Рефераты. Великая греческая колонизация

менно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности - свободной, честолюбивой, безгранично преданной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток на древнегреческую цивилизацию в целом.

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI-V вв. до н.э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т.е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса - Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин - это, прежде всего, история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже полицейским, крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшим изнутри древнегреческую цивилизацию.

Попытки объединить Грецию под властью одного полиса не удались. Союзы возникали лишь на время войн, когда опасность потерять самостоятельность была слишком велика. Распад союзов объясняется многими причинами, в том числе и неравноправным положением их участников. Но, главное, таким объединениям противоречил принцип автаркии, на котором строилась жизнь полисов.

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но, главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса. I в. до н.э. - это финал классической Греции, ее полисной системы, а с точки зрения известного теоретика А. Тойнби, - начало конца древнегреческой цивилизации в целом. Тинт Ю.С. История государства и права зарубежных стран. - М., 2004 - с. 44

Прав ли был А. Тойнби? Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос; ведь в следующую, эллинистическую, эпоху Греция расширяла свои границы в невиданных доселе масштабах, переживала экономический подъем, а ее духовная культура оставалась по-прежнему богатой и разнообразной. Но прежние цивилизационные структуры стали разрушаться.

Наиболее ярко это проявилось в афинском полисе, где особенно сильно были развиты товарно-денежные отношения. Законы, по которым жил полис, возникший как закрытая община граждан-земледельцев, не давали возможности богатым, но неполноправным людям вести предпринимательскую деятельность. Среди них было много метеков-чужеземцев, которые в VI в. до н.э. составляли почти половину населения Афин и занимались в основном ремеслом, торговлей и кредитом. Однако им по-прежнему запрещалось получать землю - общую собственность полиса, эксплуатировать участки в Лаврионских рудниках, где добывалось серебро. Старая форма собственности, объединявшая и государственный, и частный принципы, изживала себя, теперь требовался переход к полной частной собственности.

Изменения происходили и в политической жизни. Борьба между сторонниками олигархии и демократии сменилась противоборством группировок, разделенных имущественным положением. Платон, великий философ Древней Греции, писал, что внутри полиса образовались "два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей". В Афинах эти конфликты выливались в яростные дебаты в народном собрании, после которых политические противники нередко изгонялись. В других полисах дело доходило и до гражданских войн. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран. - М., 2001 - с. 31

Индивидуализм, раньше сочетавшийся с идеей "общей пользы" теперь непомерно вырос: коллективистская мораль, сдерживающая его, стала разрушаться, а вместе с ней разрушался и сам полис в его традиционной форме, который долгое время был основой и опорой древнегреческой цивилизации.

3.3 Культура древнегреческого полиса

Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности.

Уже в VII-VI вв. до н.э. в Греции зарождается философия.

Первых греческих философов интересовало, прежде всего, устройство и происхождение окружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам, а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита с медициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще в зачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес (VII-VI вв. до н. э) считался основоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель - Анаксимандр (VI в. до н. э) впервые вывел один из самых важных законов физики - закон о сохранении энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а не на основе научных знаний.

Философы искали разгадку происхождения мира и его разнообразия в самой природе. Мир представлялся им как единое целое, поэтому философы считали, что в основе всех вещей, сколь бы различны они ни были, лежит некий первоэлемент. Так, для философа Фалеса первоэлементом была вода, которая претерпевает бесконечные превращения и создает все, что человек видит вокруг себя. Другой философ, Анаксимен (нач. V в. до н. э), считал первоэлементом воздух: сгущаясь, он образует воду, землю, камни и другие вещи. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. - М.: «ПЕР СЭ», 2001 - с. 21 Поскольку в каждой из них содержится разное количество первоэлементов, мир разнообразен, одна вещь не похожа на другую. Гераклит (кон. VI в. до н. э) считал первоэлементом огонь, но главным в его учении было то, что мир находится в постоянном движении, изменении и борьбе противоречий, что вокруг нет ничего постоянного. Учение Гераклита отразилось в его крылатых изречениях: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку", "Все течет, все меняется".

