Рефераты. Столкновение идеологий в царской России

p align="left">Первая мировая война стала войной за передел уже переделанного мира. После поражения от Японии и революции Россия не могла ставить масштабные самостоятельные задачи во внешней политике. И ей пришлось примкнуть к одному из уже существующих блоков: англо-французкой Антанте. А в 1914 году после убийства австрийского наследника престола, Австро-Венгрия объявила войну Сербии, а союзная с Австрией Германия нанесла удар по Франции. Началась I Мировая Война. И Россия, как союзник Антанты, тоже вступила в нее.

В мировую войну, или как поначалу ее называли -- Европейскую, Россия вступила без четко определенной цели. Никаких территориальных претензий к супротивным державам -- к Германии и Австо-Венгрии -- она не имела. Народу, да и всему миру объявлялось, что Россия вступает за братский сербский народ, над которым нависла австрийская угроза. Еще говорили о водружении святого креста над бывшим главным византийским храмом Святой Софии, ставшим за последние 400 лет главной мечетью магометанской Турции.

Идея завладения проливами (Босфором и Дарданеллами) всплыла только в ходе мировой войны, когда царское правительство было поставлено перед двумя фактами: война будет затяжной и война уже забрала слишком много жертв. Необходимо было политическое оправдание понесенным жертвам: за что полегла русская гвардия в прусских лесах? За водружение православного креста над святой Софией в Константинополе. Про насущную экономическую необходимость этих проливов для русского государства говорить постеснялись. Только взятие черноморских проливов передавало стратегический смысл этой войне. Теперь задача России состояла в том, что б захватив турецкие проливы, вывести Турцию из состояния войны, что само самой означало предпосылки к окончанию войны. А, как известно, в стране-победителе революции быть не может. Но вдруг выяснилось, что Черноморский флот не в состоянии выполнить эту операцию.

Самой крупной ошибкой Николая II было вступление в войну, к которой страна была не готова, хоть у Росси и были международные обязательства. А в период с 1915 по 1917 годы император совсем отошел от власти, пустив все на самотек. Но был уже не 1905 год, и власть была уже не та. Страна стояла на пороге Февральской революции.

Идеология пролетарского движения и её роль в образовании СССР

Окончательно закончилось правление самодержавия после событий конца февраля - начала марта 1917 года в Петрограде, известных как февральская революция.

Катализатором революции послужила Первая мировая война, обострившая противоречия, существовавшие в России. Первая мировая война окончательно разрушила и без того шаткую экономику царской России. Промышленность, только-только вставшая на ноги после кризиса полностью переключилась на нужды фронта, почти не выпуская товары для внутреннего потребления. В селах не хватало рабочих рук, и постепенно наступал продовольственный кризис. Власть, во главе с царем, не предпринимала необходимых мер по спасению страны.

Волнения в Петрограде начались 23 февраля. Еще за несколько дней до этого в городе начались огромные сложности с продовольствием, выросли очереди за хлебом. В этот день забастовало свыше 100 тыс. человек, а на следующий к бастующим присоединилось практически столько же. К 25 февраля бастовало уже почти 75% всех рабочих Петрограда. 28 февраля на сторону бастующих рабочих стали переход солдаты, и к вечеру практически весь город оказался в руках восставших. В те же дни возникают два центра восстания: Временный комитет, созданный Государственной думой, и Совет рабочих и солдатских депутатов, созданный социалистами при участии широких слоев восставших. Уже тогда все в столице осознавали, что в стране происходит революция. Символический смысл событий отражала появившаяся вместо уничтожаемой царской новая атрибутика: повсеместно развевались алые флаги, одежду украшали красные банты. Город и его важнейшие объекты (Зимний дворец, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, телеграф, вокзалы и др.) находились в руках восставших солдат и вооруженных рабочих. Именно их радикальные настроения определяли обстановку. Царское правительство ушло в отставку, некоторых министров арестовали. Вслед за этим в ночь с 1 на 2 марта на переговорах между Временным комитетом Государственной Думы и Исполкомом Петросовета была достигнута договоренность об образовании Временного правительства во главе с популярным земским деятелем князем Г. Е. Львовым.

Февральские события 1917 г. явились началом, исходной точкой мощного процесса, завершение которого выходит далеко за рамки революционного года. Падение самодержавия обнажило глубину социально-политических противоречий и одновременно породило взлет социальных ожиданий и претензий у подавляющего большинства населения, составлявшего наиболее обделенную часть общества. Высокая социальная и гражданская активность, осознание личностью своих интересов и необходимости совместных действий для их реализации - вот характерная особенность этого периода.

