Рефераты. Век Александра Македонского

p align="left">Египет встретил греков как освободителей. Александр без боя занял страну и торжественно вступил в Мемфис, древнюю столицу фараонов. Он проявил уважение к египетским святыням, повелел восстановить храмы и совершил жертвоприношения, а жречество признало его фараоном и сыном бога Амона.

С потерей Египта персы лишались последних баз на Средиземном море и главного источника зерна. Новый фараон Египта основал в устье Нила вторую по счету Александрию, которой было суждено сохранить это имя до наших дней и стать одним из самых крупных городов античного мира.

Осенью 331 года -до н. э. Александр Македонский продолжил преследование Дария III. Персидский царь успел собрать у Вавилона новую армию, которая должна была вторгнуться в Малую Азию. Но Александр не стал ждать, пока противник явится на берег Средиземного моря, и сам нанес первый удар. Совершив молниеносный одиннадцатидневный переход, 47-тысячная греческая армия, переправившись через Евфрат и Тир, неожиданно для персов оказалась в сердце Месопотамии. 1 октября у деревни Гавгамелы состоялось последнее крупное сражение в этой войне. Александр разгромил 100-тысячное войско персов. Дарий, бросив все, бежал в Мидию, оставив у ног македонского царя покоренную Азию.

Александр Великий отложил преследование Дария III на более поздний срок, решил сначала захватить богатые города державы Ахеменидов. Вавилон распахнул перед греками свои ворота, сдавшись без боя. Остановившись на время в этом древнем городе, Александр послал в Сузы передовой отряд, чтобы захватить сокровищницу персидских царей до того, как она будет разграблена местными жителями. В Сузах грекам досталось 50 тыс. талантов серебра (1310 т) и 9 тыс. талантов золота (236 т).

Вскоре в Сузы прибыли основные силы, ведомые Александром. Оставив в городе семью Дария, греки двинулись ко второй резиденции персидских царей -- Персеполю. Разбив мешавшее проходу через горы племя уксиев, Александр вышел к ущелью Персидские ворота, за которым скрывался город. В ущелье расположилось 40-тысячное персидское войско, готовое защищать царскую резиденцию и хранящиеся в ней сокровища. Однако македонскому войску не пришлось штурмовать Персидские ворота. В лагерь Александра пришел старик-пастух, грек, которого персы в молодости взяли в рабство. Он показал царю горную тропу, по которой войско обошло ущелье и вышло в тыл персам. Противник в страхе бежал, не приняв боя, а Александр через несколько дней въехал в опустевший Персеполь, который он отдал на разграбление своим солдатам, а затем приказал сжечь ненавистный каждому эллину город и убить всех пленных.

Разграбив Персеполь и захватив Перейду, Александр продолжил преследование Дария, вторгнувшись в Мидию. Но, когда весной 330 года до н. э. он пришел в Экбатану, выяснилось, что Дарий III с небольшим отрядом бежал дальше на восток. Вскоре Александр узнал, что сатрап Бак-трии Бесс арестовал своего царя и увозит его к Каспийскому морю. Александр с войском бросился в погоню. Его войско без привалов и ночевок двигалось через горы и пустыни, сам Александр сутками не слезал с коня, возглавляя передовой отряд, но когда он нагнал Дария, бывший повелитель Азии с перерезанным горлом лежал в придорожной пыли, покинутый всеми, кроме любимой собаки. Когда Бесс понял, что греки нагоняют его, он зарезал Дария III, провозгласил себя новым царем под именем Артаксеркса IV и налегке ушел в горы Бактрии, оставив Александру только безжизненное тело Дария III.

Александр Великий с царскими почестями похоронил Дария III в гробнице его предков, пообещал убитой горем семье отомстить Бессу и устремился в погоню за ним. Перед македонянами простирались Гиркания, Ария, Парфия, Драгиана, Арахозия, Бактрия и Согдиана -- дикие области, куда доселе не ступала нога грека. Македонское войско, отягощенное добычей и погрязшее в пороках, не желало идти дальше, но Александр приказал своим солдатам свалить все трофеи в одно место и сжечь их. После этого царь бросил свое войско дальше на восток.

