Рефераты. Вече и княжеская власть в Киевской Руси

b>Владимир Великий

Владимир I Святославич (Святой, Великий, Красно солнышко, Равноапостольный) (956 - 1015) - великий князь киевский с 980, при котором завершилось образование русской государственности. В 980 разгромил войско своего брата Ярополка и убил его самого. Походами на вятичей, радимичей и болгар укрепил Древнерусское государство. Завоевал Червоную Русь (Галицию) по обе стороны Карпат, победил ятвягов. У поляков были захвачены Червен, Перемышль и другие города. При нём построена первая засечная черта по рекам Стугне, Суле и Десне. Наблюдался расцвет экономики и культуры ("былинный период русской истории"). Начата чеканка монеты на Руси - "серябреников" и "златников" Владимира Святославича. Первые годы его княжения были омрачены жестокостью его характера, ревностным поклонением идолам и наклонностью к многожёнству. После корсунской истории в 988 начал христианизацию Руси. Церковью причислен к лику святых, назван "равноапостольным". В девяти крупнейших центрах Руси он посадил своих сыновей на княжение: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове - земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычное племя мурома) - Глеба, Тмутаракани - Мстислава. После смерти Владимира между его наследниками разворачивается ожесточённая борьба за власть. Т.о. при Владимире I укрепилась русская государственность:

завершается объединение восточных славян в составе единого государства, оформляется территория Киевской Руси

завершается формирование древнерусской (восточнославянской) народности, языка и культуры

феодальные отношения становятся полностью господствующими во всех областях общественной жизни, оставаясь при этом весьма неразвитыми

завершается смена родовой общины общиной территориальной

завершается формирование системы управления и суда.

Ярослав Мудрый

Ярослав Владимирович (Мудрый) (ок.978-1054) - каган киевский, правил с 1019 по 1054. Впервые попытался принять титул "кесарь" (царь). В 1024 против него выступает брат бежавшего в Польшу и умершего там Святослава Мстислав Тмутараканский. Между ними произошла битва под Лиственом близ Чернигова. Мстислав нанёс Ярославу поражение. В результате Ярослав был вынужден бежать в Новгород и согласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра переходит к Мсиславу, западнее от Днепра остались владения Ярослава. Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти Мстислава в 1035 (1036). В Новгороде Ярослав посадил своего старшего сына Владимира, известного неудачным походом на Византию в 1043, сам же воссел на Киевский стол. Перед смертью Ярослав разделил русскую землю между 6 наследниками (5 своими сыновьями и племянником), и с этих пор началось развитие на Руси удельной системы. Установлен порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Очевидно предполагалось, что наследники будут править страной сообща (ни у одного из братьев не было какого-то одного княжества, все земли были расположены чересполосно). При Ярославе "Закон русский" начал заменяться "Русской правдой", шло широкое строительство церковных храмов (на месте разгрома печенегов - Софийский собор, собор св.Софии в Новгороде, положено начало Киево-Печерской лавре, Золотые ворота в Киеве; в городе насчитывалось 8 рынков, до 400 церквей и часовен; ремесленники Руси изготовляли около 100 видов изделий), переводились византийские и другие книги на русский язык, основано училище в Новгороде; в стране было около сотни городов и строились новые (Ярославль, Юрьев - в 1030 и другие). Митрополитом самовольно в 1051 был назначен русский по происхождению - Иларион. Признанием авторитета Киевской Руси были обширные междинастические связи семейства Ярослава Мудрого. Сам Ярослав был женат на дочери норвежского короля - Ингриде (Ингигерде). Одна дочь Ярослава - Анна - вышла замуж за французского короля Генриха I, другая - Елизавета - за норвежского короля Харольда (а после его смерти - за датского короля Свейна), третья - Анастасия - за венгерского короля Андрея. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) - была женой германского императора Генриха IV. Сыновья Ярослава: Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын - на Гите, дочери последнего англо-саксонского короля Гарольда, погибшего в 1066 в битве при Гастингсе. Изяслав - на польской принцессе. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христиана. Среди невесток Ярослава были так же дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского. Обычной практикой были браки русских князей с дочерьми ближайших соседей - половецких ханов.

