выдающимися кругами и правителями Китая, Монголии, составлял и рассылал письма и воззвания главарям белогвардейских отрядов: Кайгородову, Анненкову, Бакичу, хунхузским шайкам, состоящим на службе Японии, а также видному деятелю Киргизского (казахского) национального движения - бывшему члену Госуд Унгерн при содействии Семенова, китайских и монгольских монархистов организовал армию и овладел Монголией, опираясь на которую, он мог бы развернуть в широком масштабе борьбу с Советской властью и революционным Южным Китаем. При наступлении на Советскую Россию и ДВР Унгерном применялись методы поголовного вырезания населения Советской России вплоть до детей. Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М,2003-с.72

Применялись пытки: размалывание в мельницах, битье палками по монгольскому способу (бить до тех пор, пока мясо не отстанет от костей), сажание на лед, на раскаленную крышу, на деревья. Там же с.73

Постановлением Сибирского ревкома от 12 сентября с. г. Унгерн предается суду революционного трибунала Сибири по обвинению:

1.В проведении захватнических планов Японии, выразившихся в создании Срединного азиатского государства, свержения власти Дальне Восточного Правительства в Забайкалье.

2.В организации свержения Советской власти в России, в частности вСибири, с восстановлением ней монархии, причем на престо предназначалось посадить Михаила Романова. арственной Думы, Букейханову, эсэру Анучину...» Шкаренков Л.К.Агония белой эмиграции. М.,1986-с.98

3.В зверских массовых убийствах и пытках: а) крестьян и рабочих, б) коммунистов и советских работников, г) евреев, которые вырезались поголовно, д) вырезании детей, е) революционных китайцев и т. д.» Там же - с.99

Заключение подписал представитель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ЧК) по Сибири Павлунский Шумяцкий Б.Коммунистический интернационал на востоке.// Народы дальнего Востока,1965,№1-83.

Революционный трибунал был создан Сибирским ревкомом, видимо, по согласованию с Москвой. Его возглавлял председатель Сибирского отдела Верховного трибунала при ВЦИК Опарин. Членами трибунала являлись: знаменитый командир сибирских партизан А.Д. Кравченко, Габишев, Иван Кудрявцев и Гуляев. Защитником назначили бывшего присяжного поверенного Боголюбова. Общественным обвинителем выступил видный партийный деятель Емельян Ярославский. Там же с.84

Заседание трибунала началось в 12 часов 15 сентября 1921 г. в здании Новониколаевского театра «Сосновка». Поскольку суд являлся публичным, «Советская Сибирь» его освещала довольно подробно. 16 сентября эта газета писала, что Унгерн «выглядел немного утомленным, но держался спокойно. На вопросы отвеч Первый вопрос ему задал Опарин: «Гражданин Унгерн, виновным по всем пунктам обвинения?» Унгерн лаконично ответил: «Да, за исключением одного, обвинения в связи моей с Японией». Потом ему стал задавать вопросы Емельян Ярославский. Судя по объемистому репортажу И.

Майского, Унгерн отвечал «прямо и определенно». Шумяцкий Б.Коммунистический интернационал на востоке.// Народы дальнего Востока,1965,№1-с.85

Например, он говорил: страной должен управлять монарх, опираясь на аристократию; рабочие должны работать, крестьяне возделывать землю; конфискованную землю у дворян нужно вернуть прежним владельцам; войско должно воевать «не за какие-то идеи», выдуманные за последние 30 лет, а только по приказу высокого начальства, дисциплину в армии нужно поддерживать жесткими мерами. О евреях Унгерн на суде повторял те же идеи, которые излагал в своих письмах и на допросах. Затем Ярославский произнес обвинительную речь. Начал ее с характеристики, которую дал Унгерну Врангель, выделяя в ней «постоянное пьянство» барона, избиение им комендантского адъютанта, за что получил три года крепости. Этим выступлением обвинитель стремился показать Унгерна морально разложившимся человеком - пьяницей и драчуном.Юдин В.И. У истоков монгольской народной революции.- Монгольский сборнок.М.,1959-с.87

