Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Тюркский каганат
Тюркский каганат
6
Содержание
Введение
1. Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
2. Образование и расцвет Тюркского каганата
Заключение
Список использованных источников
Введение
В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления."Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа", - пишется в эпитафии в честь Кюльтегина. Этой легендой провозглашено наступление новой эпохи.Древние тюрки знали, что в их время начинается нечто исключительное. Время сотворения мира совмещено со временем появления тюрков.Ряд сведений о тюрках говорит о том, что данные об этой группе степных народов появились в источниках очень давно. Наиболее ранее упоминание о племенах тюрков /Тура/ находятся в Авесте. Тюрок /Тур/ - один из трёх сыновей легендарного Феридуна, когда он поделил мир на три части старшему сыну Салму достался Рум, Тюрку /Тур/ достался Туран, а младшему Эраджем - Эраншахр. По этой легенде междоусобицы между братьями привели к убийству Эраджа, что объясняет постоянное противостояние юга и севера. Видимо, это следует рассматривать как институт традиционной вражды внутри одной системы, в одной оси координат.В восточных источниках особенно, у Рашид ад-дина, Абульгазы Тюрку отводят особое место в генеалогических повествованиях. Первый из них пишет о том, что монголы "были одним из тюркских народов" и что "за время около четырёхсот лет от них произошло множество ответвлений... вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков /теперь/ называют монголами". По Абульгазы: "Яфет, младший сын Ноя, имел восемь сыновей "Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кеймари, Тарих". Из этих своих детей он на свое место оставил /наследником трона, орды/ старшего сына Тюрка, при этом, завещал другим: "Тюрка вы признавайте государем и повинуйтесь ему". "Он был человек образованный и умный, - пишет Абульгазы, - после отца своего, когда он обозревал земли, одна из них понравилась, и он на ней поселился; эту землю называют Иссиг-кюль".
1. Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
Как крупное объединение, тюрки стали известны ещё в конце V века. Первоначальное ядро этого народа - союз десяти племён (он ок будун), сформировалось из осколков гуннских племён, переселенных в Алтайские горы государством Жуань-Жуаней. Позднее государство, созданное этими племенами, стало называться "Тюрк эль". Существует также мнение о том, что термин первоначально имел социальное значение. И происходил от слова "тюркун", означавшего "военная знать".Тюркские племена на просторах Центральной Азии создали десяток государств - Каганат кок тюрков, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский, Тюргешеский, Уйгурский каганаты, государства енисейских кыргызов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов и, наконец, кыпчаков. Смена на историческом фоне одних названий другими вовсе не обозначала исчезновения первых. Они, уступая первенство, входили в состав победителей или же под другими названиями создавали новые объединения.В связи с выходом на широкую международную арену древнетюркское государство возвращается к традиционным символам политической власти. В основу государственной идеологии была заложена идея туранизма. Вероятно, свою роль сыграли племена, связанные со степными районами Казахстана и Средней Азии. Импульсы, дошедшие до центральных степных районов Казахстана, актуализировали реанимацию идеи туранизма. Возможными носителями этой идеи, мы предполагаем, были племена, входящие в группу Алаша и связанные с древней историей Турана, о которых в виде отголосков сохранились различные легенды в этот период предания о динлинах, о пегих лошадях, о народе бома и т.д. /.О реанимации не только идеи великого туранизма, но и восстановление имени священной, культовой фигуры Алаша хана, как первого хана кочевых тюрко-монгольских племён и родоначальника ханских династий также связано с временем усиления тюрков на востоке. К. Халид, исходя из древнейших исторических преданий казахов и других народов Центрально-Азиатских регионов, возвращение культа Алаша хана связывает с началом возвышения тюрков - карлуков в Караханидское время.Хотя этногенез тюрков больше связан с Центральной Азией, этот огромный регион не был изолирован от соседних цивилизаций. В момент своего могущества территория каганта простиралась от Манчжурии до Керченского пролива, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Как создатели первой евразийской империи, тюрки оказали огромное влияние на судьбы народов субконтинента.Хозяйство. В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер кочевого и полукочевого скотоводства и осёдло-земледельческого типа хозяйства в перифериях Великой степи. Доминирующая часть социально-политического организма тюркских государств вела кочевой образ жизни и использовала горда и оазисное население как необходимое дополнение. Государство не могло состояться без городов - без политического центра, без торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивавших нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков.