Рефераты. Судебная реформа Александра II (20 ноября 1864 года)

p align="left">Таким образом, глава II отделения понимал необходимость кардинальных изменений, но считал их преждевременными. Он предлагал ввести элементы состязательного процесса. Согласно представленному проекту, стороны обязаны следить за ходом дела. Они должны были собирать доказательства. Докладывать материалы дела должен был член суда в присутствии сторон. Полиция должна быть отстранена от сбора доказательств. Сокращалось движение дел по инстанциям. Для дел первой инстанции являлась палата гражданского суда, а второй - сенат.

Блудов видел причины порочности гражданского процесса, но не решался ввести законодательство, испытанное практикой западноевропейских стран: принцип устного ведения дел, гласность, равенство сторон, учреждение адвокатуры. Милютин писал, что Блудов сознавал «необходимость реформ», даже сочувствовал им, но «по своей натуре везде» видел «опасность и потому большею частью тормозил движение» Милютин Д.А. Воспоминание. СПб.,1947.С.94..

Для модернизации законодательства Блудов синтезировал существовавшие «исторические начала» российского законодательства и элементы западноевропейского. Большинство в проекте взято из Свода законов Российской империи.

Обсуждение проекта гражданского судопроизводства предполагалось начать в Государственном совете осенью 1857 г. Но в это время появляются возгласы о том, что необходимо ввести в отечественное судоустройство и судопроизводство институтов по западноевропейскому образцу, в частности должны появиться адвокатура.

Д.Н.Блудов, зная, что вопрос о гласности и адвокатуре поднимался, уже не раз в правительственных кругах может возникнуть и в Государственном совете при обсуждении проекта, представил дополнительные объяснения. Глава II отделения склонил царя на свою сторону, он писал: «…Можем ли мы одни, не дождавшись распространения в нашем обществе яснейших понятий о праве и порядке, не будучи еще достаточно приготовленным к переходу от форм столь несовершенных нашего гражданского процесса к другому более сообразному с свойством для сего рода, вдруг и при неимении довольного числа благонадежных судей и поверенных дойти до того, к чему другие народы достигали постепенно постоянными несколько столетий продолжавшимися трудами?» Джаншиев Г.Эпоха великих реформ. М., 1905.С.340.. Хотя в проекте Блудова и не упоминалось об адвокатуре, но, по его мнению, его «усовершенствования» позволяет «вместо нынешних частных поверенных» с низкой репутацией учредить «присяжных стряпчих из лиц, имеющих для того качества», т.е. создать переходный к адвокатуре институт.

Император поддержал Блудова, написав на записке: «Совершенно разделяю ваше мнение, что мы еще не довольно зрелы для введения у нас гласности и адвокатов; вот почему не желаю, чтобы вопрос сей был возбужден в Государственном совете» Ещё в июне 1857 г. при Морском министерстве был учрежден особый комитет для преобразования судопроизводства и судоустройства, встретивший «затруднения в определении оснований, долженствующих служить руководством при составлении проекта нового судебного устава» на флоте. Секретный всеподданнейший отчет великого князя Константина Николаевича по морскому ведомству за первое 25- летие царствования Александра II. 1855-1880. СПб.,1880..

Следствием этого явилось высочайшее повеление Государственному совету, запрещавшее обсуждение институтов гласности, адвокатуры и суда присяжных. Сего оглашения Д.Н. Блудовым началось обсуждение в Государственном совете 15 ноября 1857 г. Проекта гражданского судопроизводства.

Именно с этого момента, по сути, начинает свою историю судебная реформа в России, которая неразрывно была связанна с крестьянским вопросом.

В то же время на проект устава гражданского судопроизводства, по поручению главы Морского министерства великого князя Константина Николаевича, было дано заключение Д.А. Оболенским. Вызвано было стремлением брата царя, приступившего к возрождению русского флота, вести перестройку морского правосудия в соответствии с общегражданским законодательством.

В январе 1858 г. Оболенский в своей записке «Замечания на проект нового порядка судопроизводства в России», подчеркнул значение судебной реформы, без которой, как он считал, невозможна отмена крепостного права. Он предложил два пути законодательства: «… либо взять целиком начала процесса французского, прусского, английского или других держав, либо теоретически дойти до сознания новых, еще неведомых начал и, основываясь на них, учредить новый, самобытный» Коротких М.Г.Судебная реформа 1864 г. в России // Вопросы истории.1987.№12. С.23..

Критикуя юстицию, стоящую «ниже всех других частей государственного управления», Оболенский оценил причины этого. Они состояли в письменности, формальности, секретности судопроизводства, сословности суда. Условием для беззакония была безответственность судей перед народом, народом, который не являлся нравственно развитым. Оболенский критиковал нововведения Блудова, которые неизбежно усложнят и до того запутанные процессуальные формы. Отстаивая гласность и публичность судопроизводства, замечал, что обязанность докладывать дело в заседании суда должно проводиться не секретарем, а членом суда, что следует расширить состав суда до трех членов.

Оболенский понимал, что для улучшения судопроизводства необходимы изменения судоустройства, выступил сторонником адвокатуры в России. В противовес мнению Блудова о невозможности найти в России «достаточно приготовленных к тому людей», утверждал «…У нас есть же и теперь сословия адвокатов, но сословие незаконное, вызванное силою вещей и необходимостью». Это поверенные. Разница между поверенными и адвокатами - первые» не подлежат никакому надзору и контролю», вторые «ограничены в своем произволе».