Владимир Мономах

Владимир II Всеволодович (Мономах) (1053-1125) - внук византийского императора Константина Мономаха и Ярослава Мудрого, Великий князь киевский в 1113, 3 МЙ-1125. Сторонник укрепления единства Руси. В условиях, когда наследники Ярослава Мудрого боролись за Киев, он продолжал княжить в южном Переяславле и охранять границы государства. Проводил активную внешнюю политику. Совершил 83 военных похода. Этим Владимир завоевал авторитет среди киевлян, что предопределило его приглашение горожанами на престол. Отразил опасность со стороны половцев; одна из орд во главе в сыном Шарукана Отроком, была вынуждена уйти из Подонья на Северный Кавказ. В 1116-1118 Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Византийский историк Михаил Пселл писал: "Это варварское племя всё время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе и… ищет предлога для войны с нами". Киевский князь ставил своей целью посадить на Константинопольский престол своего зятя Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели в результате инспирированного императором Алексеем I Комнином убийства сына Леона - Василия (своего внука). Эти попытки не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная. Рзгромил половцев и уничтожил их столицу - Шарукань (Урукан - Харьков); вынудил их уйти на Южный Урал и в Северный Казахстан. Созвал княжеский съезд в Выдобичах, где было решено предложить иудеям покинуть пределы Киевской Руси. Летопись называет его "братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю". "Поучение детям" Владимира Мономаха - яркий пример светской моралистической литературы ХII в. В "Поучении" он советует не нарушать клятвы, не убивать ни правого, ни виноватого и не повелевать убивать.

Заключение

Краткая характеристика истории Киевской Руси с 826 года

С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Великий князь сидит в Киеве: творит здесь суд, ездит за данью (повоз, полюдье). В подчиненные области он назначает посадников, с правом иметь свою дружину и собирать дань в свою пользу. Главной заботой первых князей является борьба с беспокойными кочевниками: в то время весь юг занимали печенеги, славяне платили дань хазарам. Но, несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами (самозащита) и неустойчивости порядка внутри страны.


Братья великого князя получают в управление отдельные части (уделы) государства, из которых особенно значительны: Киевское княжество (самое большое и сильное), Черниговское, Ростово-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородское. Несмотря на это деление, русская земля еще считается единою. Ярослав мудрый раздвигает ее границы до реки Роси (приток Днепра). При Владимире Святом на Руси распространяется христианство, а вместе с ним и просвещение с сильным византийским влиянием. Князья действовали согласно с церковью. Они строили храмы, поощряли монастыри, заводили школьное обучение. В это время является и древний русский историк, записывавший события по годам, летописец монах Нестор и многие другие древние русские писатели того времени, главным образом проповедники.. Таким образом, общий уклад жизни устанавливается под влиянием византийским, хотя народная жизнь и отвлекается от прямого пути постоянной борьбой между собой правителей-князей и необходимостью защищать родную землю от набегов соседей. Важнейшие особенности этого столетия: начало развития письменности, но и в то же время борьба князей, борьба с соседними племенами, от которой, по выражению "слова о полку Игоря" - "стогнет русская земля". Также важной особенностью было начало развития идеи любви и мира, идеи христианства, начало просветительных идей под покровом церкви.


После смерти Ярослава мудрого, русская земля разделилась между его сыновьями по их относительному старшинству и по сравнительной доходности областей: Чем старше был князь, тем лучше и богаче давалась ему область. Когда кто ни будь из княжеской семьи умирал, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость. Этот передел земли в 12 веке заменился уделами, когда в известной области утверждалась одна какая-нибудь княжеская линия. Но обычный порядок княжеского владения часто нарушался гибельными ссорами князей, тем более гибельными, что в это время черноморская степь была занята вместо печенегов половцами. Впрочем, если не на юге, то славянская колонизация (преимущественно новгородская) подымается на восток и северо-восток Руси. Во главе области по-прежнему был князь, советовавшийся с боярами из дружинников. Законодательная власть принадлежала вече из горожан. Особенно и на долгое время имело значение вече в Новгороде. Область делилась на округа (вереи, погосты), управляемые лицами по назначению князя. Суд творили княжеские судьи (тиуны) по сборнику обычного права, т. е. на основании народных обычаев "Русской правды". Широкое участие в делах мирских принимала церковь, ведавшая порядок семейный, религиозный и нравственный.