Основное место в своей речи оратор отвел зверствам барона, убийству коммунистов, советских работников, евреев, служащих Центросоюза, ни в чем не повинных детей. Он поддержал обвинения, предъявленные Унгерну трибуналом, в том числе связь последнего с Японией. Будучи членом ЦК РКП(б), Ярославский в своей речи проводит и чисто партийную пропаганду. Об этом свидетельствуют, например, такие его тезисы: суд над Унгерном есть суд не над личностью, а «над целым классом общества - классом дворянства»; «приговор должен быть приговором над всеми дворянами, которые пытаются поднять свою руку против власти рабочих и крестьян». Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с.75

Речь оратор закончил следующими словами: «Трагедия барона Унгерна заключается в том, что он не сумел сочетать свои маленькие силенки с той огромной силой, на которую он шел». Что ж, слова верные. Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/- с.71

Адвокату Боголюбову было трудно защищать Унгерна, но он защищал как мог. Адвокат выдвинул два тезиса в защиту подсудимого. Там же с.73

Первый он излагал следующим образом. После того как Красная Армия разбила «могучие армии» Деникина, Колчака, Врангеля, Унгерну нельзя было «двигаться на Россию». Но в Монголии у него сложилась такая ситуация, что он не мог там оставаться, нужно было куда-то уходить, а единственным местом, куда он мог уйти, являлась Россия». Второй тезис сводился к тому, что хотя Унгерн являлся представителем так называемой аристократии, но совершал жестокости, убийства и другие преступления. «Мог ли это делать нормальный человек?» - ставил вопрос Боголюбов и отвечал, что не мог, поэтому «перед нами ненормальный, извращенный психологически человек, которого общество в свое время не сумело изъять из обращения». Там же с.72

Боголюбов предлагал два варианта приговора. Первый - расстрел, но мгновенная смерть для Унгерна будет самым легким концом его мучений.

Адвокат склонялся ко второму варианту: «Было бы правильнее не лишать барона Унгерна жизни, заставить его в изолированном каземате вспоминать об ужасах, которые он творил». Это была попытка Боголюбова отвести от Унгерна расстрел Там же с.73.

После выступления адвоката Опарин предложил последнее слово Унгерну, но он заявил: «Ничего больше не могу сказать». В 17 часов 15 минут трибунал объявил ему приговор - расстрел. В тот же день приговор привели в исполнение. Могила Унгерна неизвестна.-93-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Барон Унгерн фон Штенберг прошёл сложный и противоречивый жизненный путь. Будучи патриотом России, он добровольцем воевал в 1904-1905гг. с японцами. В Первую мировую войну командовал сотней, проявил мужество геройство, за что был награжден пятью орденами. Барон любил воевать, любил войну.

Октябрьскую революцию барон не признавал и стал бороться с советской властью, являлся непримиримым врагом большевиков и евреев. Вынужденный уйти в 1920г. Из Даурии с азиатской конной дивизией в Монголию ,разбил там китайские войска превосходившие в количественном отношении в несколько раз его дивизию. Барон восстановил на ханском троне главу монгольской ламаистской церкви Джебцзун-Дамба-хутухту. Унгерн не вмешивался в процесс формирования Ургинского правительства Богдо-ханом. Барон не проводило «насильственной мобилизации»монголов в своё войско, монголы шли к нему добровольно или мобилизованные по указу Богдо-хан.

Его заветной целью являлось восстановление монархий на востоке и на Западе. Унгерн являлся сторонником, другом «желтой расы»,которой ,по его мнению угрожала «белая раса».Его критика западной культуры носила реакционный оттенок.

Барон был крайне жесток. Жестокость его имеет биологическую и социальную основу. Унгерн происходил из древнего рода. Его предки были жестокими воинами. Видимо гены предков в какой-то мере унаследовал и Унгерн. Однако главная причина жестокости обуславливалась социальном фактором: жестокая идеология барона неизбежно вела к жестоким практическим действиям. Он уверовал в правильность и нужность палочной дисциплины в армии, и эту палочную ввёл в своей дивизии. Он пришёл к выводу ,что евреи составляют руководящее ядро русской революции, и был уверен в том, что они непременно захватят власть в стане ,поэтому до крайности возненавидел их и убивал.