С одной стороны, налицо было гигантское несоответствие между вполне понятным стремлением рабочих, солдат, крестьян многонациональной страны к немедленному удовлетворению своих требований, обусловленных нищетой, отсталостью, тяжелым гнетом самодержавия, военной разрухой, и возможностями их реализации в условиях 1917 г. С другой стороны, явственно проявлялись слабость, колебания власти даже в тех вопросах, которые были вполне разрешимыми правовым путем.

Все это неминуемо вело к широкому применению прямого революционного действия: явочным путем был введен восьмичасовой рабочий день, рабочие добивались права участвовать в управлении предприятиями, крестьяне захватывали помещичьи земли и т.п. А поскольку шла война и страна была буквально наводнена оружием, при крайнем обострении противоречий неизбежно происходили вооруженные эксцессы.

Но все же определяющим был иной процесс. В условиях политической свободы, не ограниченной никакими рамками, бурно, лавинообразно формировалось гражданское общество.

Активно действовали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, фабзавкомы, профсоюзы, солдатские комитеты, организации многочисленных партий, разнообразные союзы. Черты, характерные для западной политической культуры, получили, таким образом, дальнейшее развитие.

Временное правительство и коалиция стоявших за ним сил выступили за переход на западный буржуазно-демократический путь развития. Парламентская республика с разделением властей, правовое государство и гражданское общество, рынок как способ функционирования экономики, а следовательно, неизбежная социально-классовая дифференциация и развитие частной собственности - таковы были составные элементы программы Временного правительства. Эта программа в основном привлекала образованную часть общества, а также те слои населения, которые уже оказались связаны с капиталистическими структурами западного типа и являлись их приверженцами (предприниматели, высококвалифицированные слои рабочего класса, связанная с рынком часть крестьянства, мелкие городские собственники и т.п.)

Наиболее широкое распространение и влияние в массах получили самодеятельные организации, которые не носили выраженного классового характера и не имели аналогов в западной политической культуре -- Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Более того, эти организации с самого начала стремились реализовать в своей деятельности властные функции, расширяя, особенно на местах, их сферу, и тяготели к централизации, внутреннему структурированию и строгой иерархии уровней.

Среди политических партий наибольшей поддержкой в массах пользовалась партия эсеров, не имевшая выраженного классового характера и аналогов в западной политической культуре. Большая часть населения России при всех перепадах революции отдавала свои голоса именно этой партии, проповедовавшей идеи общинного социализма. На протяжении всего времени февральской революции эсеры занимали ведущее положение в Советах всех уровней, особенно в крестьянских. В основе политических предпочтений масс лежали идеи народничества, обусловленные историческими особенностями страны.

К началу февральских событий большевистская партия не была еще массовой. В ней насчитывалось 24 тыс. членов, тогда как у меньшевиков числилось около 200 тыс., а у социал-революционеров приблизительно до 800 тыс. членов. Относительная малочисленность большевистской партии являлась следствием не столько крупных потерь в результате поражения первой русской революции и наступившей затем реакции (правые социалисты потеряли не меньше), сколько слабым влиянием в массах, недостаточной популярностью ее политической программы. Конечно, Ленин и его сторонники признавали необходимость буржуазно-демократической революции (программа-минимум), но для них она являлась всего лишь условием осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. В условиях отсталой крестьянской страны, обремененной феодально-крепостническими пережитками, социалистическая идея не воспринималась массами, оставаясь знаменем наименее обеспеченных слоев рабочего класса и интеллигенции.

По вопросу о социализме, как конечной цели революционного движения, среди социалистов принципиальных разногласий не было. Но, если меньшевики и эсеры считали возможным достижения такого общества лишь в результате более или менее длительного процесса капиталистического развития страны, то большевики требовали перехода к социалистической революции в сущности сразу же после свержения самодержавия.

Ленин не мог не считаться с большим авторитетом новой власти в народе. Поэтому он не предлагал свергнуть Временное правительство, как буржуазно-помещичье, а считал необходимым только лишить его всякой поддержки со стороны революционной демократии, выдвинув лозунг «Вся власть Советам!».

И в конечном счете соотношение политических сил изменилось коренным образом, и большевики из сравнительно малочисленной организации революционеров к октябрю 1917г. превратились в массовую партию, насчитывавшую в своих рядах не менее 350 тыс. членов. Причина этого феномена заключалась в том, что Ленин и его сторонники выбрали в нужный момент единственно правильную тактику, временно сняв с повестки дня свою программу-максимум и оставив на вооружении наиболее близкие народу демократические лозунги. Расчет был абсолютно точным: буржуазия и другие реакционные элементы старого общества не позволят Временному правительству, поддерживаемому правыми социалистами, довести революцию до логического конца и тем самым толкнут широкие массы под знамена большевистского радикализма. Так оно и произошло.

РСДРП(б) создавалась как партия борьбы, революции, главной задачей которой было свержение самодержавия. Большевики даже в начале 1917 г. не подозревали, что события в России будут развиваться столь стремительно. После прихода к власти в октябре 1917 г. они из партии борьбы превращались в партию государственного управления, которая должна была решать неведомые ей ранее задачи.

