Рефераты. Тибетское государство

p align="left">Отношения с внешним миром развивались чрезвычайно интенсивно, и не только в виде войн. Когда тибетцы завоевали обширные территории, они соприкоснулись с несколькими крупнейшими культурами - индийской, персидской, китайской, кочевой тюрко-монгольской. Они познакомились со многими достижениями мировой цивилизации и стали быстро перенимать их. С принцессою Вэнь-чжэн пришла китайская цивилизация и началось насаждение буддизма - было построено много храмов, дворец (Потала) в китайском стиле, царь начал одеваться в китайские шелковые ткани вместо прежних шкур и войлока, усвоил разные китайские обычаи.

Период с 650 по 755 г. был временем роста Тибетской империи. В течение этого столетия на тибетском престоле сидели и сильные цари, и слабые правители, вершили дела могущественные министры и властные регентши, армия побеждала в боях и терпела поражения, из соседних держав приезжали дружественные послы и приходили враги, внутри страны происходили восстания и междоусобицы, т.е. имели место самые разные события, но всё сводилось к одному - Тибет «распирало» от военной силы из года в год он расширял свои владения.

Районы Аша (туюхуней) и Шаншунга все основательнее «погружались» в Тибетскую имерию. Ещё Гар-Тонцзаном в 60-х годах VII в. там была учреждена тибетская администрация. В последующие годы они неоднократно восставали. Однако это были уже именно восстания, а не войны. В 670 г. туюхуньский вождь Муюн-Нохопо бежал в Китай и просил танские власти помочь ему в борьбе с Тибетом. Однако стотысяточное войско китайцев было разбито.

Соперничество Тибета и Китая с восточных и северо-восточных окраин Тибетского нагорья переместилось в район так называемого Туркестана, где проходил Великий караванный путь и находились богатые города - Хотан, Куча, Карашар, Кашгар. К 658 г. Китай установил свой протекторат над ними и над территориями, лежавшими далеко к западу - до Согдианы и Кашмира. Но в 670 г. тибетцы, соединившись с западными тюрками, захвати эти города и выгнали оттуда танские гарнизоны. Китайцы не могли примириться с таким положением. Поэтому здесь происходили постоянные столкновения китайских и тибетских войск. Лакомые кусочки, эти города, «державшие торговлю» изделиями из золота и нефрита, парфюмерией и специями, войлочными кошмами и коврами, оружием и скотом, переходили из рук в руки. В 692-693 гг. танская армия восстановила свой контроль над Шёлковым путём и бассейном Тарима. Но чуть позднее, в 695-696 гг., на северо-восточном границе Тибета произошла битва, известная как «побоище китайцев у Тигрового перевала» в которой Китайцы потерпели сокрушительное поражение.

В 783 году Китай и Тибет заключили мирное соглашение, в котором было закреплено право Тибета на территорию современной провинции Ганьсу и значительную часть провинции Сучань. Заняв Ганьсу и отрезав таким образом китайские гарнизоны в так называемом Китайском Туркестане от Центрального Китая, тибетцы присоединили и эти территории. В этот период тибетцы даже помогали китайским властям подавлять восстания.

Тибетская империя расцветала. Период правления Мунэ-цзанпо, Садналэга и Ралпачана (786-838) считается временем могущества Тибетской империи. Её границы простирались от городов бассейна Тарима до Ганга, от центрального Китая до Памира. В 882 году с Китаем был вновь подписан мирный договор, подтверждающий границы, указанные в договоре 783 года, и называвший Китай и Тибет равными великими державами. Отправленный к ту-фаньскому государю китайский посол в ознаменование окончания борьбы соорудил каменный памятник, на котором был вырезан текст мирного договора на тибетском и китайском языках. Памятник этот сохранился до настоящего времени и стоит перед храмом Да-чжао-сы в городе Лхасе.

После смерти Ралпачан в 838 на престол взошел его брат, который был ярым противник буддизма и принялся искоренять эту веру путём гонений, которые привели к разрухе и разорению. Не удивительно, что через несколько лет (3-4 года) он был убит.

