Таким образом, вся деятельность первых правительств новой Японии в 70-80-х гг. минувшего столетия (Арикугава, Ивакура, Сандзе) была направлена на создание условий для ускорения промышленного развития страны, чтобы компенсировать ее относительно запоздалый переход к новому обществу и сократить дистанцию, отделявшую Японию от уровня развития крупных капиталистических государств Запада.
В конце 1880 г. правительство взяло курс на дальнейшее укрепление и развитие японского капитализма и военной базы государства. Государство видело средство достижения этой цели не только в стабилизации курса цены, но и в передаче государственных предприятий крупной буржуазии.
Государственные предприятия сыграли большую роль в развитии крупной капиталистической промышленности. Но вскоре положение изменилось. Частные предприниматели начали вкладывать свои капиталы в промышленность. К тому же государственные предприятия как источник увеличения государственных доходов сеть не оправдали. В финансовом отношении правительственные заводы, за исключением некоторых образцовых текстильных фабрик, работавших на экспорт, оказались убыточными. Государственная казна не выдерживала дополнительных расходов по содержанию нерентабельных правительственных предприятий. Поэтому правительство решило перейти к политике поощрения частнокапиталистической промышленности и передачи государственных предприятий частным лицам.
Таким образом, к 80-м годам Х1Х в. в Японии создались экономические предпосылки для быстрого роста крупной частнокапиталистической промышленности.
Это изменение промышленной политики правительства было ознаменовано изданием закона «О передаче заводов» (кодзе харай-сагэ гайсоку) от 5 ноября 1880 г. В преамбуле этого закона правительство следующим образом объясняет причины своей политики: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность; поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом» [24].
Первыми были переданы невоенные отрасли промышленности. Правительство начало постепенно передавать частным лицам предприятия горной промышленности и судостроительные заводы. Правительство продало на весьма выгодных условиях медные рудники в Асио фирме Фурукава, самый большой в стране судостроительный завод в Нагасаки, серебряные рудники Икуно и угольные шахты на Хоккайдо - фирме Мицубиси.
Результатом протекционистской политики государства стали неравномерность и однобокое развитие промышленности с преобладанием легкой, главным образом текстильной промышленности. Наиболее быстрыми темпами развивалась хлопчатобумажная промышленность. Японские исследователи назвали эту отрасль «ключевой индустрией» («кии сангё»), имея в виду, что она была первой отраслью промышленности, созданной в Японии. Об этом, в частности, свидетельствует «… рост количества хлопчатобумажных веретен в течение 1877-1897 гг. с 8 тыс. до 970 тыс., а продукции хлопчатобумажной пряжи - с 2 тыс. до 401 тыс. кан» [25].
Во второй половине 80-х годов в Японии происходит промышленный подъем. В текстильной промышленности в это время появились такие крупные акционерные компании, как «Канэгафути босэки», «Токио босэки», «Сэцу босэки», «Одзаки босэки», «Найгаймэн» и другие, объединявшиеся в первую в Японии картельную организацию «Босэки рэнгокай». «С 1885 по 1890 гг. число бумагопрядильных фабрик увеличилось с 20 до 30» [26].
Таким образом, все эти реформы по своему значению были прогрессивным явлением для Японии, потому что они содействовали развитию капиталистических отношений в стране. Положение буржуазии в правящем дворянско-буржуазном блоке укрепилось. В то же время самурайство, за исключением привилегированной феодальной знати, занявшей высокие посты в государственном аппарате, с трудом находило себе место в новой социально-политической системе. Недовольство реформами, стремление любой ценой повернуть историческое развитие вспять и возвратиться к прежним порядкам стало характерной позицией значительной части самураев.
Проведение буржуазных преобразований, ликвидация феодальных княжеств, роспуск самурайских дружин в связи с введением всеобщей воинской повинности - все это привело к тому, что значительная часть низшего самурайства оказалась выбитой из обычной жизненной колеи. Государственный аппарат в центре и на местах, хотя он и состоял почти исключительно из самураев, все же не мог обеспечить работой их всех.
В результате этого неустроенная часть самурайства, а также часть высшего дворянства стали проявлять все большее и большее недовольство буржуазными преобразованиями, превращались в противников нового строя.
Часть самураев стала прибегать к террористическим актам против видных государственных деятелей, к организации заговоров и вооруженных восстаний.
В феврале 1877 года в княжестве Сацума вспыхнуло самурайское восстание под предводительством Такамори Сайго, в котором приняли участие несколько десятков тысяч человек. Войска Сайго после нескольких месяцев кровопролитных сражений с правительственной армией в сентябре 1877 года потерпели поражение. Для буржуазного правительства поражение самурайства послужило не только укреплению его позиций, но и было использовано как доказательство правомерности и необходимости буржуазных преобразований.
Недовольны своим положением были и крестьяне. Размах крестьянского движения внушал самые серьезные опасения правительству. Так, «в 1868 г. произошло 17 восстаний, в 1879 - 48, в 1870 г. - 31, в 1873 - 36» [27]. Причем, из 30 с лишнем крестьянских восстаний, происходивших в 1873 году, 12 вспыхнуло в связи с законом о всеобщей воинской повинности[28].