Для коренного изменения правосудия Оболенский предлагал отвергнуть проект гражданского судопроизводства Д.Н. Блудова и предлагал ввести проект судопроизводства по примеру судоустройства царства польского в России с небольшими изменениями. Суть этого проекта:

Учреждение сельских и городских судов с правами решать маловажные гражданские и уголовные дела окончательно или в первой инстанции;

Ввести уездные суды, рассматривавшие дела гражданские и уголовные; палаты гражданских и уголовных дел;

Создать сенат, как третью инстанцию для наиболее важных дел и как суд кассационный для окончания решений. Провести принцип гласности в деятельности судов, двухинстационный порядок разрешения дел.

Проведенная полемика возбудила внимание членов Государственного совета к принципиальным вопросам законодательства. Рассмотрение проекта устава гражданского судопроизводства в Государственном совете затянулось почти на два года - с ноября 1857 до сентября 1859.

В этот период (с 1857 - 1859) уже престарелый граф Блудов внес в государственный совет, помимо устава гражданского судопроизводства, положение о присяжных поверенных, устав уголовного судопроизводства, - всего 14 законопроектов были представлены, которые предусматривали различные изменения в структуре судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстанций, введение адвокатур, гласности, состязательности. Джаншиев отмечал, что по сравнению с предложениями 40-х годов проекты Блудова 1857-1860 гг. составляли очень громадный шаг вперед.

После отмены в Российской империи крепостного права 19 февраля 1861 года, а также формального признания равенства всех перед законом и судом в стране остро ощущался кризис законности, который заключался в повсеместном неуважении к закону и повседневном его нарушении и высокопоставленными сановникам, и местной администрацией, и прокурорами, и судьями. Поэтому требовалось кратчайшего срока для разрешения этой проблемы.

Именно поэтому после отмены крепостного права разработка судебной реформы пошла быстрым темпом.

Осень 1861 г. государственный секретарь В.П. Бутков Бутков Владимир Петрович (1814-1881), русский государственный деятель, почетный член Петербургской Академии Наук (1863). В 1853-1865 государственный секретарь. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, содействовал проведению судебной реформы 1864 г. вместе с графом Блудовым представили Александру II доклад. Который, оставляя за Блудовым высшее наблюдение за общим ходом преобразования, предлагал создать особую комиссию при государственной канцелярии, извлечь из прежних проектов (проектов Блудова) «главные основы начала судебной реформы» и привлечь к этой работе прикомандированных туда юристов. Император одобрил эти предложения. В состав комиссии под председательством В.П. Будкова, вошли крупнейшие юристы С.И. Зарудный Зарудный Сергей Иванович (1821-1887), русский ученый-юрист, специалист по гражданскому праву и процессу, сенатор (с 1869).Участник подготовки крестьянской 1861 и судебной 1864 реформ.

27 Буцковский Николай Андреевич (1811-1873), видный юрист, автор ряда юридических работ. В 50-х годах занимал должность обер-прокурора общего собрания московских департаментов сената; в первой половине 60-х годов - участник различных комиссий по подготовке и проведению судебной реформы; с 1865 г. - сенатор., Н.А. Буцковский, Н.И. Стояновский, Д.А. Ровинский, К.П.Победоносцев Победоносцев Константин Петрович (1821 - 1907), русский государственный деятель, ученый-правовед. Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущие император Александр III и Николай II). В 1880 -1905 гг. обер-прокурор синода. Играл значительную роль в определении правительственной политики в области просвещения, в национальном вопросе и др. Один из инициаторов политики контрреформ. , также представители Министерства юстиции и II отделения. Уже к концу 1861 г. комиссия составила «Историческую записку», обобщавшую блудовские законопроекты судебной реформы.

В конце 1861 г. председателем комиссии вместо 77-летнего Блудова стал 73-летний князь П.П.Гагарин Гагарин Павел Павлович (1789-1872), князь, русский государственный деятель. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, отстаивал интересы крепостников. В 1864 -1872 представитель Комитета министров, 1864-1865 одновременно представитель Государственного совета..

Первым делом Гагарин ходатайствовал «юристам» официальную санкцию на полную свободу действий и возможность свободного пользования указаниями науки и практики народов Европы.

Разрешение это было дано в январе 1862 г. высочайшим повелением. Начала европейского публичного права и науки, проникавшее до этого в Россию «контрабандой», получило, наконец, открытый доступ и к отечественной законодательной практике.

Комиссия продолжала вести работу, заимствуя из судебных уставов европейских государств все лучшее, справедливое и оправдавшее себя на практике.

В апреле - сентябре 1861 г. подготовленные комиссией «Основные положения преобразования судебной части в России» были рассмотрены в Государственном совете и 29 сентября утверждены Александром II с указанием, чтобы эти проекты были окончательно подготовлены к 15 января 1863 г. По предложению Зарудного, эти положения были опубликованы в «Собрании Узаконений» и получили самую широкую огласку. Известия о том, что правительство решило создать новый суд, было встречено без злобы, которая сопутствовала крепостной реформе. Но здесь не обошлось без некоторой борьбы. Больше всего подвергалась нападкам идея о введении в России суда присяжных. Консерваторы старались доказать, что устроить суд присяжных в России нельзя, т.к. присяжные, выбранные из неграмотных крестьян, ничего не поймут в суде.

Тем не менее, руководствуясь этими положениями, другая комиссия под председательством В.П. Бутков взялась за составление самих судебных уставов. Комиссия состояла из трех секций: гражданской, уголовной и судопроизводства. В ее состав вошли 30 человек, в том числе С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев, Н.В. Калачев, Н.А. Буцковский, Д.А. Ровинский. В течение 11 месяцев к осени 1863 г. работа была в основном закончена. Подготовленные уставы сначала были рассмотрены во II Отделении канцелярии и министром юстиции Д.Н. Замятниным в декабре 1863 г. судебные уставы были переданы в Государственный совет, где рассматривались в течение 1864 г. вплоть до 20 ноября.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.