Рефераты. Установление времени создания источника

Установление времени создания источника

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

РЕФЕРАТ

На тему:

«Установление времени создания источника»

МИНСК, 2008

Источник есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован. Он создается в определенной исторической реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в соответствии с теми условиями (политическими, культурными, техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап исследования поэтому имеет целью:

установить, имел ли место данный исторический источник, как факт (создан ли в то время, в том месте и тем автором (авторами), которые в источнике указаны);

уточнить, что представляла собой та историческая социальная реальность, в которой он возник.

Без знания исторических условий нельзя решить вопросы новизны, уникальности или, наоборот, типологичности изучаемого комплекса источников.

Важнейшим конкретизирующим элементом при изучении происхождения источника является временная координата. Факт вне времени не может быть связан с реальным прошлым. Поэтому важным элементом процесса установления исторических фактов является их датировка.

Если мы изучаем публикацию, то для нас очень важно в какое время происходил отбор материала для публикации (например, после восстания 1863 г., после 1917 г., и т. д.). Установление даты источника очень важно в тех случаях, когда только по ней можно установить дату события, отобранного в источнике. Наконец, нередко именно дата источника представляется для нас наиболее ценной. Имеются в виду случаи, когда само по себе событие, о котором идет речь, хорошо известно и без данного источника, а исследователя интересует не сам факт, а только время его совершения.

Знание даты создания источника является важным условием для дальнейшего изучения, если этой даты нет, ее необходимо установить.

При определении даты создания источника следует тщательно учитывать все возможные сведения о нем. Историк должен не только установить время его возникновения, но и выделить из источника максимум временной информации. Чем больше сведений о ней будет, тем доказательнее будет дата, установленная на их основе. Важно также знать, откуда их получил автор источника, на каком этапе они попали в текст. Следовательно, необходимо предварительное текстологическое исследование источника.

Информация о времени в источнике не однородна. Она бывает прямой и косвенной, намеренной и ненамеренной.

Прямая информация отражает реальное историческое время через призму той системы счета лет, которая использовалась автором источника.

Косвенная информация о времени - это сведения о событиях, дата совершения которых известна или может быть установлена, но не измерена во времени.

Намеренная информация - это данные, которые рассматривались авторами как временные ориентиры, а ненамеренная информация - это те сведения, которые, объективно отражая историческое время, в прошлом не использовались как временные вехи.

Прямую информацию историк получает в виде абсолютных дат. Их изучает вспомогательная историческая дисциплина историческая хронология (один из разделов хронологии). Историческая хронология ставит перед собой две задачи: теоретическую и практическую. Первая состоит в изучении систем счисления времени в историческом развитии, выработке принципов перевода дат с одной хронологической системы в другую. Вторая заключается в реализации указанных выше положений для перевода дат, событий в современную систему летоисчисления, для определения и уточнения дат исторических событий.

Одной из наиболее распространенных систем исчисления больших промежутков времени является календарь, основанный на круге Солнца и Луны. Отличают солнечный, лунный и лунно-солнечный календари. Происхождение самого названия связано с тем, что в Древнем Риме должник платил проценты в первый день каждого месяца, т. е. календы. Один из древнейших календарей - лунный лежит в основе мусульманского календаря, лунно-солнечный - современного европейского, а солнечный - юлианского и григорианского календарей.

Первой естественной единицей счета времени лет, которую выделили уже первобытные народы были сутки, связанные со сменой дня и ночи - времени работы и отдыха. Позднее, обратив внимание на прохождение Луной различных фаз от одного новолуния до другого, выделили более крупную единицу измерения времени -- лунный месяц. С фазами луны в значительной мере было связано установление следующей единицы времени - семидневной недели. Наконец, необходимость следить за сменой времени года вызвало к жизни появление солнечного года.

Первый из распространенных на территории Беларуси календарей - юлианский ведет свой отсчет с реформы Юлия Цезаря (46 г. до н. э.). Однако окончательный вид он принял при преемнике Цезаря Октавиане Августе. За продолжительность года были приняты 365 + 1/4 суток: отсюда три года по 365 суток, а каждый четвертый год считался високосным (366 суток). Високосными считались и все годы, которые заканчивались на два нуля. Год был поделен на 12 месяцев. Седьмой месяц в честь Юлия Цезаря переименован в июль, восьмой назван в честь Августа. Семь месяцев содержали 31 день, четыре 30, один 28 (или 29 в високосном году).
На Никейском Вселенском соборе 325 г. юлианский календарь был признан обязательным для всего христианского мира. На соборе также была закреплена и система счета лет - индикт, который определял место года в пятнадцатилетнем цикле исчисления.

Точность юлианского календаря превышала древний египетский
(в котором ошибка величиной в одни сутки накапливалась за 4 года), но была недостаточной для того, чтобы избежать ошибки. Принятая в нем продолжительность среднего солнечного года превысила истинную настолько, что за 128 лет накапливалась ошибка в один день. В результате сроки действия весеннего равноденствия перестали совпадать с календарными, а это имело принципиальное значение для пасхальных расчетов.