Большевики захватили власть, когда Россия находилась в крайне сложных условиях. Прежде всего, страна переживала всеобъемлющий кризис, когда почти все нити управления были оборваны. Кроме того, решать накопившиеся проблемы нужно было радикально и быстро: половинчатые подходы уже доказали свою несостоятельность. Однако для срочного и последовательного решения этих проблем большевики не имели государственных инструментов -- в конце 1917 г. далеко не все учреждения и организации были готовы им подчиняться, а большая часть чиновников просто саботировала указания самозваной, с их точки зрения, власти. Поэтому непременным условием реализации декретов было повсеместное утверждение Советов в качестве главных органов власти и управления. Переплетение этих двух процессов неизбежно приводило к противостоянию и острым конфликтам.

Судьба Советской власти и политическое будущее большевиков после восстания в Петрограде в решающей степени зависели от позиции солдатских масс, в особенности частей, которые находились в непосредственной близости от главных событий. И здесь ситуация для большевиков складывалась в целом благоприятно. В войсках Северного и Западного фронтов, на Балтийском флоте их влияние было значительным еще до свержения Временного правительства. К октябрю 1917 г. там существовали крупные партийные ячейки, которые вели активную и успешную агитационно-пропагандистскую работу среди солдат. Не случайно бойцы этих фронтов и балтийские матросы активно поддержали большевиков 24-26 октября 1917 г.

Время с конца октября 1917-го до начала марта 1918 г. Ленин выделял в особый период, когда, как он писал, «мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны». Однако в целом по России ситуация была сложнее. В Центральном промышленных районах многие местные Советы овладели властью еще до Октябрьского восстания и после него лишь узаконили свое положение. В некоторых местах власть Советов была установлена мирным путем, в некоторых использовалась и сила. В целом в городах региона Советская власть была установлена к концу декабря 1917 г. В Центральночерноземном районе и в Поволжье, где большим влиянием пользовались эсеры, процесс признания Советской власти затянулся до конца января 1918 г. Постепенно Советская власть распространялась на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.

Трансформация идеологии (1929-1953)

В 1917-1918 гг. и все последующее время вплоть до установления полной большевистской власти, марксистская теория, ставшая в последствии государственной идеологией, в массах носила характер революционный. Это не была идеология массы в целом, но люди верили, что революция проходящая под большевистскими знаменами, способна изменить не только социально-политическую ситуацию в стране, но и, осуществив мировую революцию привести общество к новому социальному ладу. Но на деле, большевистская революция с последовавшей пролетаризацией общества «внизу» и бюрократизацией «вверху» постепенно породила своеобразное общество с дезидеологизированной массой и принудительной идеологией, принятие которой было пропуском в «верхи».

В 40-50-е годы какое-то живое идеологическое движение возникало лишь на стыке дезидеологизированных масс и обрядовой идеологии верхов в виде подпольных марксистских групп, стремящихся вернуть марксизму в России революционный, а не охранительный характер.

Вся практика марксизма-ленинизма, включая попытки осуществить мировую революцию, построить сначала социализм, а затем и полный коммунизм в одной стране, сформировать нового человека, имеет более или менее отчетливую утопическую окраску. Конечно, марксизм-ленинизм как научная теория не сводится только к идеологии, но в социалистических странах его излагали и понимали именно как идеологию, непременно враждебную всем немарксистским теориям, в том числе и тем, которые воспринимали те или иные положения марксизма. Эта нетерпимость к инакомыслию, именовавшаяся партийностью, превращала марксизм-ленинизм в учение, обрекшее себя на изоляцию, то есть, в учение, ставшее невосприимчивым ко всем появившимся после его возникновения философским, социологическим и экономическим теориям. Идейный изоляционизм, идеологическое отчуждение оказалось одной из главных причин догматизации коммунистической идеологии еще до того, как она в результате Октябрьской революции стала официальной идеологией в обществе, где все, в чем-либо не согласные с ней, теории были просто запрещены. Вместе с тем, жизнь вносила свои коррективы в содержание коммунистической идеологии. Важно отметить, что марксизм-ленинизм - это революционная идеология рабочего движения, и она разрабатывалась классиками марксизма-ленинизма и теоретиками большевистской партии с вполне определенными целями и задачами. В дальнейшем, с укреплением политической системы Советского государства, с развитием научно-технической революции, гуманизацией общественно-политической жизни, выходом социализма за рамки одной страны, появилась необходимость в обновлении идеологии.

