На ХХ съезде КПСС была сформулирована новая доктрина, включавшая два основных пункта:
1) признавалась многовариантность путей построения социализма (с подтверждением принципа «пролетарского интернационализма», т. е. помощи коммунистическим партиям и социалистическим странам);
2) актуализировалась концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
В 1955 г. окончательно оформляется военно-политический союз новых социалистических стран. Создается Организация Варшавского договора (ОВД) в составе СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ, НРА. В том же году были нормализованы отношения с Югославией. Однако в 1956 г. произошло восстание в Венгрии, подавленное частями Советской армии и местными коммунистами. Но не во всех странах социалистического лагеря критика сталинизма вызвала воодушевление. Отрицательную оценку она получила в Албании, КНДР и особенно в Китае. Несмотря на либерализацию политического курса, отношения с западными странами еще более обострились. В 1953 г. закончилась война в Корее, а СССР отказался от создания военных баз на территории Турции. В 1955 г. советские войска были выведены с территории Австрии.
В марте 1954 г. Г. М. Маленков впервые выдвинул тезис о недопустимости военных конфликтов в эпоху ядерного оружия. В конце 1950-х гг. СССР рассматривал возможность создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии, а также в одностороннем порядке провел сокращение численности вооруженных сил, объявил мораторий на ядерные испытания, одновременно изменив военную доктрину. В целом же в обстановке холодной войны и Советский Союз, и западные страны продолжали наращивать военный потенциал. Самыми опасными в истории «холодной войны» стали 1961 г. (возведение стены в Берлине, изолировавшей ее западные секторы), а также 1962 г., когда из-за размещения советских ядерных ракет на Кубе разразился Карибский кризис, едва не приведший к ядерной войне. Однако войны удалось избежать. Более того, после этого эпизода начался процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.
Основой внешнеполитического курса СССР по отношению к странам третьего мира стало вовлечение бывших колоний (в основном Англии и Франции) в сферу своего влияния. В 1957-1964 гг. состоялись переговоры с лидерами более чем тридцати развивающихся стран. Было заключено 20 соглашений о сотрудничестве. Многим странам с целью направить их развитие по социалистическому пути предоставлялась значительная материальная помощь (ОАР, Индия).
В середине 1950-х гг. система образования, сложившаяся в 1930-е гг., нуждалась в реформировании. Основные изменения были произведены в системе среднего образования: принятый в декабре 1958 г. закон вводил всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего. Создавалась восьмилетняя политехническая школа, среднее образование можно было получить в школе рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, в техникуме (на базе восьмилетки), в средней трудовой общеобразовательной школе (с производственным обучением). Система высшего образования была ориентирована в основном на подготовку инженеров. Для студентов высшей школы вводился обязательный трудовой стаж.
Создавались новые научные учреждения, институты и проблемные лаборатории, научные центры.
Расширялась география советской науки.
Одними из наиболее значимых достижений советской науки в эти годы стали:
1) создание в 1957 г. самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона;
2) пуск на воду первого в мире атомного ледокола;
3) запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли;
4) отправка в космос животных в ноябре 1957 г.;
5) первый в истории полет человека в космос 12 апреля 1961 г. (Ю. А. Гагарин);
6) попытка создания первого в мире реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера (ТУ-104).
Проводилась работа в области теории ядерного синтеза, теории поля, аэродинамики, гидродинамики. Всемирную известность обрели советские ученые Л. Д. Ландау,А. Д. Сахаров,М. А. Лаврентьев,С. П. Королев.
В мае 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”», в котором прежние оценки советских композиторов признавались несправедливыми и бездоказательными.
Были созданы новые союзы деятелей искусств: Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР.
Настоящим событием стал выход произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Возникает феномен диссидентства (Б. Галанский, В. Буковский, Э. Кузнецов, возникновение литературы самиздата).
Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.
В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:
1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;
2) были уменьшены расходы на здравоохранение;
3)обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.
В сфере экономики в 1960--1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:
1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;
2) повысили закупочные цены;
3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.
В промышленности главным направлением преобразований было:
1) укрепление хозрасчета;
2) перестройка системы ценообразования;
3) восстановление отраслевого принципа управления;
4) сокращение числа плановых показателей.
Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:
1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора - сельского хозяйства;
2) необходимость наращивания военных потенциалов;
3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;
4) неспособность освоить новые технологии НТР;
5)появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.
В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации.
Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР.
Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм).
Внешнеполитический курс СССР в 1965-1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР, характеризуемые как «разрядка» напряженности.
В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады.
После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии (Пражская весна) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии».
В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце 1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983-1984 гг. Система высшего образования также переживала кризис: увеличение числа вузов привело к нерациональному использованию выпускников, снижению уровня подготовки и престижа советского диплома. В области науки основной проблемой была оторванность научных исследований от прикладной сферы. Если в фундаментальных областях советские разработки не отставали от западных, то, скажем, в компьютеризации отставание было просто катастрофическим. Так, несмотря на передовые космические программы, в начале 1980-х гг. ручным трудом в промышленности было занято 40 % работников, в строительстве - 60 %, в сельском хозяйстве - 75 %.
И все же были достигнуты значительные успехи в физике, химии, освоении космоса, разработке новейших вооружений. Финансирование культуры в стране постоянно возрастало (с 55,9 млрд руб. в 1979 г. до 125,6 млрд руб. в 1980 г.). Однако ужесточение цензуры и идеологического нажима не могло не отразиться на художественном уровне произведений. В эти годы многие деятели литературы и искусства были лишены возможности свободно творить в СССР:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13