Однако философы в Греции занимались не только сложными вопросами происхождения и устройства мира. В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных споров в народных собраниях родилось другое направление, изучавшее, прежде всего человека и общество. Это направление, которое называлось софистикой, появилось в V-IV вв. до н.э. и распространялось по всей Греции, но особенно популярным было в Афинах.

Софисты, анализируя природу человека, задумывались и о том, насколько он способен познать окружающий мир, насколько правильно его восприятие. Один из софистов, философ Протагор (V - начало IV в. до н. э), сказал об этом: "Человек есть мера всех вещей". Тем самым он показал, что истина субъективна, ибо человек сам создает и оценивает ее; говоря о мире, он вносит в свои суждения много личного. Философия. /Под ред. В. П. Кохановского. - Ростов-на-Дону, 2001 - с.34

О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения.

"Относительно богов я не знаю, существуют они или нет, потому что есть много вещей, препятствующих пониманию этого: неясность предмета и краткость человеческой жизни". Из высказываний Протагора.

Подтверждая свою правоту, софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разных полисах. Видя, что справедливость понимается людьми далеко не одинаково, они делали вывод о том, что о каждой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятиях ученики часто получали задание произнести аргументированные речи "за" и "против". Конечно, софистика могла привести к скепсису, зато она приучала к широте взглядов, вырабатывала умение понять чужую точку зрения.

Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности - к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.

Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII-VI вв. до н.э. возник особый литературный род - лирика (от греческого слова "лира" - музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждалась ценность личности.

В стихах древнегреческих поэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение во внутреннем спокойствии:

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой:

Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!. .

Победишь - своей победы напоказ не выставляй,

Победят - не огорчайся, запершись в дому, не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;

Смену волн познай, что в жизни человеческой царит.

Архилох, VII в. до н.э.

Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве - о любви:

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,

Твой звучащий нежно слушает голос

И прелестный смех, у меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться...

Сафо, первая из известных нам поэтесс,

VII-VI вв. до н.э.

Личность человека была в центре внимания писателей-трагиков. В V в. до н.э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь бога Диониса, переживает пору расцвета. На театральных представлениях, которые давались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера, зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которых осмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались с трагедиями, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе. Трагедии чаще всего заканчивались гибелью героев, так как они вступали в борьбу с непобедимыми, неподвластными человеку силами.

В трагедии выразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз его силы и стойкости.

Интерес к личности отразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенно начиная с V в., стремились, как можно достовернее показать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характер или настроение человека.

В греческой культуре не родилась религия спасения, подобная буддизму, конфуцианству или иудаизму. Но, как и на Востоке, греческие философы в V-IV вв. до н.э. стали осознавать разницу между порядком земным и небесным и стремились преобразовать человека и общество в соответствии с высшими нормами. Культурология. Курс лекций. /Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2003 - с. 35

Первым среди таких философов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э). Он провозгласил главной задачей для человека - нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии. Путь к совершенствованию лежит через знания, в том числе и знание самого себя, своих недостатков, невежества. Сократ говорил, что в юности был поражен, увидев на стенах храма в Дельфах надпись: "Познай самого себя". С тех пор эти слова стали главным девизом Сократа.

Учеником и последователем Сократа был Платон (429-347 гг. до н. э), основавший в Афинах Академию - философскую школу, объединившую его учеников. В философии Платона нет идеи Бога, но есть представление о невидимом мире идей, или эйдосов, первообразов всего, что существует на земле. Эйдосы совершенны и неизменны, а в земном своем, материальном воплощении они утрачивают эти качества. Все явления реального мира - лишь слабые, тусклые их отражения.

Точно так же и души людей, изначально безгрешные, попав на землю, утрачивают чистоту и совершенство. И в первую очередь души людей портят дурные, низменные страсти и желания. Однако Платон (а до него и Сократ) утверждал, что человек может восстановить духовное совершенство, если низким желаниям предпочтет высокие и благородные. Тогда душа человека еще при жизни будет восходить к миру эйдосов, т.е. достигнет небесного идеала.