В хозяйственно-культурной системе Великой степи Мавераннахр занимал особое место как у тюрков, так и у их предшественников и последователей. Прежде всего, присырдарьинская территория имеет стратегическое значение в плане обеспечения кочевого населения Великой степи необходимым количеством земледельческой и ремесленной продукции. Контроль над трансконтинентальными путями давал кочевникам также огромные выгоды как в экономическом, так и в политическом отношениях. Из территории Мавераннахра готовились глобальные миграции в глубинные районы Востока. Можно сказать, что территория южнее Сырдарьи вынашивает плод миграционной активности, зачатой кочевниками еще в просторах Великой степи.Обретя определенную структуру и подкрепленные жизнеутверждающей энергией, мигранты шли на завоевание центров оседлых цивилизаций. В этом плане Мавераннахр являлся своеобразным плацдармом Великой степи.Город и степь в той или иной мере дополняли друг друга и этот симбиоз создавал государство. Для тружеников города необходимы были защита неспокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители - кочевые племена.Социальная организация. Сравнения социальной природы тюркских обществ демонстрируют не только их принципиальную однотипность, но и сходство многих форм социальной организации, общественных институтов и культурных элементов. Это сходство иногда доходит до полного тождества. Имеющиеся различия связаны с различными источниками внешнего воздействия (создание империи). В целом можно их охарактеризовать как раннесредневековые, где государственные институты основаны на даннической эксплуатации земледельческого населения кочевниками.Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. "Беки" и "кара будун" (простой народ) - "слушайте хорошенько мою речь", - требует в своей надписи Бильге каган (нач. VIII в). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ. В этой связи уместно привести следующую тюркскую пословицу: "Иер басуркы таг (опора земли - гора), Бодун басуркы бег", (опора народа - бек).Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен.Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта. Формирование сословных групп и правящей династии, сакрализация института каганства, новая административная система в виде надплеменных административных единиц в ходе завоевания и освоения новых территорий привела к политической организации, к имперской системе. Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховной судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от её устремлений.Не только кризис тюргешеского государства, но и распад тюркской державы на две части отчасти объясняется социальными причинами. Непрерывные завоевательные войны на время приглушали острые противоречия, возникшие в ходе социальной перестройки тюркского общества. Но неудачи и хозяйственные осложнения быстро меняли обстановку. Так, внутренняя распря в связи со смертью Таспар кагана, произошедшая в самом династийном племени - ашина и страшный голод в степи, когда "вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости", привели каганат к острому кризису.В 582-603 гг. окончательно завершился распад каганата на Восточную (центрально-азиатскую) и Западную (средне-азиатскую) части: между Восточно- и Западно-Тюркскими каганатами всё это время велись изнурительные войны.Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Женщин и девушек источники упоминают как главную военную добычу. Они шли в качестве контрибуции, их отнимали у подвластных племён. В условиях патриархального хозяйства кочевников благосостояние семьи зависело не только от количества скота, но и в не меньше мере, от возможности своевременно и полностью переработать продукцию животноводства. Этим были заняты женщины. Поэтому захват женщин был первостепенным делом в набегах.В социальной терминологии древних тюрков встречается термин "таг". М. Кашгарский говорил даже о наличии пословицы: "без тата нет тюрка". Каждый бек или тархан имел своих тагов, то есть зависимых от него людей. Некоторые материалы позволяют констатировать их положение как служивого населения, как определенную социальную прослойку в структуре раннеклассового общества. В отличие от рабов (кул-кун), таты были включены в общественную жизнь, им доверялись серьёзные задания и т.д.В социальном плане государство состояло из привилегированных родов, рядового населения и данников. Если кочевым племенам, вошедшим в империю, удавалось войти и в генеалогическую структуру, занять равное положение со всеми, то оседло-земледельческое население до конца подвергалось эксплуатации.Этнополитическая история. Начало этногенеза тюрков восходит к древним турам, политогенез же больше связан с гуннами. Согласно генеалогической легенде первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив тотемное имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк.Другая легенда повествует о следующем: "Естественное положение Алтайских гор походит на шлем - на монгольском - тукюе - наименование - Дом. Ещё говорят, что предки тукюесского Дома происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север.
Страницы: 1,
2
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.