Рефераты. Тайпинское восстание

p align="left">Тем не менее из этой крайне разнородной массы людей, уви-девших в движении тайпинов путь к иной, более достойной жизни, его руководителям удалось создать вполне дисциплинирован-ное и боеспособное войско. У ж е летом и осенью 1850 г. повстан-цам пришлось неоднократно вступать в военные действия с от-рядами деревенской самообороны, которые по приказанию мест-ного начальства направлялись на подавление начавшейся смуты. Выступления, организованные местными могущественными кла-нами, были отражены восставшими.

Число сторонников движения росло, ему становилось тесно в отдаленном, богом забытом районе Гуанси. В январе 1851 г. было официально объявлено о начале восстания и образовании Не-бесного государства великого благоденствия, а также об основ-ной цели восставших -- свержении установившегося обществен-ного порядка, воплощением которого в глазах тайпинов была правящая маньчжурская династия.

Казалось, что инсургенты стремятся полностью искоренить все, что имело хоть какое-то отношение к китайской культуре и ис-торической традиции, и утвердить на их месте совершенно дру-гие, западные, ценности. Они расправлялись со всеми, кто так или иначе был связан со службой правящей династии. Беспощад-но уничтожались все члены семей, в домашнем скарбе которых были найдены хотя бы отдельные предметы церемониальной одежды чиновника. Руководители движения объявили об отказе от традиционной системы экзаменов и набора посредством нее кандидатс)в на государственную службу. Они выступали против традиционных китайских религиозных «трех учений», назвав их ересью, безжалостно уничтожая при этом культовые сооружения и изваяния святых, дорогие сердцу не только книжника-чинов-ника, но и простого человека. На место всего этого они выдвину-ли христианство в интерпретации Х у н Сюцюаня как единствен-но верное учение.

Однако движение тайпинов не означало полного разрыва с прошлым. Уже в самом названии тайпинского государства (Тай-пин таньго -- Небесное государство великого благоденствия) обнаруживается сочетание христианских влияний с вполне тра-диционными представлениями. «Небесное государство» -- эту первую часть названия, скорее, можно отнести к влиянию за-падных религиозных концепций. Хотя для тайпинов Бог -- это «тянь-чжу» (Хозяин Неба), т.е. Бог Отец по библейской тради-ции. В сознании простого китайца он вполне мог совмещаться с привычным представлением о Небе, которое также способно к творению, но это принципиально иной акт, нежели тот, кото-рый лежит в основе христианских учений.

Явное воздействие традиционных китайских представлений мы находим во второй части названия государства, созданного тайпинами, -- «великое благоденствие». Именно этот термин встречаем в древнем трактате «Чжоу ли» (Ритуал Чжоу). Именно оттуда главным образом были почерпнуты Хун Сюцюанем ос-новные идеи, связанные с принципами государственного и об-щественного строя, который инсургенты были призваны утвер-дить в своем государстве.

Думается, что ничего принципиально нового не было и в об-ращении к иностранному религиозному учению, в данном слу-чае христианству. Достаточно вспомнить, что идеология религи-озных сект восприняла ряд положений буддизма, китайцам был известен и ислам, хотя родина этих учений далеко от Китая. Да и само христианство не являлось совершенно новым и неизвест-ным китайцам учением. Несмотря на гонения в XVIII в., христиане существовали в цинской державе. Шокирующей была та жест-кость в религиозной пропаганде и действиях, которой отлича-лись тайпины. Впоследствии это сослужило им плохую службу, оттолкнув их потенциальных последователей из числа простых китайцев или шэныпи, готовых откликнуться на призыв к воз-рождению китайской государственности, но неспособных отка-заться от традиционной китайской учености, постижение кото-рой составляло смысл их существования.

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850--1853 гг. Это было время, когда вос-ставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в даль-нейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853--1856 гг. В этот период ин-сургентам удалось не только создать вполне стабильное государ-ственное образование на территории нескольких приморских про-винций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве ре-альной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяже-лой борьбе. 1856--1864 гг. -- последний этап в тайпинской исто-рии, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основ-ных участников тайпинской драмы.

Осенью 1851 г. тайпины захватили небольшой город в север-ной Гуанси -- Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тай-пинского государства, Небесным ваном (правителем) стал Хун Сюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинс-кими войсками, получил титул Восточного вана. Вэй Чанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай -- Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вож-дем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветство-вать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жиз-ни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант кото-рого раскрылся в полной мере. Впоследствии Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, в то время как главное бремя государственных забот лежало на плечах Ян Сюцина.

Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регу-лярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Не-удачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г. Чанша, несмотря на его длитель-ную осаду, однако наступление на Учан -- столицу Хубэя -- за-вершилось захватом этого важнейшего политического и военно-го центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона че-ловек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янц-зы ими также было захвачено большое количество речных судов.

