Рефераты. Великие географические открытия

1-й половине 17 в. поиски «Южного материка» вели голландцы, исследовавшие значительную часть побережья. В 1642 г. Абел Янсзон Тасман (1603-1659), плывя от берегов Индонезии на запад, обошел Австралию с юга, открыв о-в, названный Тасманией. Только через 150 лет во время Семилетней войны (1756-1763) англичане захватили Манилу - центр испанских владений на Филиппинах и нашли в испанском архиве известие об открытии Торреса. В 1768 г. английский мореплаватель Д. Кук обследовал берега Океании и Австралии и снова прошел через Торресов пролив. Впоследствии он признал приоритет Торреса в открытии Австралии.

В 1497-1498 г. английские мореплаватели достигли северо-восточного побережья Северной Америки и открыли Ньюфаундленд и Лабрадор. В 16-17 вв. англичане и французы продолжали посылать сюда экспедицию за экспедицией; многие из них стремились найти северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий. Одновременно шли поиски северо-восточного пути в Индию - через Северный Ледовитый океан.

В 16-17 вв. русские землепроходцы обследовали северное побережье Оби, Енисея и Лены и нанесли на карты контуры северного побережья Азии. В 1642 г. был основан Якутск, ставший базой экспедиций к Северному Ледовитому океану. В 1648 г. Семен Иванович Дежнёв (ок.1605-1673) вместе с Федотом Поповым на 6 судах вышел с Колымы и обошел полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Были уточнены и нанесены на карты очертания северо-восточного побережья Азии (1667, «Чертеж Сибирской земли»). Но донесение Дежнёва об открытии пролива 80 лет пролежало в якутском архиве и было опубликовано только в 1758 г. В 18 в. открытый Дежнёвым пролив назвали именем датского мореплавателя на русской службе Витуса Беринга, который в 1728 г. вторично открыл пролив. В 1898 г. в память о Дежнёве его именем был назван мыс северо-восточной оконечности Азии.

В 15-17 вв. в результате смелых морских и сухопутных экспедиций была открыта и исследована значительная часть Земли. Были проложены пути, связавшие между собой отдаленные страны и материки. Великие географические открытия положили начало созданию колониальной системы, способствовали складыванию мирового рынка и сыграли важную роль в формировании капиталистической системы хозяйства в Европе. Для вновь открытых и завоеванных стран они принесли массовое истребление населения, насаждение жесточайших форм эксплуатации, насильственное введение христианства. Быстрое сокращение численности коренного населения Америки привело к ввозу африканских невольников и широкому распространению плантационного рабства.

Золото и серебро Америки хлынуло в Европу, вызвав там бешеный рост цен на все товары, так называемую революцию цен. От этого в первую очередь выиграли владельцы мануфактур, капиталисты и купцы, так как цены росли быстрее, чем заработная плата. «Революция цен» способствовала быстрому разорению ремесленников и кустарей, в деревне от нее больше всего выиграли дворяне и зажиточные крестьяне, которые продавали продукты питания на рынке. Все это способствовало накоплению капитала.

В результате Великих географических открытий расширились связи Европы с Африкой и Азией, были установлены отношения с Америкой. Центр мировой торговли и экономической жизни переместился из Средиземного моря в Атлантический океан.

Таким образом, 14-15 вв. начинается новый период в истории колониализма, связанный с зарождением и развитием в Европе капиталистических производственных отношений. Недостаток средств обращения в условиях быстрого развития товарно-денежных отношений привел в конечном итоге к Великим географическим открытиям, сыгравшим важную роль в первоначальном накоплении капитала. Начинается планомерное исследование новых земель и народов. Вслед за мореплавателями тронулись в путь тысячи обездоленных колонистов, чиновников феодальных монархий Европы, спешивших закрепить за короной своего монарха открытые земли. Всех их гнала неодолимая сила денег, жажда богатства, перспектива быстрого обогащения.

