Рефераты. Ван Гог

p align="left">Это было то самое время, когда Винсент Ван Гог наконец понял свое призвание - призвание быть художником.

2.2. Изучение живописи старых мастеров

После года влачения нищенского существования в Боринаже, осенью 1880 года, Винсент направляется в Брюссель, для того, чтобы начать обучаться живописи. Винсент захотел учиться после того, как его брат Тео помог ему с деньгами. Винсент и Тео всегда были близки в детстве, а, будучи уже взрослыми всю жизнь вели постоянную и мучительно откровенную переписку. Из этих писем (а их сохранилось более 700) мы лучше всего можем узнать о внутреннем мире Ван Гога, о его размышлениях по поводу собственной жизни и работ.

1881 год оказался одним из самых беспокойных в жизни Винсента Ван Гога.

Винсент поступил на обучение в студию Эколь де Биукс в Брюсселе., хотя биографы Хальскер и Тральбаут спорят относительно подробностей. Тральбаут полагает, что обучение в школе было коротким и неплодотворным, а Хальскер утверждает, что Заявление Винсента на поступление в эту школу даже не было принято. В любом случае, Винсент продолжает самостоятельное обучение живописи, беря примеры из таких книг, как Travaux de Champs Жана Франсуа Милле и Cours de dessin Чарльза Бага.

2.3. Сюжетное полотно «Едоки картофеля»

В начале 1885 года Ван Гог продолжает серию портретов крестьян. Он рассматривает это, как «уроки» работы, которые продолжают совершенствовать его умение в подготовке к наиболее важной работе того времени. Винсент трудился март и апрель напролет, не надолго прервав свою работу в связи со смертью отца 26 марта. Отношения Винсента с отцом были очень напряженными последние несколько лет, и, хотя Винсент, конечно, не был рад кончине отца, но эмоционально был достаточно отстранен и продолжал работать.

Все годы усердной работы, постоянное оттачивание техники и попытки работать маслом - все это послужило ступенями к созданию первого шедевра Винсента Ван Гога: «Едоки картофеля».

Над «Едоками картофеля» Винсент работал весь апрель 1885 года. Он делал очень много набросков для окончательной, большой версии, писанной маслом на холсте. «Едоки картофеля» признаны первым величайшим произведением художника, да и он сам был вдохновлен результатом. Хотя любая критика приводила Винсента в бешенство и расстраивала его (его друг, разделяющий взгляды, художник Антон Ван Раппард не оценил картину, а его комментарии побудили Винсента разорвать их отношения), Винсент был доволен результатом, и таким образом начался новый, более уверенный и технически полный виток его карьеры.

В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян -- тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах.

3. Парижский период (1886-1890)

Винсент Ван Гог в начале 1886 года написал своему брату Тео, пытаясь убедить последнего, что Париж-это то, что Винсенту нужно. Тео слишком хорошо знал непостоянство характера брата и воспротивился его приезду. Но, как всегда, неугомонный Винсент просто приехал в первых числах марта в Париж, и Тео ничего не оставалось делать, кроме как принять брата.

Парижский период Ван Гога был очень удачным, из-за той роли, какую он сыграл для него как художника. К сожалению, два года, прожитые Винсентом в Париже менее всего освещены документально. Это еще раз показывает на то, как зависят биографы от переписки Винсента и Тео для выявления фактов. А поскольку братья жили в Париже вместе, в квартире Тео на 54 rue Lepic в Монматре, то, соответственно, переписку не вели.

Тем не менее, важность пребывания Винсента в Париже очевидна. У Тео, как торговца предметами искусства, было очень много связей, и Винсент знакомится с начинающими парижскими художниками. Два года пребывания в Париже Винсент провел, посещая ранние выставки Импрессионистов, где выставлялись работы Дега, Моне, Ренуара, Писсарро, Сёра и Сислея. Не возникает сомнений, что на творчество Ван Гога оказали методы импрессионистов, но он всегда оставался верен своему неповторимому стилю. В течение двух лет Ван Гог использовал некоторые элементы техники импрессионистов, но он никогда не позволял их сильному влиянию завладеть собой. В 1886 году Винсент с большим удовольствием рисует окрестности Парижа. Его палитра стала отходить от темных, традиционных цветов голландской родины, и он стал использовать трепещущие краски импрессионистов. Кроме того, в придачу к комплексной многогранности стиля Ван Гога, в Париже он стал проявлять интерес к искусству Японии. Япония только недавно приоткрыла двери перед «неверными» после веков культурной блокады, и в результате этого продолжительного изоляционизма, западный мир просто сходил с ума по всему японскому. Ван Гог стал приобретать значительное количество японских гравюр на дереве (в настоящее время находятся в коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме) и его работы в этот период (например, «Портрет Папаши Танги») отражают и вибрирующее использование цвета, почитаемое импрессионистами, а также четко прослеживается японское влияние. Хотя Ван Гог всего сделал три копии с Японских гравюр, японское влияние будет прослеживаться в его творчестве на протяжении всей жизни.

1887 год в Париже ознаменовал себя как еще один год развития Винсента как художника, но он также отнял у него часть самого себя, как морально, так и физически. Непостоянство натуры Винсента положила тень на их отношения с Тео. Настаивая на переезде к Тео, Винсент надеялся, что это поможет им легче распоряжаться расходами, а также позволит Винсенту более легко посвятить себя искусству. К сожалению, совместное проживание двух братьев также отразилось на их отношениях друг с другом, добавив напряженности. К тому же, Париж невозможен без страстей, и в течение этих двух лет Винсент подорвал себе здоровье из-за неполноценного питания, чрезмерного потребления алкоголя и курения.