В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстоя-ло сделать серьезный выбор -- решить, куда двигаться дальше. Можно было продолжить наступление на север с целью захвата столицы и свержения маньчжурской власти. Избери тайпины этот вариант, им, возможно, удалось бы сбросить цинское владыче-ство, поскольку в этот момент центральное правительство не рас-полагало сколько-нибудь значительными силами между Учаном и Пекином, способными остановить инсургентов.

Однако было принято другое решение -- повернуть на восток и, спустившись по течению Янцзы, овладеть Нанкином и пре-вратить его в столицу тайпинского государства. За этим решени-ем стояли опасения повстанцев, бывших южан, слишком далеко уходить на север, который представлялся им незнакомым и чуж-дым. Не последнюю роль сыграли также воспоминания о том, что победитель монгольской династии Юань Чжу Юаньчжан так-же сначала столицей своего государства сделал именно Нанкин.

В марте после ожесточенной осады тайпины захватили Нан-кин. С этого времени город оставался столицей Небесного госу-дарства вплоть до его падения в 1864 г.

4. Второй этап борьбы.

Сделав своей базой провинции центрально-южного Китая, расположенные главным образом в бассейне нижнего течения Янцзы, восставшие не отказались полностью от идеи подчине-ния Северного Китая. У ж е весной 1 8 5 3 г. ими была организована первая экспедиция для завоевания Пекина. Несмотря на то что войсками командовал один из наиболее талантливых тайпинских военачальников, поход закончился неудачей, главным образом из-за недостаточного количества сил. К октябрю того же года ар-мии, численность которой сократилась до 20 тыс. человек, уда-лось дойти до пригородов Тяньцзиня, но взять город столь не-многочисленные силы, лишенные к тому же осадной артилле-рии, не смогли. Посланный в начале 1854 г. на помощь второй отряд, насчитывавший приблизительно 40 тыс. человек, не смог поправить дело. Оправившись к этому времени от первых пора-жений, цинские войска после нескольких месяцев упорных боев разгромили обе армии, участвовавшие в северной экспедиции, их командиры были взяты в плен и казнены. Таким образом, тай-пины как минимум дважды упустили реальный шанс положить конец маньчжурскому правлению и объединить Китай под влас-тью Небесного вана.

Вначале правительственные силы были слишком слабы и по-стоянно терпели поражения от восставших. Опасаясь вступить с тайпинами в решающее сражение, цинские армии следовали за ними на почтительном расстоянии. После того как тайпины осе-ли в Нанкине, правительственные войска создали два укреплен-ных лагеря на подступах к городу, накапливая силы и готовясь к решительному сражению, которое должно было привести к пе-релому в военных действиях. Однако этот перелом был связан не столько с активностью войск центрального правительства, сколько с формированием новых вооруженных сил, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников и созданных на основе отрядов ополчения могущественных кланов в тех райо-нах, по которым прокатились волны тайпинского нашествия. Первыми такими соединениями были отряды «хунаньских мо-лодцов», сформированные по разрешению цинского правитель-ства видным чиновником хунаньского происхождения Цзэн Го-фанем (1811--1872). Первые победы над тайпинами принадлежа-ли именной хунаньской армии.

Создание китайских армий, находившихся под контролем имен-но китайских, а не маньчжурских военачальников, означало очень многое с точки зрения будущности тайпинского государства. Мест-ная китайская элита, представленная могущественными кланами и связанным с ними чиновничеством, предпочла оказать поддержку маньчжурской династии, а не тайпинам, разрыв которых с общественными устоями конфуцианской государственности, как: мы уже говорили, оказался слишком радикальным.

Складывание региональных военных формирований, находив-шихся под номинальным контролем центра, имело и еще одно весьма важное для будущего политического развития Китая по-следствие: тем самым были заложены ростки явления, которое в китаеведческой литературе принято называть «региональным милитаризмом». Суть его состояла в том, что ослабленная разви-вавшимся династийным кризисом, внутренними смутами и внеш-ними вторжениями императорская власть была уже не способна удерживать страну в рамках системы централизованного контро-ля. Влиятельные местные чиновники, подчинившие себе много-численные вооруженные формирования, созданные первоначаль-но для борьбы с тайпинами, превращались в силу, политически весьма независимую от пекинских властей. Этот процесс имел и другую сторону -- «региональными милитаристами» были не мань-чжуры, а представители китайской по своему происхождению чиновничьей элиты. В этом находило выход ее стремление к со-циальному самоутверждению, и маньчжурская правящая груп-па, желавшая продолжения своего правления в Китае, вынужде-на была с этим смириться.

Между тем, превратившись во властителей Нанкина и терри-тории площадью примерно 50 на 100 км вокруг него, тайпинские правители все более утрачивали облик аскетических руководите-лей народного движения. Содержание кладовых использовалось для строительства роскошных дворцов, содержания многочисленной челяди и гаремов. Уравнительные принципы, не забытые оконча-тельно, были оставлены исключительно для подданных.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.