Однако «республиканское» устройство, которое давал университетам Устав 1863 г., вновь было изменено Уставом 1884г. Он определил структуру русских университетов вплоть до 1917 г. На его содержании и на системе управления высшим образованием сказалось усиление реакционного курса внутренней политики как следствие назревания революционной ситуации и активизации студенческого движения. Уже были приняты «Правила о надзоре за студентами вне стен университета» (1867г.), упразднен университетский суд (1879г.). Основание, на котором было возведено здание Устава 1884 г. - централизация административной власти и придание университетам формы государственных учреждений, которую они потеряли в предшествующий период. Глинский Б.Б. Университетские уставы (1755-1884 гг.). - Исторический вестник, 1900, №2., с.730. Значительно изменялась административная организация университетов. Они были поставлены в полную зависимость от Министерства народного просвещения и попечителей учебных органов. Ректор назначался министром, а попечитель выбирал деканов, по своему усмотрению собирал совет, правление и собрание университетов. Устав ликвидировал автономию университета, причем под личиной академической свободы. Высшее образование в России, с.97. Компетенция университетского совета и факультетских собраний сводилась к узко учебным и научным вопросам (п.1 гл.4 устава), а власть ректора была значительно расширена. Вся жизнь университетов мелочно регламентировалась. Усилился контроль за подбором и расстановкой кадров. Выпускные экзамены отделялись от преподавания и проводились в особо назначенных при университетах комиссиях. Устав регламентировал не только организацию, но и характер преподавания. Содержание учебных курсов определялось «Экзаменационными требованиями». Там же, с.99. Справедливости ради следует отметить, что на факультетах, тем не менее, создавалось несколько вариантов учебного плана и студенты могли слушать лекции в любой последовательности в рамках избранного плана (п.п. 70, 72, 73 Устава). Студенты признавались лишь как отдельные посетители, их корпорации были запрещены. См. Яковлев В.П. Политика царского правительства в университетском вопросе(1905-1910г.г.). "ВЛГУ", ИЯЛИ, в.1, 1969, № 2, с.157.
Таким образом, наиболее яркая черта Устава 1884 г. - он полнее всех предыдущих уставов осуществил идею административного контроля над всей внутренней жизнью университета. Высшая администрация получила преимущественные права во всех внутренних делах университета. Правительство хотело «гарантировать спокойное течение академической жизни посредством полицейского режима». Воробьев В.А. Указ. соч., с.8.
Реакционность внутренней политики царизма усиливалась в связи с обострением классовых противоречий, начавшимся массовым рабочим движением, небывалым ростом крестьянских выступлений. Студентов, участвовавших в беспорядках, отправляли в армию по специальному акту. «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками выс-ших учебных заведений, удаляемых из сих заведений за учинение скопом беспорядков» от 29.07.1899 г. (История Московского университета, с.364). Для усиления контроля за благонадежностью студентов были изменены условия приема. См. История Московского университета, с.380.
Интенсивное социально-экономическое, политическое и культурное развитие России обусловило интенсивное развитие высшей школы, потребовавшее реформы образования. Осуществить ее было необходимо с учетом возросших нужд экономики в приложении научных знаний к промышленности и сельскому хозяйству. В университетах начали преподавать прикладные дисциплины с ориентацией на профессиональные знания. Создавались профессиональные высшие учебные заведения - технические училища, ветеринарные и технологические институты, институты сельского хозяйства и лесоводства, горные, морские, торговые, а также военные институты, образовательные учреждения музыки, театра, искусств, юридические и медицинские институты. Управление ими осуществлялось различными ведомствами, их деятельность регламентировалась отдельными от университета нормативными актами. Не было единых правил замещения преподавательских должностей в специальных вузах. Лишь в 1890г. было установлено ученое звание адъюнкта института. История университетского образования.., с.30.
Высшее духовное образование, начало которому было положено еще в 1721г., также открывало дорогу к должностям чиновников. См. Высшее образование в России, с.218-225.
Попытки реформирования университетов, преобразование высших учебных заведений, поиски компромисса между потребностями реформирования и уставом 1884г., а также нараставшая революционная ситуация в итоге привели к введению в 1905г. Временных правил об управлении вузами Министерства просвещения. Распространялись также на вузы Министерства финансов, внутренних дел, путей сообщения, управления землеустройства и земледелия, технологические и ветеринарные институты и др. (Россия. Законы и постановления. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. Спб, 1909,с.137-140). Хотя советские исследователи оценивают их по-разному, См. История Московского университета, с.375; Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - нач.XX в.М., 1991. очевидно, что "Временные правила" увеличивали самостоятельность вузов и их полномочия в решении вопросов вузовской жизнедеятельности.
По-прежнему попечитель наблюдал за ходом преподавания и исполнением соответствующих правил и распоряжений, его власть была определяющей; однако ректорат вновь стал выборным, был расширен круг вопросов компетенции ректора и Совета, студентам разрешалось индивидуальное обучение. См. Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Указ. соч., с.162. Впервые представители университета были допущены в Государственный совет.
