Рефераты. Суверенитет СССР и суверенные права союзных республик

p align="left">31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Главный смысл Конституции СССР 1924 г., заключался в конституционном закреплении образования СССР и разделения прав союзных республик. Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В первой части Конституции - Декларации, говорилось об образовании СССР. В ней отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз Советских Социалистических Республик. За каждым участником Союза, оставлялось право свободного выхода из СССР.

Вторая часть Конституции - Договор состоял из 11 глав:

Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. В ней отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой. Каждая из них, могла самостоятельно выйти из состава СССР. Всем гражданам Союзных Республик, присваивалось единое гражданство.

Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.

Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик. Комитет состоял из двух палат - Союзного Совета (414 членов) и Совета Национальностей.

Союзный Совет формировался съездом - из представителей союзных республик.

Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой).

Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.

Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. Президиум ЦИК был объявлен высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Во власти ЦИК было право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания.

Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. СНК получила статус исполнительного и распорядительного органа ЦИК. Состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов.

Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. В компетенцию Верховного Суда относилось консультирование верховных судов СР, рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по указаниям прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.

Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении. ОГПУ было создано для объединения революционных, усилий союзных республик в борьбе против политической и экономической революции, шпионажа и бандитизма при СНК. Надзором за действиями ОГПУ поручено осуществлять прокурору Верховного Суда.

Глава 10. О союзных республиках. Глава десятая раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав.

Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Юрист, 2004. - С. 180-184.

1.3. Перестройка государственного аппарата в соответствии с Конституцией 1924 г.

С 1924 г., экономическая власть кулаков в сельской местности, стала трансформироваться в политическую. Кулаки и зажиточные крестьяне были заинтересованы в том, чтобы появилась организованная и стабильная власть. Встало две задачи: восстановить систему органов власти на местах с централизованной дисциплиной и контролем, а также обеспечить лояльность этой системы к центральной власти.

Типичный сельсовет, например, никогда не слышал о "Положении о сельсоветах" и не получал никаких кодексов, законов или декретов. Малочисленные и неопытные партработники раздражали крестьян. Еще большие трения вызвала активная с 1924 г. деятельность комсомольцев. Началась кампания так называемого "оживления" Советов в тесной связи с кампанией "Лицом к деревне!". Вопросы советского строительства обсуждали подряд два съезда партии и III съезд Советов СССР. Серьезная попытка определить полномочия низовых Советов была предпринята уже в 1925 г. в связи с введением местных бюджетов, которые давали Советам реальные финансовые средства.

Президиум ЦИК СССР постановил, что выборы 1924 г. отменяются там, где на них явилось менее 35% избирателей. Повторные выборы были важным моментом всего периода. Главным было то, что в срочном порядке, в нарушение конституций союзных республик, были возвращены избирательные права "лицам, использующим наемный труд" - прежде всего кулакам, а также другим "лишенцам", например, казакам, воевавшим на стороне белых. Было запрещено также заранее составлять списки кандидатов.

Повторные выборы весной 1925 г., как было заявлено официально показали "резкое падение процента коммунистов и бедноты в Советах и высокую активность избирателей". В выборах зимы 1925/1926 г. в РСФСР участвовало 47,3% избирателей, (в других республиках еще больше). Связь Советской власти с крестьянством была восстановлена, хотя и дорогой ценой: на селе инструмент власти был передан в руки кулачества, а в партии усилилась оппозиция.

Побочным, но важным результатом всей кампании было то, что центральная власть осознала значение традиционных крестьянских форм власти - сельских сходов.

Органы правопорядка. В реформировании органов правопорядка, чрезвычайные органы ликвидировались под лозунгом "революционной законности", усиления гарантий прав личности и имущества граждан. IX.

6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались политотделы при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.

Все ревтрибуналы 23 июня 1921 г. были объединены в одну систему. Верховный трибунал при ВЦИК был создан, как единый кассационный орган и орган надзора для всех трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности. Были упразднены все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую дорогу и водный район, а также почти все военные трибуналы. В результате возникла система общих ревтрибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы.

Однако военные отделения трибуналов, не связанные с армией, не знающие ее быта, не справились с задачей пресечения воинских преступлений. В Верховный трибунал и Реввоенсовет республик стали поступать от местного военного командования и политических органов настойчивые ходатайства о восстановлении военных трибуналов. Вскоре военные трибуналы стали довольно быстро восстанавливаться.

Была создана единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Опыт проведения судебной реформы в РСФСР был использован другими советскими республиками. Каpа-Муpза С. Истоpия советского госудаpства и пpава. - С.95.

К компетенции Верховного Суда СССР относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Суд действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий. Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного Суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов-прокуратуру.

25 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ПТУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после Октября 1917 г. возникла профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, который представлял отдел юстиций.

Армию, так же затронула реформа. Прежде всего, была проведена демобилизация. К началу 1923 г. численность пехоты была сокращена до 600 тыс. человек, от прежних 5,5 млн., водился новый принцип организации армии, сохранялся сравнительно небольшой контингент кадровых частей.

По декрету ВЦИК и СНК "Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся" от 8 августа 1923 г. Вооруженные Силы СССР составляли сухопутные, морские, воздушные войска, войска специального назначения, ОГПУ и конвойная стража. Устанавливалась всеобщая воинская служба для трудящихся мужчин в возрастеот19 до 40 лет.