Аграрная реформа в том виде, в каком она была осуществлена, не решила большинства социальных проблем деревни и не удовлетворила нужды подавляющей части землевладельцев. Данная реформа еще больше ухудшила положение крестьян, усилила процесс социального расслоения в деревне, увеличила категорию совершенно неустойчивых людей, потенциальных батраков и рабочих. В силу этих обстоятельств крестьяне поднимаются на борьбу. Их выступления носили стихийный характер, но за ними стоял вполне реальных и обоснованный комплекс причин.
Таким образом, революция 1867-1868 гг., расчистившая путь для капиталистического развития Японии, носила незавершенный характер. Буржуазия в этот период еще не созрела как революционная сила, свержение феодальной власти происходит под лозунгом передовой части дворянства и под лозунгом реставрации императорской власти. Значительная часть реформ была осуществлена в форме компромисса с классом феодалов. Некоторые его наиболее активные деятели заняли ведущие посты в государственном аппарате и армии.
Вместе с тем были осуществлены коренные социальные и экономические преобразования: создано централизованное государство, отменены феодальные сословия, произведена земельная реформа. Многие недовольные реформами участвовали в 70-е гг. Х1Х в. в самурайских мятежах. Правительство, ставя цель преодолеть экономическую и военную отсталость, проводило протекционистскую политику, помогало формированию слоя привилегированной буржуазии, создавало армию для захвата внешних источников сырья и рынка, так как внутренний рынок остался узким.
Незавершенность революционных событий 1867-1868 гг. в Японии проявилась во всех реформах, проведенных дворянско-буржуазным блоком. Она была определена двойственной позицией буржуазии, не боровшейся за полноту власти, а пытавшейся уступками удовлетворить своего союзника - феодалов - и отодвинуть, предотвратить революционные выступления масс, недовольных ограниченностью реформ.
Тем не менее, буржуазная революция стала важнейшим рубежом, отделившим феодальную Японию от периода капиталистического развития страны, хотя и отягощенного множеством феодальных пережитков. Объединение страны способствовало формированию японской буржуазной нации и созданию самостоятельного национального государства.
1.2 Турция от реформ танзимата до становления системы парламентаризма
1839 год открыл новую эпоху в преобразовательной политике верховной власти империи. Крупный государственный деятель Мустафа Решид-паша подготовил, а султан Абдул-Меджид утвердил Гюльханейский акт, имевший принципиальное отличие от предыдущих нововведений [29].
Гюльханейский акт открыл целую серию преобразований в области права, экономики, народного просвещения, получивших общее название танзимата (от арабского слова «танзим» - упорядочение).
Много внимания уделялось инициаторами Гюльханейского акта реализации его положения о неприкосновенности жизни, имущества и чести всех подданных. С этой целью было принято уголовное уложение, выработан коммерческий кодекс, учреждены Государственный совет и провинциальные конституционные советы - меджилисы из представителей мусульманской и немусульманской общин. Все эти меры способствовали известному ограничению произвола и беззаконий в действиях администрации, уменьшению случаев конфискаций имущества. Однако они никак не затрагивали самодержавной власти султана и потому не могли радикально изменить существовавшие порядки. Турецкая правящая верхушка сохранила за собой монополию на все важнейшие гражданские и военные должности.
Стремясь оздоровить экономику страны, Мустафа Решид-паша обратился к пересмотру налоговой системы. Были отменены чрезвычайные налоги, барщина, упорядочено взимание подушного налога с немусульман - джизьи. Вместе с тем попытка Порты упразднить откупную систему, разорительную для народного хозяйства, окончилась неудачей. Та же участь постигла проекты организации ряда металлообрабатывающих, текстильных и бумажных предприятий, мероприятия по улучшению сельского хозяйства, попытки оздоровить финансы.
В 1853 г. в связи с Крымской войной реформаторская деятельность Мустафы Решид-паши была прервана.
В 1856 г. начался второй период танзимата. Его основные положения содержались в Хатт-и-хумаюне 1856 г., который представлял собой широкую программу внутренних преобразований[3].
В период танзимата структура государственных органов управления подверглась значительным изменениям. В процессе осуществления реформ создавались новые органы, которые соответствовали потребностям времени: Совет министров, министерства, советы (меджлисы) общеимперские и специальные, а также по самоуправлению. В целях коллегиального обсуждения вопросов государственного управления создавались различные специальные совещательные органы при высших ведомствах гражданского и военного управления. Были созданы следующие советы: финансовый, счетоводства, управления полиции, по надзору за почтой и телеграфом, адмиралтейства, земледелия, промышленности, косвенных налогов[7]. При Абдул-Меджиде 1 важнейшие задачи внутренней и внешней политики государства фактически решались Советом министров, но в силу установившейся практики его решения формально утверждались султаном.
Высший совет танзимата занимал самое высокое положение по рангу и авторитету по сравнению с другими советами. Совет имел право рассматривать законопроекты по всем вопросам, которые он считал заслуживающими внимания, а также принимать и рассматривать предложения, непосредственно предоставленные ему официальными и неофициальными лицами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10