Как и на протяжении всей своей жизни, плохая погода в течение зимних месяцев действовала на Винсента раздражающе и угнетающе. Для него не было большего счастья, чем проводить время на природе в хорошую погоду. Рисуя ли или просто прогуливаясь, Винсент Ван Гог жил для солнца. За тусклые зимние месяцы 1887-88 годов в Париже Ван Гог обессилил. И опять повторилось то же: два года, проведенные Ван Гогом в Париже оказали огромное влияние на его развитие как художника. Но он уже нашел то, что так долго искал, и настало время уезжать. Никогда не будучи счастливым в больших городах, Винсент решил покинуть Париж и последовать за солнцем, и за своей судьбой, на юг.

Для этого периода характерно резкое изменение манеры художника. Интерес к проблемам колорита, выразительной экспрессии мазка усиливается у Ван Гога под влиянием знакомства с живописью импрессионистов, теорией дополнительных цветов пуантилистов, пастозной бравурной манерой А. Монтичелли. Полотна "Бульвар Клиши" и "Сады Монмартра" (оба - 1887, Музей Ван Гога), написанные легкими раздельными импрессионистическими мазками, насыщенными переливчатыми сочетаниями красок, передают яркие краски парижской весны. Энергичные мелкие пуантилистские мазки в натюрморте "Фритилярии в медной вазе" (1887, Музей Ван Гога) образуют подвижное цветовое марево. В этот период художника начинает увлекать яркая красочность и непосредственность изображения природы и человека в японской гравюре. Увлечение ею проявляется в живописной манере портрета парижского торговца гравюрами "Папаша Танги" (1887, Музей Родена, Париж) и пейзажа "Поле пшеницы с жаворонком" (1887, Музей Ван Гога).

В это время в портретном творчестве Ван Гога преобладают автопортреты (около 23-х). Они отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, череду самопознания. В "Автопортрете в серой фетровой шляпе" (1887, Музей Ван Гога), исполненном в темной гамме, характерной для голландского периода, "Автопортрете в галстуке и сюртуке" (1887, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и "Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом" (1887, Музей Ван Гога) художник изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Выразительная мимика лица, тонкая нюансировка аксессуаров в сочетании с вариациями немногих ярких контрастных цветов создают образ человека открытой и легко ранимой души.

3.1. Портретное творчество Ван Гога

Динамическая манера Ван Гога выясняется еще нагляднее в его изумитель-ных рисунках, сделанных пером из тростника, которые он набрасывал с японской виртуозностью и щедро рассыпал в своих письмах, иллюстрируя мысли. Он хотел так же быстро рисовать, как писал, и действительно, в этих штрихах и точках автограф его гения. Я не знаю ни одного из графиков современности, который обладал бы такой уверенностью линии, такой силой внушения, таким лаконизмом рисунка. Его наброски пером -- какие-то пульсограммы мира, графические символы мировой жизни. Вот дерево, убегающее ввысь завитками линий, нот стога, образующиеся из спиралей, и трава, растущая вертикально, и крыши, уходящие черепицами вверх, или разлохмаченные ветки, растущие туда и сюда...

Но еще большим фактом выразительности у Ван Гога, нежели его техника, является колорит. Он выявляет характерное в человеке не только утрировкой рисунка, но и символикой красок. “Я хочу сделать портрет моего друга, худож-ника, которому грезятся чудные сны,-- пишет он в письме к брату.-- Я хотел бы вложить в этот портрет всю мою любовь к нему и совершенно произвольно выби-раю краски. Я утрирую светлый тон его волос до степени оранжевого цвета. Затем, в виде фона, вместо того чтобы изобразить банальную стену убогой квар-тиры, я напишу бесконечность,-- самый интенсивный синий тон, какой только имеется на моей палитре. Благодаря этой комбинации золотистая голова на синем фоне будет казаться звездой в глубокой синеве неба.

Точно так же поступаю я, и в портрете крестьянина, представляя себе этого человека при полуденном солнце, в разгар жатвы. Отсюда эти оранжевые отбле-ски, сверкающие как раскаленное железо; отсюда этот тон старого золота, горящего в потемках... Ах, мой милый, многие увидят в этом преувеличении карикатуру, но что мне до этого! ”

Таким образом, в противоположность большинству портретистов, которые думают, что сходство исчерпывается лицом, краски фона были для Ван Гога не случайным украшением, но таким же фактором выразительности, как и рисунок. Его “Рыбацкая нянька” вся написана звучными лубочно-цветистыми колерами. Одна из его арлезианок, наверно злостная провинциальная сплетница, выдер-жана в черно-синем, как воронье крыло, и поэтому еще более похожа на каркаю-щую птицу. Так каждый цвет имел в глазах Ван Гога свой определенно-лако-ничный смысл, был для него символом душевного переживания, вызывал у него аналогии. Он не только любил много красочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка.

Но из всех красок-слов его больше всего чаровали две: желтая и синяя. Желтая мажорная гамма, от нежно-лимонной и до, звонко-оранжевой, была для него символом солнца, ржаного колоса, благовестом христианской любви. Он любил ее.

4. Поздний период творчества (1888-1890)

Винсент Ван Гог поехал в Арль в начале 1888 года, подгоняемый рядом причин. Утомленный бурной энергией Парижа и долгими зимними месяцами, Ван Гог отправился искать теплого солнца в Провансе. Другая причина заключалась в том, что Винсент мечтал создать своего рода коммуну художников в Арле, где бы его товарищи из Парижа могли бы найти убежище, вместе работать и поддерживать друг друга в достижении общей цели. Ван Гог сел на поезд до Арля 20 февраля 1888 года, подогреваемый мыслями об выдающемся будущем, и восхищался пролетающими за окном пейзажами, которые по мере приближения поезда на юг становился, по мнению Винсента, все более японским.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.