Таким образом, в этом столетии развивается под влиянием церкви религиозная вера, семейная жизнь и нравственные основы, происходит колонизация славянских племен, организуется судебная власть, для которой руководством служит сборник законов "Русская правда", но раздробление русской земли на уделы и происходящие оттого раздоры и войны, не дают возможности установится общему государственному порядку, и влекут за собой ослабление народных сил и навлекают поработителей-татар, только проповедь смирения, покорности и любви поддерживает и одобряет в несении народом всей тяготы жизни.


Исторические судьбы Древней Руси

Русская земля как нераздельное целое, находившееся в общем держании князей-родственников, с рубежа XI-XIII вв. перестает быть собственно политической реальностью.

Несмотря на различия между Киевской и Новгородской Русью, им были присущи некоторые общие черты. Везде мы видим в качестве основных политических институтов три силы: князя, дружину (боярство), городское вече.

В то же время условно эти княжества можно разделить на два типа: раннефеодальная монархия и феодальная республика. Они различались тем, какие из перечисленных политических органов играли в них решающую роль. При этом прочие властные структуры могли продолжать существовать, хотя в повседневной жизни они сплошь и рядом оставались за рамками внимания современников. Лишь в экстремальных ситуациях общество 'вспоминало' о таких традиционных государственных институтах.

Примером первого типа государства служит Киевское княжество. Князья борются за киевский престол. Обладание им давало право титуловаться великим князем, формально стоявшим над всеми прочими - удельными - князьями.

В Киеве (а в последствие в Галиче и Волыни) была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. Одно из первых упоминаний о прямой попытке дружины киевского князя самостоятельно решить вопрос о том, кто будет сидеть на киевском столе, относится к 1015 г. Узнав о смерти Владимира Святославича, его дружинники предложили стать киевским князем младшему сыну Борису. И только нежелание того нарушать традицию подчинения старшему в роду (так во всяком случае трактует этот эпизод летописец) не позволило дружине настоять на своем. Кстати, сразу после отказа Бориса бороться за власть в Киеве, отцовские дружинники покинули его. Другим примером такого рода может быть совещание со своими 'мужами' в 1187 г. умирающего галицкого князя Ярослава Осмомысла о передаче власти в Галиче младшему сыну, в обход старшего - законного наследника.

.

Совещались южные князья со своими дружинами и при решении вопросов войны и мира. Так, в 1093 г. князья Святополк, Владимир и Ростислав перед началом военных действий держали совет со своими 'смысленными мужами': “Следует нападать на половцев или выгоднее заключить с ними мир?” С дружинами обсуждался и вопрос о сроках выступления на половцев в ходе княжеских съездов 1103 и 1111 гг. При этом голос князя оказывался решающим, но лишь после того, как он убеждал дружинников в правоте своего решения.

Вместе с тем в критических ситуациях, когда князь по каким-то причинам не мог выполнять свои функции, реальную власть брало в свои руки городское вече. Так произошло в 1068 г., когда киевский князь Изяслав не смог противостоять половцами и бежал с поля битвы. Следствием этого стало вечевое решение киевлян сместить 'законного' князя и посадить на его место Всеслава Брячиславича Полоцкого. Лишь в результате самых жестких мер прежнему князю удалось вернуть себе киевский престол.

Другим примером может служить ситуация, когда киевское вече в 1113 г., вопреки существовавшему порядку престолонаследования (Киев не был его 'вотчиной' пригласило на великокняжеский престол Владимира Мономаха. В 1125 г. на киевский стол был посажен старший Мономашич Мстислав, а после его смерти в 1132 г. киевляне передали власть его брату Ярополку. В 1146 г. киевляне вызвали на вече князя Игоря Ольговича, которому предстояло, по завещанию брата Всеволода, вступить на Киевский престол. Характерно, что Игорь побоялся сам явиться на вече, не решился и проигнорировать 'приглашение'. В качестве своего полномочного представителя (пока сам претендент на престол со своей дружиной сидел в засаде) он направил на собрание горожан Святослава Ольговича, которому пришлось выслушать жалобы жителей Киева и пообещать пресечь злоупотребления княжеских людей.

