Рефераты. Технологический переворот последней трети XIX в.: вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия

p align="left">Изобретение двигателя внутреннего сгорания положило начало развитию автомобилестроения. Первый автомобиль современного типа «Даймлер» был создан в Германии в 1886 г. Заслуга этого изобретения принадлежит немецким инженерам Г. Даймлеру и К. Бенцу. В 1890-х гг. появились первые автомобили во Франции. В 1892 г. известный американский изобретатель и предприниматель Г. Форд построил свой первый автомобиль. Уже в начале XX в. он развернул промышленное производство автомобилей, а к 1908 г. создал модель «Т» стоимостью в 850 долларов, рассчитанную на массовый сбыт. В 1913 г. в США было зарегистрировано свыше 1 миллиона автомобилей. Новое изобретение сразу же вызвало столь большой интерес, что уже в 1894 г. прошли первые в мире автогонки по трассе Париж -- Руан. В начале XX в. автомобилестроение стало одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей.

Дальнейшее развитие двигателей внутреннего сгорания привело к появлению другой новой отрасли на транспорте -- авиастроению. Начало его созданию было положено в США: в 1903 г. братья О. и У. Райт совершили первый полет на построенном ими планере, оснащенном бензиновым двигателем (находился в воздухе 12 секунд). Американский опыт положил начало освоению этой отрасли во всех странах. В 1909 г. во Франции (в г. Кале) изобретатель Л. Блерио осуществил первый полет на своем моноплане.

Вторая промышленная революция заметно отразилась и на военном производстве, превратив его в крупную отрасль промышленности. Развитию военной сферы в немалой степени способствовало обострение в конце XIX -- начале XX в. международной обстановки, а затем -- развязывание Первой мировой войны. В рассматриваемое время появились новые виды военной техники. С появлением первых самолетов началось создание военной авиации: на основе моноплана Л. Блерио были сформированы первые французские военно-воздушные части. Уже в октябре 1914 г. произошел первый воздушный бой между французским и немецким самолетами. В 1915 г. было положено начало созданию бронетехники: появились первые (английские) танки, впервые примененные в 1916 г. (битва на реке Сомме). В эти годы заметно возросла мощность военно-морского флота. Великобритания создала новые типы военных судов: линкоры -- дредноуты «неустрашимые» и подводные лодки. На основе новейших достижений химической промышленности было создано оружие массового уничтожения. Один из его видов -- отравляющий газ хлор -- был впервые применен в 1915 г. в битве на реке Ипр и получил название «иприт».

Вторая промышленная революция в меньшей степени, чем промышленность, затронула аграрную сферу. Однако и здесь произошли важные перемены. Прежде всего, развивалась механизация сельскохозяйственного производства. В это время более широко стали распространяться разные земледельческие машины (сеялки, жнейки, молотилки и др.). В США был создан и в 1890 г. начал применяться первый трактор. Использование техники существенно повысило производительность сельскохозяйственного труда, высвободило в деревне большое число рабочей силы. Это повлекло массовый отток населения в города, новый виток урбанизации. В последней трети XIX в. ведущие страны Европы поразил затяжной аграрный кризис, вызванный притоком дешевой сельскохозяйственной продукции из Америки и Австралии. В значительной степени этому способствовало развитие транспортной системы. В результате большинство европейских крестьян разорялось.

В условиях индустриализации особое значение имело развитие информационной сети. Широкое развитие получила телеграфная связь, основы которой были заложены еще в 1830-х гг. В начале 50-х гг. XIX в. появились международные, и, благодаря прокладке подводных кабелей связи, межконтинентальные телеграфные линии. В 1866 г. была установлена регулярная телеграфная связь между Европой и Америкой. В 1876 г. шотландец А. Белл изобрел в США первый телефон, а в 1878 г. здесь была создана первая телефонная станция. В 1890-х гг. такие станции появились во всем мире. В конце XIX в. русским ученым А. Поповым (1895) и итальянским радиотехником Г. Маркони (1897) было изобретено радио, быстро получившее всемирное признание. В 1890-х гг. Г. Маркони изобрел беспроволочный телеграф, а в 1901 г. осуществил радиосвязь через Атлантический океан. Отмеченные изобретения дали импульс развитию средств массовой информации.

Развитая информационная сеть была необходима и для организации сбыта быстро растущего объема продукции. В этой связи со второй половины XIX в. бурное развитие получило рекламное дело, выделившееся в самостоятельную отрасль экономики. В это время создаются профессиональные рекламные конторы. Реклама стала необходимым средством сбыта продукции массового производства. Многие ее виды выросли на рекламе: маргарин, лекарства, сигареты, косметика вошли в употребление в век рекламы. Особенно широко рекламный бизнес развивался в США, где в середине XIX в. имел эффективные средства воздействия на потребителя. В 1910 г. в США на эту отрасль тратилось около 4 % национального дохода. Благодаря рекламе лидерами на мировом рынке стали «Кока-кола», «Кодак», «Кэмел», «Лэвис» и началась глобальная экономическая экспансия ведущих фирм США.