В 842 г. прекратилась династия ту-фаньских государей, и на престол был возведен трехлетний племянник супруги последнего государя. Этот акт, очевидно несогласный с обычаями народа, породил раздоры в Ту-фани. Властолюбивые полководцы сами начали мечтать о престоле, и между двумя наиболее энергичными из них, Шан-кунжо и Шан-биби, началась упорная междоусобная война, совершенно обессилившая Ту-фань. Приглашенные одною из воюющих сторон китайцы воспользовались этим для того, чтобы вернуть себе отнятые ту-фаньцами у них области. Дальнейшим успехам китайцев помешали, по-видимому, начавшиеся среди них самих смуты. В то же время ту-фаньцы подверглись нападению со стороны главы одного из уйгурских поколений, Пугу-цзюня, который убил вышеупомянутого Шан-кунжо. Государство Ту-фань распалось на отдельные племена и роды. Наиболее сильным из этих племен были дан-сяны, которые сначала подчинились Китаю, но затем в 990 г. образовали самостоятельное государство, известное у китайских историков под названием Ся, у европейских -- Тангут, и просуществовавшее до времен Чингис-хана (1227). Что касается остальных ту-фаньских племен, из которых иные насчитывали по нескольку тысяч, а другие -- по нескольку сот или даже десятков семейств, то часть их подчинилась китайцам, а часть сохранила независимость и нередко нападала на Китай; случалось, однако, что они действовали и заодно c Китаем, в особенности против их общего врага -- Тангута. Ослабление центральной власти привело к военным поражениям. В середине IX в. уйгуры заняли бассейн Тарима. Восстал Дуньхуан. Танский Китай завоевал восточную оконечность Шелкового пути, тюрки-карлуки - западную. Тибетская империя пала. С этого момента на несколько сотен лет отсутствует систематическое изложение тибетской истории.

Бурление междоусобных страстей продолжалось до начала XI в., когда ту-фаньские племена вновь стали объединяться; во главе их встал один из даровитых родоначальников, Го-сы-ло. Образованное им в 1015 г. государство носит в китайских летописях прежнее название Ту-фань, но оно занимало значительно меньшую территорию и не пользовалось полною самостоятельностью; ту-фаньские государи более или менее регулярно посылали дань китайским императорам, получали от них почетные титулы и по их приглашению участвовали в походах китайцев (чаще всего -- против Тангута). Это, однако, не мешало ту-фаньцам, особенно после смерти Го-сы-ло, вступать в борьбу с Китаем; но, понеся поражение, они скоро снова изъявляли покорность своему сюзерену, постепенно усиливавшему свою власть над Ту-фанью. В 1131 г. царство Ту-фань было покорено чжурчжэнями, владевшими в то время Северным Китаем под названием династия Цзинь, и находилось под их властью более 100 лет,пока эта династия ни пала под ударами монголов.

В 1227 году войска Чингис-хана полностью уничтожили государство Си Ся, расположенное непосредственно к северу от Тибета, и установили на его территории прямое правление. В 1239 году сын Великого хана Угедея, Годан-хан, ставка которого располагалась вблизи Ланьчжоу, отправил в Тибет боевую разведывательную экспедицию под командованием Дорда-дархана. По возвращении Дорда-дархан доложил, что в Тибете несколько буддийских школ, из которых самая влиятельная -- школа Сакья.