Результатом многих поисков и дискуссий стал декрет папы Григория XIII, который устанавливал, что за 5 октября 1582 г. должно следовать 15 октября, т. е. счет передвигался на 10 дней вперед, «утерянных» по юлианскому календарю. Основным отличием между календарями заключалась в системе счета високосных (366 дней) лет. Известный итальянский математик Луиджи де Лилио, исчисления которого легли в основу реформы, предложил считать впредь високосными только те вековые годы, которые без остатка делятся на 400. В результате 1700, 1800, 1900 были високосными по юлианскому календарю, но не являлись таковыми по григорианскому и в XX в. разница увеличилась до 13 дней (останется таковой по 2100 год). Хотя григорианский календарь тоже не был точным, его погрешность давала разницу в один день за 3280 лет.

Григорианский календарь первоначально был принят в католических странах. В 1584 г. календарь был введен в Речи Посполитой королем Стефаном Баторием, но в Великом княжестве Литовском он встретил неприятие и протесты. Причины такого явления были различны - магнаты и шляхта боролись за восстановление независимости княжества от Польши (Статут 1588 г.). Протестанты (в княжестве получил развитие кальвинизм) как известно, говорили, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Еще большее сопротивление введению нового календаря оказала православная церковь. Поэтому введение календаря происходило постепенно, прежде всего, в сфере официального делопроизводства.

Все отмеченное выше предопределило то, что в источниках, созданных в XVII в. и даже XVIII в. на территории современной Белоруссии можно встретить употребление датировок в соответствии и с юлианским, и с григорианским календарем. Ситуация не изменилась в конце XVIII в., когда Беларусь была включена в состав Российской империи. Общепринятым был юлианский календарь. Ополяченная верхушка шляхты не желала признавать ни российскую власть, ни официальный календарь. Указанные расхождения стали преодолеваться после декрета Председателя СНК РСФСР
В.И. Ленина от 31 января 1918 г., в соответствие с которым следующий день был уже 14-м февраля (как известно, православная церковь использует юлианский календарь до настоящего времени).

Счет лет можно вести более легко и точно, последовательно обозначая годы порядковым номером, начиная от определенной эпохи и бесконечно продолжая их. Исходный момент летоисчисления называется эрой. Счет по эрам был известен еще в древности: от первой Олимпиады (от 776 г. до н. э.), «от основания Рима» (с 754 г. до н. э.). В Византии получило распространение исчисление лет «от сотворения мира». Однако самой распространенной стала система счета лет от Рождества Христова. Она была введена в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, «установившим» дату мифического рождения Христа. Характерной чертой данной системы является отсутствие нулевого года. Впервые в документах счисление от Рождества Христова стало употребляться в первой половине VII века. В договорах Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой и Готским берегом XIII-XIV вв. она получила уже широкое распространение. Распространение различных систем летоисчисления предопределяет сложности датировки средневековых документов.

Подсчеты усложняются еще и тем, что в зависимости от обычаев местной хронологической практики наступление нового года относили к разному времени (при этом в источниках не всегда отмечалось данное обстоятельство). От римской эпохи было унаследовано начало года с 1 января. Этот стиль как упоминалось, установил Юлий Цезарь. Христианская церковь не могла примириться с этой традицией, идущей от язычества. Но поскольку она сохранялась в гражданской жизни, церковь соединила с этой датой праздник, связанный с жизнью Христа, - Обрезание Господне. Широкое распространение этот стиль получил лишь в XVI в., под влиянием Реформации. Как можно видеть из опубликованного в 1869 г. М.О. Кояловичем «Дневника Люблинского сейма 1569 г.», этот стиль был известен и популярен в Речи Посполитой. В датировках он встречается уже с XIV в.

В Российской империи переход к началу года связан с началом 1700 г. Этот процесс в некоторых местах вызвал народные волнения. Так в Англии, где данное событие произошло в 1751 г. в связи с принятием григорианского календаря, толпа преследовала лорда Честертона, бывшего инициатором нововведений, и требовала возвращения «украденных» трех месяцев -- того времени, на какое сократился 1751 г. в результате замены Благовещенского стиля начала года (с 25 марта), гражданским (с 1 января).

Благовещенский стиль, по которому начало года относили
к 25 марта, был чрезвычайно популярен в средневековой Европе благодаря исключительно отмечавшемуся 25 марта праздника Благовещения. От него отсчитывалось земное пребывание Христа. Этот стиль зародился, по-видимому, в Италии, которая была к нему привержена дольше других стран. В IX-X вв. благовещенский стиль распространился во Франции, но во второй половине XI в. был несколько потеснен пасхальным стилем (новый год связан со сроками Пасхи), одновременно с которым употреблялись благовещенский и рождественский (новый год с 25 декабря). Довольно рано стиль от 25 марта стал известен в Англии и в качестве «официального» охранялся там до 1751 г.

В Византии новый год начинался с 1 сентября. Восточнославянские народы, приняв христианство от Византии, заимствовали систему счета лет от Сотворения мира, но сохранили свой отсчет начала года (с 1 марта) - отсюда название мартовский год. При этом появляются будто два года - мартовский (начинался шесть месяцев спустя византийского года) и ультрамартовский (начинался на шесть месяцев раньше сентябрьского года). Ультрамартовские датировки появляются в начале второго десятилетия XII в. (Лаврентьевская летопись). Заимствуя сведения из византийских источников, летописцы не всегда уточняли расхождения.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.