Ситуация в Киеве изменилась с приходом к власти великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1157-1174). Если его отец Юрий Владимирович Долгорукий всю жизнь добивался киевского престола, то Андрей дважды уходил из киевского пригорода, куда его сажал великий князь на Северо-Восток Руси. Там он, в конце концов, и обосновался. Став великим князем, Андрей перенес свой 'стол' в бывший пригород Суздаля - Владимир-на-Клязьме. Мало того, в 1169 г. объединенные войска русских земель под предводительством Андрея напали на Киев, который попытался выйти из-под его влияния, и разграбили его. После этого значение южной столицы Русской земли начало быстро падать. Несмотря на то, что второй общерусский поход на Киев 1173 г. обернулся неудачей, прежняя столица уже никогда не оправилась от удара. В 1203 г. Киев был вновь разграблен в совместном походе Рюрика Ростиславича, Ольговичей и половцев. Нашествие монгольских отрядов в 1240 г. лишь завершило начатое русскими князьями. Тем не менее, именно южные русские земли еще долго продолжали сохранять традиции управления, сложившиеся в Киевской Руси: власть князя опиралась там на силу дружины и контролировалась городским вечем. Условно такую форму правления принято называть раннефеодальной монархией.

Свой тип государственной власти сложился на Северо-Западе Руси. Здесь княжеская власть как самостоятельная политическая сила прекратила свое существование в результате событий 1136 г. (так называемой новгородской 'революции'). 28 мая новгородцы посадили под арест своего князя - ставленника князя киевского, Всеволода Мстиславича, а затем изгнали его из города. С этого времени окончательно установился порядок выбирать новгородского князя, подобно всем прочим государственным должностям Новгорода Великого, на вече. Он стал частью городского административного аппарата. Теперь функции его ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода, а вся полнота власти в периоды между вечевыми сходками сосредоточивалась в руках новгородских посадников и епископа (с 1165 г. архиепископа). Сложные вопросы могли решаться и на так называемом смесном суде, в состав которого входили представители всех властных структур Новгорода.

Такой тип государственного устройства может быть определен как феодальная республика, причем республика 'боярская', 'аристократическая'.

С одной стороны, на высшие государственные должности (прежде всего посадников, обладавших, видимо, всей полнотой власти в перерывах между заседаниями веча) в Новгороде избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей.

С другой стороны, характеристику Новгородского государства связывают с аристократическим составом веча - высшего государственного органа Новгорода. По мнению В.Л. Янина, на вече собиралось от 300 до 500 человек - выходцев из крупнейших боярских 'фамилий' (как мы помним, М.Х. Алешковский полагал, что в число вечников с XIII в. входили также наиболее богатые новгородские купцы). Есть, однако, и другая точка зрения, согласно которой в новгородском вече принимали участие не только все взрослые жители Новгорода, независимо от их социального статуса, но, возможно, и жители новгородских пригородов, в том числе сельских (И.Я. Фроянов, В.Ф. Андреев и др.). На вече решались важнейшие вопросы политической жизни республики. Главный из них - выборы должностных лиц, выполнявших властные функции: посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя.

Дальнейшее развитие русских земель могло идти по любому из наметившихся путей, однако вторжение во второй трети XIII в. монгольских войск существенно изменило политическую ситуацию в стране. Но это - тема для особого разговора.

Киевская Русь явила собой целую эпоху в истории славянских народов. Она была единственным славянским государством, которое могло соперничать по уровню своего развития с ведущими странами мира.

Поэтому история Киевской Руси - одна из лучших страниц истории русского народа!

Список использованных источников:

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв.)

Данилевский И. Н. Легендарная Русь

Карамзин Н. История государства Российского, том I.

Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории. М.: Молодая гвардия, 1984. - 349 с.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен, том I. М.: Голос,1998. - 312 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.