Развитие средств коммуникации и информации привело к окончательному объединению всех пяти частей света в единую мировую экономическую систему. В этой связи усилилась взаимозависимость и взаимодействие всех регионов мира, что создавало предпосылки для развития интеграционных процессов в мировой экономики.

Вторая промышленная революция стремительно вторглась и в сферу быта, изменив и в значительной степени облегчив жизнь западного человека. По словам Э. Хобсбаума: «…это было время, когда частью современного образа жизни стали телефон и беспроволочный телеграф, фонограф, кино, автомобили и самолеты, не говоря уже о таких достижениях науки и техники, проникавших непосредственно в домашнюю жизнь, как пылесосы (1908 год) или аспирин (1899 год), оказавшийся самым универсальным лекарством из всех, когда-либо изобретенных человеком. Не следует забывать и о самой полезной машине всех времен -- скромном велосипеде, достоинства которого были признаны немедленно и повсеместно».

Развитие индустриализации влекло за собой серьезные финансовые проблемы: быстро росла потребность в инвестициях. В этой связи в странах Запада в годы второй промышленной революции была создана стабильная и разветвленная кредитно-финансовая система, основанная на акционерных банках. Последние предоставляли как кратковременные, так и долгосрочные коммерческие кредиты, что было особенно важно для развития тяжелой индустрии.

Внедрение новейших техники и технологии потребовало научного подхода к управлению производством и организации труда. «Отцом научного управления» стал американский инженер Ф. Тейлор, разработавший основы теории и практики инженерной социологии, направленной на повышение производительности труда. Система Ф. Тейлора была впервые успешно внедрена Г. Фордом, применившим в 1913 г. на своем автозаводе первый сборочный конвейер.

В условиях нового технологического переворота экономическое отставание угрожало национальному суверенитету даже крупнейших европейских стран. В этой связи вторая промышленная революция в конце XIX в. вызвала ускоренную индустриализацию в странах «второго эшелона». Экономическое развитие здесь шло бурными темпами: складывался общенациональный рынок, формировалась разветвленная банковская система, внедрялись новейшие техника и технологии в промышленности, высокого уровня достигла концентрация производства. Форсированная модернизация проводилась властями и носила неорганический, искусственный характер. Это предполагало широкое государственное вмешательство в развитие экономики. Государство выступало основным инициатором структурных преобразований и крупнейшим инвестором. Большую роль в развитии индустрии стран «второго эшелона» играл и зарубежный капитал, прежде всего английский и французский.

Вторая промышленная революция повлекла за собой изменения и в социальной сфере. На этом этапе сформировалось потребительское общество -- социум, ориентированный на материальные ценности, на потребление. Окончательно утвердилась социальная стратификация экономического типа и классовая социальная структура общества. Все обычные критерии статусной групповой стратификации (образ жизни, уровень образования, профессиональная специализация, конфессиональная и национальная принадлежность) являлись вторичными по отношению к экономическим факторам и классовому статусу.

На рубеже XIX--XX вв. произошли изменения во внутренней иерархии классов. В этот период заметно ускоряется консолидация класса буржуазии. Развитие массового производства и тяжелой индустрии способствовало формированию буржуазных магнатов -- финансовой олигархии. Последняя теперь являлась новой правящей элитой западного общества. В ее составе были и представители старинных банкирских домов, и наследники крупных состояний, и удачливые биржевые спекулянты, и немногочисленные нувориши, в основном из средних слоев буржуазии. Представители большого бизнеса позиционировали себя как люди, которые «сами себя создали» благодаря своему уму, энергии, трудолюбию. Известный немецкий экономист В. Зомбарт в своем исследовании о буржуазии называет их «сверхпредпринимателями», «которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами… Если прежде доверие к солидности, например, банка, покоилось на уважении к старым «патрицианским семьям», то теперь положение банка в деловом мире, и у публики главным образом определяется величиной вложенного капитала и резервов». В рассматриваемое время с теми или иными особенностями новый тип крупного предпринимателя встречается во всех развитых странах.