Автономию получили и женские курсы, предусматривалась их самостоятельность в организации научной, учебной и административно-хозяйственной деятельности. Федосова Э.П. Указ. соч., с.61. В 1911г. был принят специальный закон об испытаниях «лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений», Закон 19.12.1911г. и правила об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ученых степеней и зва-ния учительницы средних учебных заведений. Спб, 1913. ряд курсов получил статус высших учебных заведений, а их выпускницы получали полноценный диплом, сдав госэкзамены в императорских университетах. К 1915г. женщины могли обучаться на отдельных факультетах других государственных учебных заведений. См. Высшее образование в России, с.134.
Эффективная модель высшей школы автономного типа усиленно реализовывалась за рамками государственно-обусловленной системы, в учебных заведениях, созданных по инициативе снизу.
Частные и муниципальные высшие учебные заведения - неправительственная «вольная» высшая школа - не только помогали искать выход из кризиса высшего образования, но и способствовали распространению знаний исходя из потребностей разных слоев населения. «Эта инновация показательна для многих стран и отражает тенденцию к нетрадиционным формам высшего образования». (Амбросимова Н.М. Сравнительные исследования в высшем образовании за рубежом. Сер.: научные доклады. Вып.6. М., 1994, с.21.) В основном это были частные и общественные учебные заведения, рост которых был обусловлен появившейся в 1905г. соответствующей правовой базой. История университетского образования.., с.39. В целом они в значительной мере ориентировались на учебные планы университетов и других учебных заведений. Реальный авторитет вольных учебных заведений зависел от предоставления им государством статуса высших. Специальный закон был принят в 1914 г. Россия. Законы и постановления. Одобренный Государственным советом и Государственной Думой Закон о частных учебных заведениях, классах и курсах Ми-нис-терства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений. Казань, 1916.
Хотя «Временные правила» лишь обещали определенные права, не отменяя действующих законов, и не гарантировали выполнения обещаний, содержащихся в них, они оказали значительное влияние на студенческое движение и поведение профессуры. См. Иванов А.Е. Университеты в 1905г. ИЗ, т.88, М., 1971; Корбут М.К. Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина за 125 лет. 1804/05-1929/30, т.2, Казань, 1930. Понятие «автономность» фактически расширялось до понятия «экстерриториальность», или «государство в государстве». Во многих университетах допущены были существенные отступления от установленных законом и Правилами порядка. Автономный университет стал трибуной революции; сложную ситуацию профессора пытались использовать для того, чтобы получить от царского правительства политические уступки общегосударственного порядка. Разворот событий убедил правых консерваторов, что автономия и университеты - понятия не совместимое в российских условиях. К сожалению, этот подход и стал определяющим на многие десятилетия вперед.
Было издано разъяснение Сената по поводу Указа от 17.10.1905 г. об университетской автономии: автономию надо понимать «не в смысле независимости от надзора министра просвещения, а в смысле дарования советам университетов права свободного выбора ректора и проректора и участия всей профессорской коллегии в урегулировании правильного хода учебной жизни». См. Яковлев В.П. Политика царского правительства.., с.162.
В 1909 г. была возрождена упраздненная инспекция. Фактически все завоеванные права и «Временные правила» были уничтожены к 1911 г., когда в университеты начали вводить войска и полицию.
Особый статус в сравнении с русскими университетами сохранял Гельсингфорский университет в Финляндии: он имел несколько отличную систему управления, присваивал иные ученые степени, но его выпускники пользовались равными правами с окончившими другие российские университеты. См. Высшее образование в России, с.118-120.
В канун первой мировой войны система высшего образования переживала кризис, связанный с разложением самодержавия. Царское правительство не сумело вывести высшие учебные заведения из тупика, в который их загнало. Временное правительство, хотя и успело подготовить к осени 1917 г. проект Общего устава российских государственных университетов, было озабочено не осуществлением подлинных реформ, а поиском путей и средств предотвращения свободомыслия студентов и профессуры. Фактически шла борьба «за автономию университета от революции». Корбут М.К. Указ. соч., т.2, с.18; . Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. М., 1988, с.26.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что российские университеты с самого возникновения плохо вписывались в систему учреждений феодальной монархии. Хотя их целевые задачи определялись в соответствии с интересами царского правительства - «приготовлять юношество для вступления в различные звания государственной службы», См. Эймонтова Р.Г. Русские университеты... высшая школа воспитывала и ученых для себя, удовлетворяла потребности общества. Реальные результаты деятельности системы шли во многом вразрез с намерениями царизма. Баланс правительственной и университетской власти изменялся от устава к уставу в зависимости от конкретной экономической и общественно-политической ситуации и, в свою очередь, влиял на качество и содержание образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5