Рефераты. Великая отечественная война на территории Харьковской области

p align="left">Командовал бронепоездом высокообразованный капитан В. Т. Турганов, которого еще до Великой Отечественной войны за отличные боевые действия против басмачей наградили орденом Красного Знамени. Бесстрашный командир находился все время на не защищенном броней паровозе, умело и без потерь выводил часть из зоны артиллерийского огня противника. Он лично руководил стрельбой орудий, добивался меткого огня, своим мужеством поднимал боевой дух личного состава.

Бои были ожесточенными. Населенные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки. Наших стрелковых частей на этом участке находилось мало, и после изгнания фашистов огневыми налетами танков и бронепоезда нам не удавалось надолго закрепить за собой освобожденные населенные пункты. Немцы часто сбрасывали листовки, в которых называли нас фанатиками, идущими на бессмысленную смерть. Обещали различные награды за прекращение огня.

Огнем противника над Новой Водолагой был поврежден наш истребитель. Он произвел вынужденную посадку между советскими и немецкими позициями. Летчик стал пробираться в ближайший лесок. Его окликнули наши разведчики и привели на бронепоезд.

Утром группа красноармейцев поехала на полуторке в район посадки самолета. Машину оставили неподалеку в лощине. Воспользовавшись туманом, под артиллерийским огнем противника ползком добрались к самолету. Зацепив его веревками, стащили в лощину, затем привязали к машине, отвезли на станцию Новая Водолага. Там разобрали и погрузили на платформу бронепоезда.

Особенно смело и отважно действовали в этой операции бойцы бронепоезда Некрасов и Гудим, а также милиционер станции Новая Водолага Семикрасов, показавший солдатам скрытые пути подхода к местонахождению самолета. Вместе бойцами бронепоезда, в операции по «спасению» истребителя участвовал и пилот поврежденного самолета -- лейтенант Бирюков из 6-го истребительного авиационного полка, базировавшегося в Харькове.

23 октября 1941 года бронепоезд занял позицию для защиты Харькова. Весь день он вел огонь по немцам, рвавшимся к городу по Комсомольскому шоссе, периодически выдвигался на открытую позицию и прямой наводкой поражал противника. Разведчики сообщали: «Разгромлены две батареи фашистов. Противник выставил три новые батареи...» Подавались команды: «Прицел... трубка... огонь!»

Разведчики из далеко выдвинутого и хорошо замаскированного наблюдательного пункта докладывали по телефону: «По шоссе движутся немецкие танки». Залп по шоссейному мосту, что впереди танков. Мост взорван. Передвижение противника приостановлено. Огонь переносится на его технику. Наблюдатели сообщают: «Два танка подбиты, остальные повернули назад»...

Противник понес крупные потери в живой силе и технике. Но оставаться в городе было опасно. Командование отдало приказ оставить Харьков. Другие бронепоезда уже были выведены из боя и ушли в направлении Чугуева. Для нас оставили одну линию. В это время к позициям бронепоезда подошла оперативная группа штаба одного полка. Его командир сказал, что два батальона попали в окружение, понесли большие потери, кольцо вокруг них все теснее смыкается. Просили оказать помощь.

Командир бронепоезда капитан Турганов отдал приказ двум броневикам, которые до этого защищали наши фланги, и десантной группе занять железнодорожные мосты в тылу и следить за тем, чтобы просачивающиеся автоматчики противника не взорвали железнодорожную линию, по которой они действовали. Взвод разведки и связи был направлен в расположение стрелкового батальона, который вел кровопролитный бой. Бронепоездом был открыт артиллерийский огонь по врагу. Это приободрило воинов стрелковой части. А фашисты, неся потери от нашего огня, ослабили натиск. Полк начал перегруппировывать свои силы. Но возникла новая угроза. Противник направил по шоссе, параллельному железнодорожной линии, колонну танков. Огонь по ним с закрытой позиции был неэффективным.

«Полный вперед!» -- был отдан приказ капитаном Тургановым. Бронепоезд быстро вылетает из лощины на открытую позицию и разгорается ожесточенный бой. Уничтожено четыре танка. Остальные повернули вспять.