Таким образом, новая буржуазная элита, сформировавшаяся к началу XX в., состояла из людей различного происхождения, сумевших благодаря своему богатству и положению в мире бизнеса, войти в круг избранных. При этом продолжался процесс сближения верхушки буржуазии со старой аристократией, влияние которой было еще заметным. Политическая элита западноевропейского общества рекрутировалась в основном из традиционной земельной аристократии, поэтому финансовая олигархия всячески стремилась с ней сотрудничать. На основе общности нового, элитарного образа жизни, соответствующих ему норм поведения, ценностных ориентаций, экономических интересов формировалась единая социальная элита, претендующая на политическое господство. Уровень богатства и власти финансовой олигархии резко противопоставлял ее всему обществу. Между различными группами буржуазии всегда были определенные расхождения в интересах, однако никогда прежде не было столь глубоких противоречий между верхушкой буржуазии и ее основной массой.

В отмеченное время заметные перемены произошли в положении рабочего класса, превратившегося в мощную социальную группу. В развитых странах в последней трети XIX в. он составлял уже большинство самодеятельного населения: в Англии -- 1/2, во Франции -- 1/5, в США -- 1/4. Изменилась и структура рабочего класса: повысился удельный вес фабрично-заводского пролетариата, занятого на крупном производстве. Все более широко применялся женский труд. Например, во Франции численность работающих женщин с 1866 по 1901 гг. увеличилась на 50 %. Женщины были заняты в основном в текстильной и швейной промышленности, зачастую они выполняли тяжелую неквалифицированную работу. Несмотря на постепенно вводимые ограничения все еще широко применялся детский труд. Особенно высокой была доля детей и женщин среди промышленных рабочих в Италии -- 40 %.

Важные изменения происходили в характере труда. Прежде всего, возросла потребность в квалифицированной работе. Например, в США в конце XIX в. на долю квалифицированных и полуквалифицированных рабочих приходилось 2/3 промышленного пролетариата. Особенно высокие требования к рабочим предъявляли новейшие отрасли (электротехническая, автомобильная, машиностроительная и т. п.). В этой связи в развитых странах в данный период растет слой квалифицированных рабочих (рабочей аристократии), отличавшихся от основной массы пролетариата более привилегированным положением. Заметно изменились и условия труда. В конце XIX в. наметилась тенденция сокращения рабочего дня в фабрично-заводской промышленности: практически во всех развитых странах в начале XX в. его продолжительность не превышала 10 часов. Наблюдался и рост заработков фабрично-заводских рабочих. Так, во Франции за 1874--1905 гг. зарплата в промышленности повысилась на 58 %, в США за 1860--1891 гг. -- на 69 %. В целом жизненный уровень трудящихся в развитых странах заметно возрос.

Однако несмотря на рост реальной заработной платы, рабочие не могли выйти за узкие рамки прожиточного минимума: почти весь свой заработок они тратили на питание, одежду, коммунальные услуги. Наиболее тяжелым было положение сельскохозяйственных и малоквалифицированных фабричных рабочих. Сохранялась и массовая нищета в пролетарской среде: в 1890-х гг. в Англии около 2/5 рабочих находились на уровне бедности. Серьезной социальной проблемой оставалась безработица, даже в благополучные годы ее уровень в западных странах достигал 3--5 %.

Рост концентрации производства, развитие научно-технического прогресса способствовали формированию новых групп наемных работников -- служащих, занятых нефизическим трудом (конторских, торговых и т. п.). Так, в Германии за 1882--1907 гг. их общее количество увеличилось в 4 раза. Работники нефизического труда имели гарантированную занятость (в силу квалификации и образовательного уровня), более высокую заработную плату, систему льгот (оплачиваемые отпуска, пенсии и т. п.). В рассматриваемое время заметно увеличилась и доля среднего класса, отличавшегося привилегированным имущественным положением и достаточно высоким социальным статусом, что, несомненно, стабилизировало общество. В начале XX в. средний класс составлял около 10 % населения развитых стран -- предприниматели, интеллигенция -- (юристы, врачи, преподаватели), растущий слой «белых воротничков» (инженеры, служащие частных компаний и государственного аппарата).

Список источников и литературы

1. Бернал, Д. Наука в истории общества. М., 1956.

2. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV--XVIII вв. М., 1986--1992. Т. 1--3.

3. Бродель, Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

4. Виппер, Р.Ю. История нового времени / Р.Ю. Виппер. Киев, 1997.

5. Германская история в новое и новейшее время: в 2 т. М., 1970. Т. 1.

6. Ерофеев, Н.А. Очерки по истории Англии (1815--1917). М., 1959.

7. Ерофеев, Н.А. Промышленная революция в Англии. М., 1965.

8. Иванян, Э.А. История США / Э.А. Иванян. М., 2004.

9. Ленин, В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. М., 1977.

10. Лойберг, М.Я. История экономики. М., 1997.

11. Маевский, В.И. Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая генетика. М., 1994.

12. Маныкин, А.С. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. М., 2004.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.