Он верил в свою судьбу, а судьбу рассматривал как божественное предназначение. Его письма пестрят такими выражениями: «Я хорошо знаю», «Я ясно вижу», «Я придумал», «Я понял», «Я верю», «По воле всевышнего мне суждено».Весь его образ жизни свидетельствует ,что он сам верил в то,что готов к выполнению божественной миссии .Сутью которой являлось «восстановление царей» и недопущение в будущем революций.

Как было уже сказано ранее в литературе встречаются характеристики его как «психопата», «психически ненормального человека», «больного человека».Психически нормальный больной человек не мог бы командовать сложным военным соединением состоящим из представителей 16 национальностей. О том, что он был психически здоровым человеком, говорит и его поведение на допросах, на суде. Вел он себя спокойно, держался с достоинством, отвечал на вопросы по существу, отстаивал свою идеологию и политические взгляды. Перед походом в Монголию он перестал употреблять алкогольные напитки, осознавая, что идёт на трудную военную операцию, когда ежечасно и ежеминутно требуется трезвый ум полководца.

Барон был нервным ,неуравновешенным, взрывным, человеком. Над ним не было никакого военного или политического органа, который хотя бы как-то его контролировал. Он был царь и бог своей дивизии, никто из его окружения не имел права задавать ему вопросы и давать советы, а большая власть как известно это ещё

Большая ответственность, но власть развратила Унгерна, делала его ещё больше неуравновешенным и жестоким.

Походы Унгерна в 1921г. против Советской России являлись явной авантюрой. Его войско в 4-5 тыс. человек никак не могло победить превосходящие силы Красной Армии. Барон надеялся на поддержку его населением Сибири, но не получил ее. Его зверства на временно захваченной территории-убийства коммунистов, евреев, партизан вместе с их семьями-могли породить только ненависть к нему со стороны местных жителей.

Являясь врагом большевиков и красных монголов Унгерн объективно, помимо своей воли ,независимо от собственных идеологических и политических устремлений в конечном счёте оказал им, своим врагам и немалую услугу. Разбив основные силы китайских войск в Халхе, он существенно облегчил задачу монгольским революционерам по очищению её от китайской военщины. Своими походами в Забайкайле Унгерн дал Советскому правительству серьёзный повод для ввода частей Красной Армии во Внешнюю Монголию, территорию которой они вместе с войсками Сухэ-Батора и Х.-Б.Максаржава освободили к концу1921г. От всех белогвардейских отрядов. После разгрома этих отрядов советское правительство вывело из Монголии свои войска, оставив там один полк по договорённости с Ургинском правительством. Поддержка Советской Россией красных монголов сыграла, пожалуй, решающую роль в победе над Унгерном и в победе Монгольской народной реводюции1921г.

Таким образом в заключении хотелось бы отметить, что в наше время наблюдаются две тенденции. Это идеализация барона и большой интерес к его личности. В своей работе я попыталась взглянуть на него непредвзято. Можно сделать два вывода

Во-первых, это был действительно прирождённый военный, талантливый даже возможно гениальный.

Но, во-вторых, нельзя забывать, что он был жестоким, целеустремленным человеком, с ярко выраженными диктаторским началом, настоящим продуктом своего времени.

Библиография

Источники

Сборники документов и материалов

1.Внешняя политика Монгольской Народной Республики в документах. Улан-батор,1974

2.Дальневосточная политика Советской Росси (1920-1922гг.),сборник документов бюро ЦК РКП (б) и Сибирского революционного комитета. Новосибирск,1996

3.Советско-китайские отношения .1917-1957.Сборник документов. М.,1959

Книги воспоминаний

1.Атаман Семенов. О себе. Москва,2002

2.Байкалов К.К.Статьи. Воспоминания. Якутск,1968

3.Белое дело. Летопись белой борьбы. Т.5.Берлин,1978

4.Бурдуков А.В.В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. М.,1955

5.Военные мемуары барона Врангеля. М.,1992

5.Гражданская война на Дальнем востоке. Воспоминания ветеранов. М.,1973

6.Есаул А.С.Макеев. Бог войны - барон Унгерн. воспоминания бывшего адъютанта. Шанхай.1949