В 1245 году в ставку Годана прибыл по его приглашению Сакья-пандита (1182-1251), глава школы Сакья, со своим юным племянником Пагба-ламой (1235--1280). Сакья-пандита был международно известным буддийским учителем, написавшим множество трудов буддийской традиции. Он обосновался при дворе Годана, проповедовал гуманистические основы буддизма в среде монгольской знати и вплоть до своей смерти обеспечивал своим авторитетом невмешательство Монгольской империи в дела Тибета, с одной стороны, и выплату дани тибетцами монголам, с другой стороны. Он сформулировал принцип «чой-йонг», который обозначался тибетцами как «наставник и покровитель» или - полнее - «духовное наставничество в ответ на политическую защиту», в рамках которого духовный авторитет превосходит светскую власть, и соответственно Тибет не вассальная территория империи, а опекаемая империей резиденция духовного наставника государства. Для монголов, которые согласно Ясе Чингис-хана как правило относились ко всем религиям с уважением и не облагали налогами монастыри и церкви, эта позиция оказалась понятной. Невыплата налогов отдельными светскими иерархами привела к монгольскому карательному вторжению в Тибет только в 1251, после смерти Сакья-пандиты.

Когда монгольский хан Хубилай, основатель династии Юань, сформировал в Тибете региональную администрацию, главе буддийской школы Сакья был дарован пост главы буддистов всего Китая - положение, которого не имел ни один монах ни до, ни, вероятно, после того. Излишне констатировать, что указанное назначение разозлило как лидеров прочих сект внутри Тибета, так и значительно более многочисленных последователей буддизма в самом Китае, однако никаких возможностей по противодействию воле императора они не имели.

Династия Юань разделила Тибет на несколько административных областей, главой которых был назначен духовный наставник императора. В дальнейшем юаньский двор, руководствуясь задачей укрепления своей власти, содействовал росту феодальных поместий в Тибете.

Самый знаменитый после Чингис-хана монгольский император Хубилай, назначил Пагба-ламу духовным главой Тибета (13 областей Уя, Цзана и Кхама), с правом назначения Пагба-ламой светского правителя. Около 70 лет Тибет впервые был теократическим государством под властью иерархов Сакья. Очередное нападение монголов на Тибет случилось в 1281 году, поскольку до них дошли доносы о том, что Пагба-лама был отравлен приближёнными назначенного им светского правителя Тибета, Гунга-Сангпо.

Но к середине XIV вв. великая монгольская империя уже не обладала большой властью. Правителем Тибета был признан Чжанчубчжалцан, сместивший в 1354 году Великого Сакья-ламу и ставший монархом. Монгольские императоры были вынуждены признать его тибетским правителем и пожаловать ему титул и печать такового. На самом деле Тибет в это время уже был фактически полностью независимым.

В это время начинается быстрое усиление в Тибете буддизма, проникшего туда еще в VII в. В начале XV в. буддизм был реформирован в ламаизм. С этих пор в Тибете появляются два высших буддийских иерарха -- баньчань и далай-лама, которые приобретают влияние и на управление страною. А 1642 год стал годом начала правления далай-лам. Первым правителем стал пятый далай-лама, но получить власть ему помог монгольский князь Гуши-хан. С его военной помощью Далай-лама сумел сосредоточить управление страной в своих руках. Но за эту помошь Гуши-хан присоединил к своим владениям Куку-нор и обложил данью тибетскую провинцию Кам, упразднив светских правителей и оставив в непосредственном заведования далай-ламы и баньчаня провинции Уй и Цзан. Также он стал называться царём Тибета и его потомки в течении пяти поколений исполняли эту роль. Но это был лишь титул - реально вся власть сосредоточилась в руках Пятого далай-ламы.

В 1644 году к власти в Китае пришла маньчжурская династия Цинь, с большим энтузиазмом воспринявшие традиционную китайскую доктрину о «воспитании варваров». В 1652 году Пятый далай-лама в ответ на настойчивые приглашения отправился в Пекин, но это не был визит подданного к владыке. Это была встреча равных глав государств, т.е. маньчжуры признавали Далай-ламу правителем Тибета, государства сильного и независимого.

Очень значимым для Тибета стало избрание Седьмого далай-ламы. Как только маньчжурские власти получили известие о том, что тибетские иерархи готовы официально признать мальчика из Кхама реинкарнацией далай-ламы, они вручили ему печать - акт символический и очень значимый во внешних сношениях стран, сопредельных с Китаем. Он подразумевал отношения патрона и подчинённого, что всегда использовалось Китаем как доказательство своего верховенства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.