Гитлеровцы обрушили на поезд шквал огня. Осколки снарядов с визгом бьют по броне. Бронепоезд уходит на закрытую позицию. Из полка передали: «Вашим огнем уничтожено и рассеяно более трех рот противника. Вырываемся из кольца. Прикройте отход». Бой снова разгорается.

С острой болью в сердце оставляли Харьков... Но уходили с глубокой верой в то, что скоро вернемся...

В боях за освобождение родной Харьковщины закаленный личный состав бронепоезда провел много и других удачных операций.

Замечательными по тактическому маневру и смелости были бои за станцию Булацеловка. В феврале 1942 года станцию захватила переброшенная с острова Крит свежая эсэсовская дивизия, рвавшаяся к городу Купянску, важному железнодорожному узлу, через который тогда снабжался Юго-Западный фронт. Бронепоезд охранял железнодорожный мост через Северский Донец. По селектору был передан приказ: установить связь с командиром 199-й дивизии и помочь ей оторваться от противника до подтягивания новых частей. Необходимо было ворваться в глубь позиции немцев на 12 километров, захватить станцию Булацеловка и отвлечь на себя огонь противника. Это был тем более рискованно, что дивизия не могла выделить свои силы для охраны пути, по которому нужно было действовать. Но командир бронепоезда, как обычно, спокойно рассуждал: «Навязать свою волю противнику -- главный залог успеха. Самоуверенные немцы не закрепляют свои позиции, а лезут напролом. Их нужно ошеломить внезапным ударом. Но для этого нужна высокая доблесть всего личного состава бронепоезда». Обратились, как обычно, прежде всего, к коммунистам, а через них ко всем воинам. Командир бронепоезда собрал всех командиров бронеплощадок, взвода разведки и связи: старшего лейтенанта Коношенко, лейтенанта Кривобока, старшину Казакевича. Каждый понимал, какая опасная операция им предстоит, но никто не дрогнул, все рвались в бой.

Было совершено несколько огневых налетов на станцию. Особенно удачным был первый. Фашисты ничего подобного не ожидали. Они в страхе выскакивали из станционных помещений, а их расстреливали прямой наводкой из орудий и пулеметов.

Противник сконцентрировал против них огонь нескольких батарей. Последовала команда усилить огонь:

«Первая бронеплощадка, весь огонь на батарею слева!»

Наблюдатели докладывают: «Вражеская батарея слева подавлена. Сектор обстрела по батареям справа плохо обозрим».

Турганов спокойно командует: «Наконец переходят на поражение. Теперь -- тикать... Полный назад!.. Наблюдателям засечь позицию для нового огневого налета против батарей справа!»

Умело маневрируя, Турганов своевременно выводил бронепоезд из-под огня, выбирал каждый раз новые удобные позиции для уничтожения целей. Расчет был на использование преимуществ бронепоезда: его способность быстро скрываться и сразу появляться на новом участке, малый отказ его орудий и меткий огонь. Пока полевая артиллерия противника перестраивала свой огонь, артиллеристы бронепоезда ее поражали.

Наши броневики прикрывали железнодорожный путь от немецких автоматчиков. Личный состав броневика под командованием сержанта Стеценко, в расчет которого входили водитель красноармеец Басула и башенный стрелок красноармеец Некрасов, настолько увлекся преследованием немецких автоматчиков, что достиг деревни Огурцовка, завязал там бой с вражеской ротой, расстреливая ее из 45-миллиметровой пушки и пулемета, и помог частям 199-й дивизии занять этот пункт.

После седьмого огневого налета бронепоезда ответного огня со стороны противника не последовало. Наши разведчики доложили: фашисты оставляют станцию и районный центр Шевченково. Им вдогонку было послано несколько «гостинцев». Особенно отличились в этом бою артиллеристы Конюшенко, Бессарабов, Ваганов, Судаков, Солопов, Орлов; пулеметчики Бурмистров, Гайриев; артиллерийские разведчики Казакевич, Мытник, Гудим, Некрасов.