В 1925 г. в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровых дивизий. В 1924 г. были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии - 2 года, во флоте - 4 года. История Государства и права России: Учебник для вузов /Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 - С. 515.

Раздел II. Проблемность взаимоотношений между органами власти и управления СССР и союзных республик

2.1. Национально-государственное разграничение

В виду того, что в ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиатских республиках были созданы ревкомы, и деятельность республиканских ЦИК и СНК прекращена, ревкомы и партийные органы стали осуществлять деятельность по устройству территориальных границ, перераспределению имущества, формированию новых органов власти, подготовке новых конституций, борьба с национальной оппозицией.

В декабре 1924 - феврале 1925 г. проходили центральные и местные съезды Советов, формировалась новая структура власти. Съезды Советов, ЦИК республик и СНК с февраля г. вновь стали конституционными органами власти и управления, а ревкомы сложили свои полномочия.

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных республик в составе СССР. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР.

В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР. Молдавская автономная республика была создана в Украинской ССР, в Азербайджанской ССР создали Нахичеванская АР, а так же, АР Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением.

В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в АР.

В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделялись ряд автономных областей. Исаев И.А.История государства и права России. Учебник. 2-е издание. - М.: Юрист, 2001. - С. 458-459.

2.2. Суверенные права республик и их гарантии по конституции

Конституция СССР 1924 г. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения права Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающие, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного закона (Конституции СССР 1924 г.) гласила: "Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно".

Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции РСФСР, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое заверило, что ни одна республика не хочет отделиться от Союза.

Исходя из важности права выхода, Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящие в состав Союза.

Суверенным правом союзных республик также было право на гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Светского Союза. Статьей 7, Конституции, каждому гражданину страны, обеспечивалось право посещения любой республики находящейся в составе СССР.

Система государственных органов, исходила из идеи максимального совмещения интересов союзных государств, с интересами каждого его гражданина. Так же, следует отметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР с основными законами объединившихся республик и по этой линии. При создании высших органов власти и управления Союза ССР был использован опыт государственного строительства независимых советских республик.

Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь свои основные законы (ст. 5), ибо конституция - необходимый атрибут современного государства, тем более - суверенного. Вместе с тем основные законы, уже имевшиеся в объединившихся республиках, теперь должны быть изменены исходя из факта образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.

Совершенствование основных законов, в конечном счете свелось к созданию новых законов, так как необходимо было идти "в ногу со временем" и это требовало постоянных преобразований, государственного устроительства, на основе полученного опыта в прошлом. Требовалась более тщательная автономизация союзных республик.

Первой приняла свою новую конституцию ЗСФСР. В апреле 1925 г. III Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного закона ЗСФСР. В том же году издала новую Конституцию РСФСР. В 1927 г. была принята новая Конституция БССР. Несколько по-иному, как бы в два этапа, изменила свою Конституцию УССР. Сначала создали измененную редакцию старого Основного закона в 1924 г., а потом уже окончательный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов. Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. - Ч. 2. Учебник. Изд. 3. - М.: Юрист, 2003. - С. 187-191.

Заключение

Время высветило социально-политическое значение создания СССР для многонациональной семьи населявших его народов. Сразу же была решена двуединая историческая задача: сохранить и использовать преимущества веками сложившегося крупного государства и единого экономического пространства, предоставить нациям и народностям право создавать и развивать свою государственность. Государственный суверенитет, как присущее государству верховенство на своей территории обеспечивает, прежде всего, независимость, обособленность, в международных отношениях.

Последующий опыт межнациональных отношений показал, что именно добровольное сложение усилий, дружба народов, входивших в Союз, позволили им в небывало короткие сроки преодолеть былую вековую технико-экономическую и культурную отсталость и выйти на рубежи современной цивилизации. И прежде всего, русский народ отдавал свои знания и энергию для развития экономики и культуры республик бывшего СССР.

Только благодаря Союзу ССР республики сумели защитить свою национальную независимость и нанести решающее поражение фашистской Германии и ее сателлитам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

При всех трудностях, деформациях и просчетах, допущенных политическим руководством в прошлом, СССР выдержал проверку временем и являлся великой державой. Его распад в декабре 1991 г. произошел вопреки воле народов и отбросил республики далеко назад, повлек за собой тяжелые, ничем не оправданные материальные, социальные и нравственные потери для всех наций и народностей. Потеряв "общий дом", сегодня большинство людей, а также многие политики на печальном опыте осознали необходимость возрождения сотрудничества в рамках СНГ, учитывающего взаимные интересы субъектов интеграции и необходимость объединения усилий для устойчивого социального прогресса веками живших вместе народов.

Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территорий. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками на протяжений десятилетий не был предметом неразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципа интернационализма.

Таким образом, цели Конституции были чисты. В основном они преследовали идеи разграничения суверенных прав республик.

Список литературы

Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Т.-2. М.: ВЛАДОС, 1995. стр. 196-208.

Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. - 236 с.

Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 1996. - 526 с

История Государства и права России: Учебник для вузов/. Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 - 405 c.

История Отечества: Учебник для 11-го класса сред. шк. Островский В.П., Старцев В.И., Старков Б.А., Смирнов Г.М. - М.: Изд. Просвещение, 1992. - 458 с.

Соколов А.К. Курс советской истории: 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997.

Хрестоматия по истории русского права. Составил М. Владимирский-Буданов. Выпуск третий, издание третье. 1888 г. 196 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.