Между тем официальная идеология вплоть до конца 20-х годов исходила из тотального осуждения дореволюционной истории страны. Русскому народу навязывалась мысль, что до революции у него не было и не могло быть своего отечества: Россия именовалась не иначе, как тюрьмой народов, русские -- эксплуататорами, колонизаторами и тюремщиками, нещадно угнетавшими другие российские народы. Патриотизм как таковой приравнивался к национализму -- свойству эксплуататоров и мелкой буржуазии. В национализме усматривалась угроза пролетарской солидарности и социалистической перестройке общества. Руководство страны призывало искоренить национализм в любой его ипостаси. Главная опасность виделась в великодержавном (великорусском) национализме, местный национализм до некоторой степени оправдывался. Осознание явной «непрактичности» подобных теорий, по сути исключавших достижение единства идеологов и народа, ускорялось возникновением и нарастанием угрозы Советскому Союзу как с Запада, так и с Востока.

С утверждением у власти Сталина как единоличного политического лидера его представления о процессах в национальной сфере жизни общества и способах регулирования этих процессов приобретали все большее значение. С его именем связывалось классическое определение нации, представления о новых, советских нациях, развивающихся на базе старых буржуазных, после свержения капитализма в России. Общечеловеческая культура, к которой идет социализм, изображалась им как пролетарская по содержанию и национальная по форме. Переход к общечеловеческой культуре мыслился происходящим и порядке одновременного развития у национальностей СССР культуры национальной (по форме) и общечеловеческой (по содержанию). Сталин внес успокоение в национальную среду дискредитацией теоретического положения о том, что уже за период социалистического строительства в нашей стране и до победы социализма в других странах в СССР исчезнут нации. Такие взгляды действительно были в большей мере характерны для поверженных политических противников. Особенно воодушевляющей для националистов стала установка, согласно которой период победы социализма в одной стране будет этапом роста и расцвета ранее угнетенных наций, их культур и языков; утверждения равноправия наций; ликвидации взаимного национального недоверия; налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями.

С приходом Сталина к власти теория марксизма-ленинизма потерпела некое изменение. Изменение произошло в сторону усиления влияния личности Сталина. Сталин был не обязательным, но законным порождением большевистского режима. Он существенно изменил политический курс, стиль, атмосферу, само направление идейной эволюции, но использовал, сохранил и довёл до логического конца именно идеологию власти, усугубив её соответствующей технологией. Некоторые положения классиков марксизма-ленинизма Сталин объявил устаревшими или несостоятельными. То, что интеллектуальное ядро руководства сменилось аппаратным, вожди - вождём, теория - волей, поиск исторической колеи - несгибаемой ни с чем не считающейся генеральной линией, под конвоем ведущей страну через нечто непроходимое, и всё это не отменяло главного и осуществлялось в той же структуре власти: знание как харизма и конечное оправдание политической воли - вождь (коллективный или персональный) как высший авторитет и носитель этого знания - организация, осуществляющая нисхождение этого знания в действующие органы общества и народ и обеспечивающая «претворение в жизнь» - внемлющие, впадающие в энтузиазм и подчинение массы.

С первого этапа десталинизации сталинизм как проблема был жёстко локализован в границах 1929-1953 гг. Наиболее кульминационные года 1937-1938 характеризируются, как года наивысшего проявления тоталитаризма и культа личности Сталина.

Выводы

За XX век Русское государство перетерпело неоднократную кардинальную смену власти. Каждая смена власти сопровождалась массовыми волнениями, которые и приводили новое правительство к власти. В начале века народ оправданно делился на классы «низов» и «верхов», что в принципе и порождало социальные неравенства и дисбаланс в обществе. От сюда же и порождение новых идеологий, стремлений и преобразований социального общества. Если политические взгляды «верхов» варьировались от монархических до демократических, то «низы» выступали за самые радикальные и в корне преобразующие социальный строй. Одной из наиболее радикальных партий выделялась партия большевиков, при умелой организации политики и распространении своих идей, а также достаточной поддержке массами, большевикам удалось захватить власть и создать собственное государство, с твердой идеологией базирующейся на марксистской теории. В дальнейшем ведущая идеология страны потерпела незначительных, но крайне весомых для государства изменений. В конечном итоге, при ослаблении идеологического напора власти, марксистская теория перестала базироваться на своих первоначальных основаниях.

Список использованной литературы

1. История России. 1917--2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. -- М.: Аспект Пресс, 2005.-816 с.

2. История России. Вторая половина ХIX-XX вв.: Курс лекций (под редакцией академика Б.В. Личмана).1996г.

3. Выбор пути. История России 1861-1938гг. Под редакцией А.Т.Тертышного. - Екатеринбург, 1995.

4. Н. Черкашин «Кровь офицеров». -- М.: Воениздат, 2001. -480 с.

5. Осмыслить культ личности Сталина. Б.Н. Чистов, М.Ф. Шатров.

6. Ильин И. А. Основы государственного устройства: Проект основного закона Российской Империи. -- М., 1996. -208 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.