Рефераты. Становление регулярной полиции в России

p align="left">В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину, полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернаторские жандармские управления.

Согласно «Временным правилам об устройстве полиции» (1862 г.) в уездах создавались уездные полицейские управления, в которые входили городничий со своей канцелярией, представлявший уездный город, и земский исправник с земским судом, представлявшие уезды.

В составе канцелярии градоначальника, заменившей управы благочиния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого она передавала следователю, а тот - прокурору.

Меры пресечения, которые применяла полиция, включали отобрание вида на жительства, установление надзора, взятие налога, передачу на поруки, домашний арест, взятие под стражу.

Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в Центре и на местах [9, с. 339].

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственного его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, позднее он назывался просто департаментом полиции, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и 3 отделение. В 1883 г. к нему был присоединен Судебный отдел, осуществляющий надзор за политическими делами.

В ведении Департамента находились охранные отделения, городские и уездные полицейские учреждения, сыскные части, пожарные команды и адресные столы. С Департаментом был тесно связан Отдельный корпус жандармов, входивший в состав Министерства внутренних дел.

В состав Министерство внутренних дел входило Особое совещание, ведавшее вопросами административной ссылки. Департамент полиции состоял из нескольких делопроизводств, в задачи которых входили: вопросы политического сыска, работа с заграничной агентурой, негласный надзор и т.д.

Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы,- присутствий по крестьянским делам, делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и прочее. Ключевой должностью стала должность исправника.

Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.

Сосредоточение в руках единого органа руководства общей широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительна расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты. Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции [1, стр. 8].

3. Положение о корпусе жандармов

В 1867 г. Было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому вместо жандармских округом, включающих в свой состав по нескольку губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления. В отдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединяли деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. В крупнейших городах и морских портах были расквартированы жандармские дивизионы и команды. В связи с массовым строительством железных дорог для их охраны учреждались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тыс. человек.

Начальник губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов.

Непосредственным, поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы жандармского аппарата в 1867 г., явилось покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на императора Александра 2.

Но действительные причины реформы были гораздо глубже. Дело в том, что когда в середине 20-х годов 19 века создавался корпус жандармов, революционное движение было по преимуществу движением дворянских революционеров. Их численность была сравнительно невелика, подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Иное положение сложилось в 60-70-е гг. 19 века. Главной фигурой в революционном движении стал революционер-разночинец. Это привело к переориентации жандармерии на наблюдении за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. Отсюда необходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов.

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально передано корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции или принять меры к решению дела в административном порядке.

В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Политическая полиция (жандармерия) подчинялась 3 Отделению царской канцелярии, а общая полиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически подчинялась на местах губернаторам.

После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным, учреждается чрезвычайная Верховная распорядительная комиссия, начальник которой - граф М.Т. Лорис-Меликов наделялся по существу диктаторскими полномочиями. К августу 1880 г. комиссия, выполнив свои первоначальные задачи, упраздняется. Однако опыт объединения в одном органе руководства всеми видами полиции, накопленный комиссией, был положен в основу реорганизации Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г.

Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. 3 Отделение упразднялось, а общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов. Командиром корпуса стал товарищ (заместитель) министра внутренних дел - заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции [15, с. 178].

14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которым предусматривалась возможность объявления состояния чрезвычайной и усиленной охраны как в империи в целом, так и в отдельных ее частях, что вело к значительному расширению прав полиции. В соответствии с этим Положением был создан орган внесудебной репрессии - Особое совещание при МВД, которое получило право ссылки в административном порядке в отдельные районы империи сроком до 5 лет.

Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы - губернские управлении), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по - прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде разночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственных преступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учреждены специализированные органы политического сыска - отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с подпольными революционными организациями при помощи секретной' агентуры. Деятельность этих отделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный при Московском охранном отделении «летучий отряд филеров», преследовал революционеров на большой части территорий империи.

Бурное развитие капитализма, резкое увеличение численности городского населения способствовали росту уголовной преступности. Это вынудило царизм предпринять определенные организационные меры. В частности, еще в 1866 г. при Петербургском градоначальнике было создано сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска [7,с. 220].

4. Политический сыск

В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитию революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска - отделение по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли при канцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петрограда и градоначальника Варшавы. Позднее, особенно в начале 20 века, они получили значительно более широкое распространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам. Действуя от них самостоятельно, они подчинялись департаменту полиции. Создавались они «дл производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждений по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних» В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениями столицы, клубами, обществами: «принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций» и т.п.

Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.

Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.

Весьма широкие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением были значительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этому Положению любая местность по решению министра внутренних дел, генерал-губернатора (при отсутствии внешней опасности) могла быть объявлена ив состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положения устанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществовало вплоть до февраля 1917 г.

Как уже указывалось, введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело к значительному увеличению полномочий местной администрации и полицейских органов. Они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещать деятельность органов печати, запрещать собрания, арестовывать, штрафовать и высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции [14, с.340-341].

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что изменения в государственном механизме, происшедшие в эпоху реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это отразилось, хотя и в разной степени, на различных системах государственных органов и органов самоуправления.

Развитие Российского государства во второй половине 19 в. проходит как бы в два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы в 60-70 гг., которые отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.

В 80-е гг. устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ.

В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в Центре и на местах.

При выполнении работы я выполнил поставленные изначально задачи: рассмотрел становление полиции в России после отмены крепостного права и раскрыл положение о корпусе жандармов, раскрыл общие положения о политическом сыске.

Список используемых источников

1. Гомола А.И., Панцерная С.Г., История государства и права России: Учеб. пособ. - М.: Мастерство, 2001 г.

2. Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для вузов. - М., 2003 г.

3. Добилов М.Д. Александр 2 и отмена крепостного права // Вопросы истории, 1998 г., № 10.

4. Захарова Л.Г. Россия 19 века в мемуарах Д.А. Милютина // Отечественная история, 2003 г. № 2.

5. Захаров Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история, 2005 г. № 4.

6. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2004 г.

7. История Государства и права России. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева- 2001 г.

8. История государства и права России: конспект лекций.- М.: Юрайт -Издат, 2009 г.

9. История отечественного государства и права, ч. 1: Учебник/Под ред. О.И. Чистякова - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристь, 2003 г.

Ю.История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П.

Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003 г. 11.История России 19 в. - начало 20 в. Учебник для вузов / Под ред.

В.А. Федорова. М., 1998 г. 12.Реформы Александра 2 -М.: Юрид. лит., 1998 г. 1 З.Троицкий Н. Александр 3: время, прайление, личность // Свободы

мысли, 2000 г. № 5.

14.Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. Учебное пособие - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 г.

15.Юшков СВ. История государства и права России (9-19 вв.). Ростов на Дону, 2003 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.