В высшем мире есть и эйдос полиса, а это означает, что задача законодателя - создать полис, максимально близкий к идеальному. В трактате "Государство" Платон разработал подробный план такого совершенного полиса. Не будем забывать, что Платон жил в эпоху кризиса полиса, и естественно, что для него, как и для других мыслителей Греции, очень важно было вернуть утраченную гармонию в общественных отношениях. Философия. /Под ред. Сергеева С.П. - М., 2003 - с. 18

Платон хотел восстановить полис в том виде, в каком он существовал в глубокой древности, в "золотом веке", когда общинное, коллективистское начало пронизывало все сферы жизни.

Поэтому утопия Платона оказалась весьма суровой и безрадостной. Философ предлагал разделить население полиса на три группы. В одну должны входить земледельцы, ремесленники и торговцы, не имеющие фактически никаких прав и живущие очень скромно. Вторая группа - "стражи", воины, защищающие полис от врагов извне и внутри государства. И третья - правители, состоящие из мудрецов-философов. Ибо, как считал Платон, если не совпадают воедино "государственная сила и философия... тогда... нет конца бедствиям в государствах". Но при этом и стражи, и правители обязаны вести жизнь, полную всевозможных ограничений, лишенные даже семьи и имущества, дабы ничто не отвлекало их от службы обществу. Воспитание детей Платон препоручал обществу, потому что если "ни отец не знает своего ребенка, ни ребенок своего отца", то все граждане относятся друг к другу как к родным.

Аскетический, уравнительный полис Платона весьма напоминал некоторыми чертами спартанское общество. В эпоху кризиса оно воспринималось как оплот всего традиционного, как противовес разрушению привычных норм жизни.

"В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому не способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь... Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь? Пожалуй, но лишь ненадолго". (Платон. Государство).

В культуре Греции впервые в эпоху древности человек был показан так полно и жизненно: его гражданские добродетели, чувства любви, страха и отчаяния, его сила и слабость перед законами жизни, красота человеческого тела - все это отразилось в литературе, философии и искусстве Греции.

Заключение

Расцвет колонизационной активности греков приходится на VIII - VI вв. до н.э., то есть на архаический период ее истории. Это время и принято называть Великой греческой колонизацией.

Архаическая эпоха характеризуется такими принципиально важными и новыми явлениями в жизни древних греков, как Великая греческая колонизация, появление феномена раннегреческих тираний, развивавшихся на фоне становления полисной системы.

Благодаря Великой греческой колонизации в Греции отчасти были сняты экономические, политические и социальные проблемы. Экономика полисов вышла на новый качественный уровень, а греческая торговля приобрела поистине международный характер. Многие греческие колонии стали развитыми экономическими центрами, нередко на много опередившими свои метрополии.

Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности - свободной, честолюбивой, безгранично преданной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток на древнегреческую цивилизацию в целом.

Зарождение государственности на территории Эллады (Греции) относится к глубокой древности. Скудные сведения сохранились о Минойском, Микенском царствах древнейшей в Греции ахейской цивилизации. В XIII - XII вв. до н.э. территория Греции была завоевана этнически неоднородными дорийскими племенами. Разные группы пришедших племен неодинаково взаимодействовали с местным населением, что и определило возникновение в Греции различающихся государственно-правовых укладов.

Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей отчасти даже на особенности литературы искусства философии, т.е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности; если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Древней Греции существовало не "над общиной" (как это было на древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию - граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Сила и самостоятельность во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь - басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII веку до н.э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник - довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании - единовластия, благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других - демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Высокая роль народного собрания и выборная - два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности.

Список литературы

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. - М.: "ПЕР СЭ", 2001.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2000.

3. Губин В.Д. Основы философии. - М.: "ТОН", 1999, Ч.2

4. История государства и права зарубежных стран. /Под ред. Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А., - М., 1999

5. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. - М., 2002.

6. Культурология. Курс лекций. /Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2003.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

8. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. - М., 2000.

9. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран. - М., 2001.

10. Тинт Ю.С. История государства и права зарубежных стран. - М., 2004.

11. Философия. /Под ред.В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону, 2001

12. Философия. /Под ред. Сергеева С.П. - М., 2003.

13. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. - М.: Дрофа, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.