Поздней осенью 330 года до н. э. греческая армия вторглась на территорию современного Афганистана. В нелегкой борьбе местные племена были покорены, а в доселе дикой стране появились два эллинских города -- Александрия Ара-хозийская и Александрия Арийская: теперь это Кандагар и Герат. Весной 329 года до н. э. Александр прошел перевалами Гиндукуша, основав там Александрию Кавказскую, и вторгся в Бактрию. Бесс, ожидавший, что из Афганистана греки пойдут в Индию, был напуган действиями Александра. В сопровождении 7-тысячного войска он переправился через Амударью и бежал в Согдиану. Захватив Бактрию, эллинская армия продолжила погоню. Перейдя безводную пустыню, обессиленная армия Александра Македонского вышла к берегу Амударьи. Не успел Александр переправиться на другой берег реки, как к нему прибыли гонцы от местного правителя Спитамена, сообщившие, что Бесс низложен и царь может забрать его, если пришлет отряд воинов. Александр Македонский приказал Птолемею взять всю конницу, полк пехоты и отправляться за Бессом. Бывший бактрийский сатрап был доставлен в македонский лагерь голым с цепью на шее. Александр не стал казнить его сам, а как и обещал, выдал родственникам Дария, которые жестоко расправились с самозванцем. Однако после пленения Бесса восстал сам Спитамен. Александр захватил столицу страны Мараканду (теперь Самарканд), форсировал Сырдарью, основал Александрию Крайнюю (Ходжент), но Спитамен ушел в скифские степи. Весь следующий год Александр Великий усмирял Согдиану. Наконец, Спитамен был предан своими сподвижниками и убит, а его голова послана в лагерь македонского царя. Но только в 327 году до н. э. греки смогли взять горные крепости согдийцев -- последний оплот сопротивления.

Тем временем до Предела обострились отношения между Александром и его сподвижниками. В 328 году до н. э. на пиру в захваченной Мараканде пьяный Александр в припадке гнева заколол копьем своего друга Клита, который при Гранике спас ему жизнь. Вина Клита состояла в том, что он стал открыто критиковать введенные царем восточные порядки. Годом позже, после того как Александр Великий ввел при своем дворе персидский обычай становиться перед царем на колени, вызвавший взрыв недовольства эллинов, был раскрыт заговор, во главе которого стоял племянник Аристотеля историк и философ Каллисфен. Его жестоко пытали, после чего распяли на столбе. После казни Каллисфена Аристотель решил отомстить ученику, которого он считал творением своих Рук, так и не оправдавшим надежд создателя.

Покорив Согдиану, Александр Великий двинулся в свой последний поход -- на Индию. Покоряя местные племена, войска Александра дошли до места впадения реки Гидасп в Инд, где их ждала 34-тысячная армия царя Пора. Кроме конницы, индийцы имели боевых слонов, но это не спасло их от поражения. Александр выиграл битву при Гидаспе, основал здесь два города: Александрию Никею и Букефалию (в честь любимого коня, павшего в этом сражении) и в сопровождении царя Пора двинулся дальше. Но вскоре его воины отказались идти на восток к Гангу. На берегу реки Гифасис солдаты и военачальники заявили царю, что желают вернуться домой. Никакие уговоры и посулы Александра не смогли убедить его армию изменить свое решение -- воины отказывались идти дальше. Тогда македонский царь приказал построить на берегу реки 12 алтарей и впервые развернул своих солдат назад.

Александр привел армию к устью Инда, после чего, отправив флот во главе с Неархом вдоль берега Аравийского моря к Персидскому заливу, двинулся через пустыню на запад, в Персию.

В конце 325 года до н. э. Александр Великий вернулся в Персию. Неарх, проведя свой флот в целости и сохранности через Аравийское море, доставил царю сведения, необходимые для организации нового похода, на этот раз на арабов. После покорения Аравии Александр собирался разгромить Карфаген, покорить Италию и Иберию, но этим планам не суждено было сбыться. Царь устраивает массовые свадьбы греков с персидскими девушками, едва не порывает со своими македонскими приближенными, готовит новые походы. Но яд, приготовленный Аристотелем и тайно привезенный его друзьями в Вавилон, на одном из пиров попадает в чашу Александра. Через три дня, 13 июня 323 года до н. э., его не стало. Александр Великий умер в самом расцвете сил, так и не успев завершить задуманное покорение всего обитаемого мира. Друзья Александра не позволили кремировать и предать земле его израненное в походах тело. Они залили его благовониями и долго спорили над трупом, пока Птолемей не выкрал мумифицированное тело и не увез в Александрию Египетскую, где поместил саркофаг в роскошную гробницу. Аристотель же, отравив своего самого великого ученика, вскоре был изгнан из Афин неутомимым противником Македонии Демосфеном, удалился на остров Халкидика, где и умер. Он пережил Александра всего на один год.

