Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.
Побочным, но важным результатом всей кампании было то, что центральная власть осознала значение традиционных крестьянских форм власти - сельских сходов.
6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались политотделы при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.
Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов-прокуратуру.
25 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ПТУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В декабре 1924 - феврале 1925 г. проходили центральные и местные съезды Советов, формировалась новая структура власти. Съезды Советов, ЦИК республик и СНК с февраля г. вновь стали конституционными органами власти и управления, а ревкомы сложили свои полномочия.
Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции РСФСР, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое заверило, что ни одна республика не хочет отделиться от Союза.
Исходя из важности права выхода, Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящие в состав Союза.
Совершенствование основных законов, в конечном счете свелось к созданию новых законов, так как необходимо было идти "в ногу со временем" и это требовало постоянных преобразований, государственного устроительства, на основе полученного опыта в прошлом. Требовалась более тщательная автономизация союзных республик.
Заключение
Время высветило социально-политическое значение создания СССР для многонациональной семьи населявших его народов. Сразу же была решена двуединая историческая задача: сохранить и использовать преимущества веками сложившегося крупного государства и единого экономического пространства, предоставить нациям и народностям право создавать и развивать свою государственность. Государственный суверенитет, как присущее государству верховенство на своей территории обеспечивает, прежде всего, независимость, обособленность, в международных отношениях.
Последующий опыт межнациональных отношений показал, что именно добровольное сложение усилий, дружба народов, входивших в Союз, позволили им в небывало короткие сроки преодолеть былую вековую технико-экономическую и культурную отсталость и выйти на рубежи современной цивилизации. И прежде всего, русский народ отдавал свои знания и энергию для развития экономики и культуры республик бывшего СССР.
Только благодаря Союзу ССР республики сумели защитить свою национальную независимость и нанести решающее поражение фашистской Германии и ее сателлитам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территорий. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками на протяжений десятилетий не был предметом неразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципа интернационализма.
Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Т.-2. М.: ВЛАДОС, 1995. стр. 196-208.
Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. - 236 с.
История Государства и права России: Учебник для вузов/. Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 - 405 c.
История Отечества: Учебник для 11-го класса сред. шк. Островский В.П., Старцев В.И., Старков Б.А., Смирнов Г.М. - М.: Изд. Просвещение, 1992. - 458 с.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997.
Страницы: 1, 2