Рефераты. Страницы истории Отечества

Страницы истории Отечества

2

1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории

Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

1) знание фактов истории; 2) способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом, настоящем, будущем; 3) обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории; 4) социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.

Итак, историческое сознание является синтезом исторического знания, осмысленного исторического опыта, вытекающих из него уроков истории и научного прогноза будущего.

При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории-объективности и историзма.

Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть «плохой» или «хорошей». Ее следует представлять такой, какой она была в действительности.

Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой. Он позволяет избежать абстрактных, вневременных оценок при анализе исторических фактов, явлений и личностей.

Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В.О. Ключевский писал: «…каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс

Догадки о важной роли климата высказывал еще Аристотель (384-322 гг. до н. э.). В своей «Афинской политики» он говорил о влиянии на людей, например, близости моря или пустыни. В средние века это положение довольно подробно разработал арабский историк Ибн Хальдун (1332-1406 гг.). Он утверждал, что решающее значение для развития общества имеет географическая среда, и выдвигал предположение, что обычаи и учреждения каждого народа находятся в определенной зависимости от способов добывания им средств к существованию. Наиболее подробно идею о влиянии климата на общество изложил французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.), который в зависимость от климата, почвы и других естественно-географических факторов ставил различные формы правления и духовной жизни народов. Немецкий ученый Иоган Готфрид Гердер (1744-1803 гг.) видел в географии основной фактор, определяющий национальный характер народа и все остальные явления его истории.

В XVIII в. внимание историков привлекли и другие факторы развития общества, в частности, экономические процессы. Утверждалось, что на общество оказывает влияние, помимо климата, и численность населения. Происхождение власти связывалось с возникновением собственности и ее неравномерным распределением, подчеркивалось значение социальных противоречий и конфликтов в развитии общества, признавалась закономерность революционных изменений. Адам Смит (1723-1790 гг.) законы развития общества выводил уже из всей совокупности экономических условий.

В XIX-XX вв. были открыты и другие факторы, влияющие на функционирование общества. В частности, Л.Н. Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» говорил о конкретных физических явлениях, определяющих события всемирной истории.

За исторический период, то есть время, когда исторические источники позволяют с большей достоверностью проследить развитие человеческого общества, наиболее важные из условий природы - рельеф и климат - не подвергались сколько либо серьезным изменениям. Последние значительные изменения в природной обстановке нашей территории относятся к 10-12_му тысячелетиям до нашей эры. Именно после него постепенно устанавливаются природные и климатические условия, основной характер которых сохраняется до нашего времени.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий.

Три основных географических пояса: умеренный (юг и средняя полоса), субарктический и арктический (северные области) - охватывают большую часть территории страны.

Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека. Более половины территории страны занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Черноземы - преимущественно почвы открытых степей. Остальная часть территории приходится на каштановые почвы, сероземы пустынь, красноземы и другие типы почв.

Для жизни общества важное значение имеет растительный и животный мир, который отличается большим разнообразием на территории нашего Отечества.

Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.

Трудно преувеличить влияние природно-климатического фактора на формирование типа общества. По гипотезе члена - корреспондента РАН Л.В. Милова, объем совокупного прибавочного продукта обществ Восточной Европы был значительно меньше, а условия его создания хуже, чем в Западной Европе. А низкий объем совокупного прибавочного продукта определил упрощенную структуру не только государственного механизма. Он обусловил и общую малочисленность и поздний генезис светской культуры. Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил, отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к «подрайской землице», необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры

Наиболее древние цивилизации на территории бывшего СССР возникли в двух южных историко-культурных регионах - на Кавказе и в земледельческой Средней Азии. В VIII-VI вв. до н. э. часть Закавказья входила в состав государства Урарту. Просуществовав около 300 лет, оно погибло, а на его основной территории государственное образование получило название Армении. В III в. до н. э. возникает древнегрузинское Иберийское царство. В I в. до н. э. образуется еще одно государство под названием Албании (Кавказской).

В середине I тысячелетия до н. э. на территории Средней Азии сложились первые рабовладельческие государства: Бактрия, Согдиана, Хорезм. В начале I века до н. э. возникло Кушанское царство, политически объединившее почти всю Среднюю Азию, часть северного Афганистана и Индии.

Раздел Средней Азии в VI в. н. э. на сферы влияния Ирана и Западно-Тюркского каганата привел к смене восточно-иранских языков западно-иранским (фарси - дари) на западе и юге, а на севере и востоке все большее значение приобретал тюркский этнический элемент. В VIII-IX вв. на смену древним зороастрийским культам утверждается новая религия - ислам.

Высокого развития достигла культура народов Средней Азии и Закавказья. Широкое распространение получила хорезмийская, согдийская, индийская и тюркская руническая письменность. В Бухаре, Самарканде и Хорезме были созданы замечательные памятники фресковой живописи, скульптуры и архитектуры. Возникла оригинальная армянская и переводная литература, грузинская и албанская письменность. Эти выдающиеся материальные и духовные ценности наглядно опровергают «теорию» так называемого «европоцентризма», по которой исключаются из мировой культуры как якобы «неполноценные» и «несамостоятельные» культуры народов Востока.

Формирование славянских племен и их культуры прошло несколько периодов. 1) Самый ранний - праславянский период. Он охватывает в основном I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру. Она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы. 2) Древнеславянский период охватывает значительную часть 1 тысячелетия н. э. до 9_го века. В этот бурный, наполненный историческими событиями период передвижения одних народов, вытеснения и крушения других древних народов идет процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры, складывается славянская территория. В это время появляются и определенные письменные сведения о славянах. 3) Феодальный период начинается с образования Древнерусского государства с центром в Киеве.

Раньше, чем стали известны археологические памятники древних славян, ученые знали о них из различных письменных источников. Среди них особое место занимает первая русская летопись «Повесть временных лет» (Киев, монах Нестор, нач. XII в.), основной задачей которой, по словам летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.

Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были, видимо, и славянские, оставлены древнегреческим историком Геродотом (между 490 и 480 - около 425 г. до н. э.). Он дал систематическое описание жизни и быта скифов. Ему было известно много различных племен, живущих к северу и востоку от территории расселения скифов, в их числе он называет невров и меланхленов, живших по среднему Днепру, в низовьях Десны и Сейма.

Более определенно о славянах писали римские и византийские историки. К I в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита (около 68 - около 117 гг.), который пишет о древних славянах, называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами.

Однако, вопрос о происхождении славян и в настоящее время еще далек от окончательного решения. Несмотря на различные мнения, исследовательская мысль развивалась в основном в двух направлениях: 1) одни считали, что славяне произошли из одного центра, расселившись потом по обширной территории Восточной, Южной и частично Центральной Европы; 2) другие же полагали, что славяне занимали обширную территорию, заселенную ныне славянскими народами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.