Умирая, Александр не успел или не пожелал оставить наследника своей гигантской империи. Собрав сподвижников царя у смертного одра, Птолемей первым поднял вопрос о престолонаследии. Было решено наметить двух царей: Александра --. новорожденного сына Александра Великого, и Арридея -- слабоумного сына Филиппа II. Регентом над ними был назначен командующий конницей Пердикка, остальные приближенные получали в управление большие территории империи: Птолемей -- Египет, Антипарт -- Грецию и Македонию, Пифон -- Мидию, Антигон Одноглазый -- Малую Азию, Селевк -- Вавилон и так далее. Вскоре Пердикка убил законных претендентов на престол и пожелал начать войну против своих бывших друзей, но был заколот собственными телохранителями в 321 году до н. э. После этого верховным правителем был избран Антипарт, который, однако, через два года умер. В 316 году до н. э. Антигон, убив Пифона и изгнав Селевка, подчинил себе почти всю Азию и пошел войной на Птолемея. В 301 году до н. э. в битве при Ипсе Антигон Одноглазый был убит, после чего держава Александра Македонского прекратила свое существование. Селевк основал в Азии Селевкидово царство, а Птолемей стал фараоном Египта. Европейские владения Александра были поделены между Кассандром и Аисимахом.

Эллинский народ, который уже не был господином на собственной родине, независимость которой он похоронил в бесконечных междоусобных и гражданских войнах, вдруг обрел второе дыхание и под предводительством царя, предки которого еще несколько столетий назад считались дикими варварами, выплеснулся на бескрайние просторы Азии. Александр Великий объединил все народы Ойкумены в одном государстве, обеспечив всем равные права. Его армии принесли народам Востока эллинскую культуру, поменяв их веками складывавшийся жизненный уклад и заставив разговаривать на греческом языке, но и сами греки стали жертвой необратимой метаморфозы. Замкнутый в самом себе демократический или аристократический полис, в котором пользовались всеми правами только члены общины, перестал существовать, уступив место гигантским многонациональным государствам, которыми управляли монархи. Изменился и менталитет людей. То, что казалось недопустимым в понимании свободного грека эпохи классики, стало нормальным явлением для людей периода эллинизма. Отныне этническая принадлежность к греческому времени полностью утратила свое былое значение, уступив место идее всемирного гражданства и равенства всех людей вне зависимости от национальности. Понятия «эллин» и «неэллин» имели не этническое, а социальное содержание, обозначая принадлежность того или иного представителя восточной знати к правящей элите.

Греки распространили на Восток свой образ жизни, получая взамен невиданные доселе духовные и религиозные доктрины, которые полностью меняли их образ мышления. Эллины, деды и отцы которых гордо страдали под ударами всемогущего рока, не ожидая после смерти ничего, кроме мрачного ада, вдруг обнаружили, что есть религии и боги, которые обещают и даже гарантируют блаженство после смерти. Конечно, греки не могли отказаться от своих старых богов, которые могли прогневаться и страшно отомстить, поэтому они поступили в точном соответствии с менталитетом древнего человека -- к традиционно почитаемым божествам они прибавили новых. Так египетская Исида превратилась в Демет-ру, малоазийский Сарапис стал Зевсом, а в Пергаме фригийскую Кибелу, ни минуты не сомневаясь, превратили в Афродиту. Чтобы еще больше укрепить связь старых и новых богов, греки начали строить пантеоны -- храмы, посвященные сразу всем богам. Среди жителей эллинистических городов были очень популярны различные мистические обряды, гадания, гороскопы, пышным цветом расцвели разнообразные оккультные науки, которые раньше были достоянием узкой группы посвященных жрецов.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.