После освобождения станции усталые, на ободренные победой, бойцы выскочили из узких башен и проходов бронепоезда на свежий воздух. Остались только дежурные. Весь остальной личный состав помог взводу разведки и связи занять районный центр Шевченково. Местное население со слезами радости встречало победителей... Подоспели подразделения 199-й дивизии. Совместно были освобождены и другие населенные пункты.

В ночь на 19 ноября 1941 года фашистский батальон численностью более 350 солдат и офицеров переправился через Северский Донец у Хотомли и под прикрытием мощного артиллерийского огня, на рассвете атаковал 5-ю роту 169-го полка 57-й стрелковой бригады НКВД. Противнику удалось отрезать роту от основных сил полка. Но командир роты лейтенант П. А. Польников умело организовал бой в окружении и, будучи раненым, продолжал командовать подразделением. Заменив убитого пулеметчика, он меткими очередями разил врага. Так же мужественно сражались, воодушевляя бойцов личным примером, политрук А. Ю. Лотоцкий, командир взвода младший лейтенант Ш. Х. Раньков и другие офицеры. Несмотря на более чем четырехкратное численное превосходство, гитлеровцы не смогли сломить сопротивление роты и закрепиться на плацдарме. Подошедшие на помощь подразделения полка стремительной атакой разгромили вражеский батальон.

Удар в направлении Барвенково-Лозовой с выходом в тыл донбасско-таганрогской группировке противника предполагалось осуществить силами 57-й и 37-й армий Южного фронта, задача по овладению Харьковом возлагалась на 21-ю, 38-ю и 6-ю армии Юго-Западного фронта.

Наступление началось на рассвете 18 января 1942 года. Форсировав Северский Донец на ряде участков, советские войска стали продвигаться вглубь обороны противника. Бои носили крайне ожесточенный характер. Враг отчаянно сопротивлялся, цепляясь за каждый населенный пункт, каждую высоту, предпринимал бешеные контратаки против наших наступающих соединений. Однако советские воины, проявляя чудеса отваги и решимости, ломали сопротивление гитлеровцев, умело используя слабые места в их обороне для нанесения ударов во фланг и тыл.

Стрелковые дивизии 6-й армии, преследуя отходящего противника, устремились вперед. 270-я дивизия перерезала железную дорогу Харьков -- Лозовая, и 25 января овладела Краснопавловкой, была повернута в полосу 57-й армии с задачей выбить гитлеровцев из Лозовой. 27 января части дивизии ворвались в Лозовую и, преодолевая яростное сопротивление фашистских войск, освободили этот важный железнодорожный узел. Передовые отряды 393-й и 411-й стрелковых дивизий вышли на рубеж реки Орель, завершив выполнение боевой задачи, стоявшей перед 6-й армией. В ходе операции только эта одна армия очистила от захватчиков 366 населенных пунктов, наголову разгромила две пехотные дивизии противника, захватила большие трофеи.

7 февраля 1942 года в бою у села Гусаровка Барвенковского района тяжелый танк КВ 2-го батальона 2-й танковой бригады под командованием политрука Владимира Витина уничтожил три фашистских танка, два бронетранспортера, пять артиллерийских орудий, несколько автомашин, три дзота и около сотни гитлеровцев. Решительные действия политрука воодушевили всю роту. В короткое время узел обороны врага был разгромлен. Танкисты освободили несколько населенных пунктов между поселком Черкасским Донецкой области и Барвенково. На следующий день экипаж вновь вступил в бой с несколькими танками врага. Меткие выстрелы советских танкистов поражали одну за другой машины врага. Гитлеровцы повели шквальный огонь по советскому танку, фашистский снаряд пробил броню и танк загорелся. Однако экипаж во главе с Витиным не покинул машину, продолжал вести огонь по врагу… Офицер и его экипаж сражался до конца. Мужественные танкисты были посмертно награждены боевыми орденами, а Владимиру Карповичу Витину присвоено звание Героя Советского Союза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.