7.Осседоновский Ф.И звери, и люди, и боги. М.,1994

8.Першин Д.П. Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак. Самара,1999

Литература

1. Абрамсон М.Политические общества и партии а Китае. Новый Восток,1962,№1

2. Белов Е.Последний «живой бог монголов»//Азия и Африка сегодня,1996,№3

3. Белов Е.Одиссея барона Унгерна. // Азия и Африка сегодня,2001.№9

4. Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М.,2003

5. Белов Е.Россия и Китай XX в.М.,1997

6. Белая эмиграция в Китае и Монголии. Мосвка,2005

7. Белое дело: начало и конец. М.,1973

8. Богословский В.А.,Москалёв А.А.Национальный вопрос в Китае. М.,1984

9. Борисов Б.Дальний восток. Вена ,1967

10. Волков С.В.Трагедия русского офицерства. М.,2002

11. Воскресенский Л.Д.Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М,1997

12. Гражданская война и военные операции в СССР. М.,1987.

13. Генкин. Конец Унгерна и начало новой Монголии. Спб.,1993

14. Герои Гражданской войны. М.,1963

15. Гражданская война в СССР. М.,1986

16. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М,1983

17. Даревская М.Е.Сибирь и Монголия. М.,1967

18. История Гражданской войны в СССР т.1-5.М.,1960

19. История Монгольской Народной Республики. М.,1983

20. История советско-монгольских отношений. М,1983

21. Капица М.С.На разных параллелях. Записки дипломата. М.,1996

22. Кислов А.Н.Разгром Унгрена.М.,1996.

23. Кислов А. Ликвидация Унгерна, война и революция. М.,1994

24. Колесников М.С. Сухэ - Батор.М.,1953

25. Ломакина И.И.Улан-Батор. М.,1977

26. Лузянин С.Г.Монголия между Китаем и советской Россией.//Проблемы Дальнего Востока,1995,№2

27. Майский И.М.Монголия накануне революции. М.,СПб.,1959

28. Марковчин В. Три атамана. Москва,2005.

29. Митюрин Д.В.Гражданская война : красные и белые. М.,2004

30. Полководцы Гражданской войны. М.,1960

31. Рощин С.К. Политическая история Монголии. М.,1999

32. Рощин С.К Унгерн в Монголии.//Восток ,1998,№6

33. Савченко В.А.Авантюристы Гражданской войны. М.,2000

34. Сопротивление большевизму 2927-2928гг.М.,2001

35. Старцев В.А. Ненаписанный роман Фердинарда Оссендовского.Смоленск,1999

36. Строд И. Унгеревщина и Семёновщина.М.,1984

37. Форопост героев. Хабаровск,1973

38. Хатунцев С. Странная судьба барона Унгерна. // Родина,2004,№9

39. Цветков В. На сопках Монголии.//Родина,2005,№1

40. Цветков В.Белая гвардия //Родина,2000,№11

41. Цветков В Разгромили атаманов, разогнали воевод// Родина,1997,№11

42. Цибиков Б.Разгром унгеровщины. Улан-Удэ,1947

43. Чалов. А. Монголия Далёкое - близкое // Дальний Восток,1998,№11/12

44. Черкасов -Георгиевский В.Г. Вожди белых армий. Смоленск,2000

45. Чойбалсан Х.Краткий очерк истории Монгольской Народной Республики. М.,1952.

46. Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. М.,1999

47. Ширендыб Б.Монголия на рубеже XIX-XXвеков. Улан-Батор,1963.

48. Ширендыб Б.История монгольской народной революции. М..1971

49. Шкаренков Л.К.Агония белой эмиграции. М.,1986.

50. Шумяцкий Б.Коммунистический интернационал на Дальнем Востоке.//Народы Дальнего Востока,1965,№1

51. Юдин В.И.У истоков монгольской народной революции. М.,1959.

52. Якимова Л.Т.Дальний Восток, в огне борьбы с интервентами и белогвардейцами. М.,1979.

Ресурсы Интернета.

1.Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/

2. Станислав Хатущев «Буддист с мечом» Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: / Перед лицом истории mht

3. Ладыгина И.В. Четыре мифа о бароне Унгерне Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.