Порождающаяся буржуазия Европы приступила к организации колониального господства во всемирном масштабе. Возникли первые колониальные империи - португальская, испанская, голландская, захватившие богатейшие страны Азии, Африки и Америки. Неприкрытый грабеж захваченных стран сопровождался угнетением коренного населения. Вместе с вывозом богатств из покоренных стран вывозятся и рабы. Открывались невольничьи рынки, просуществовавшие до 19 в. и ставшие позорным пятном в истории «цивилизованных» европейских государств.

Во 2-ой половине 18 в. с появлением первых результатов начавшегося в Европе промышленного переворота колонии постепенно приобретают новое достоинство - они становятся источниками важнейшего сырья для капиталистической промышленности и рынками сбыта производящихся ею продуктов. Благодаря преимуществам колониального разделения труда развитие капитализма в Европе становится необратимым, о чем свидетельствуют победоносные буржуазные революции в Англии, Северной Америке, Франции и других странах. Молодые буржуазные нации этих стран вступили в открытую схватку за обладание колониями и за короткое время заметно потеснили старые колониальные державы.

Особенно ожесточенная борьба за окончательный раздел мира развернулась в конце 19 в. - начале 20 в. Повсюду вспыхивали вооруженные конфликты и войны между основными участниками дележа колоний - Англией, Францией, Германией, Италией, США, Россией и Японией. Однако растущая взаимозависимость мира и непредсказуемость результатов военной агрессии все чаще заставляли правящие круги великих держав садиться за стол переговоров и добиваться решения колониальных проблем дипломатическими средствами. Так, например, на Берлинской конференции 1884 - 1885 гг. был решен в пользу Бельгии вопрос о принадлежности территории бассейна реки Конго в Центральной Африке. Попутно были предприняты попытки смягчить колониальные противоречия между Англией и Францией, Германией и Англией, Францией и Германией и т.д.

Логика борьбы за обладание колониями привела со временем к складыванию в Европе двух военно-политических группировок с непримиримыми колониальными устремлениями. К первой относились страны с обширными колониальными владениями, стремящиеся их во что бы то ни стало их сохранить(Антанта-Англия, Франция, Россия). В группу с противоположными интересами входили страны, требовавшие пересмотра установившегося колониального порядка (тройственный союз - Германия, Италия, Австро-Венгрия).

2. Развитие хозяйства Украины в 16-18 веках

Развитие хозяйства Украины в 16-18 веках коротко можно характеризовать, как феодализм. Однако, как и в каждой стране экономическое развитие имело свои особенности, связанные с развитием производительных сил и производственных отношений.

Для 16 века характерно дальнейшее развитие ремесел в городах Украины и жесткие условия хозяйства в сельских условиях.

Ремесло успешно развивалось еще во времена существования древнерусского государства. Лучшие традиции древнерусских ремесленников-умельцев позднее унаследовали, наряду с русскими и белорусскими, и украинские ремесленники. В период феодализма на Украине насчитывались десятки ремесленных специальностей: бондарь, столяр, токарь, пекарь, мясник, маслобойщик, пивовар, ткач, сапожник, лекарь, аптекарь, цирюльник, портной, казнен, слесарь, лучник, гончар, стекольщик, маляр, ювелир и многие другие.

К наиболее распространенным относились те, которые были связаны с изготовлением обуви и одежды. Большинство ремесленников-портных шили относительно дешевую одежду, которую носил простой народ,-свитки, кожухи. Их можно было купить на базаре в каждом, даже небольшом городе. Большое профессиональное мастерство требовалось портным для изготовления роскошной одежды из привозных тканей, дорогих мехов. Такое платье шили по заказам феодальной знати и бояр городской верхушки, отделывали его серебряными и не золоченными пуговицами, дорогим каменьями и т.п.

Во всех городах, а также во многих селах жили сапожники. Пользуясь традиционными орудиями труда: иглой, шилом, сапожным молотком, широкими и короткими ножами и другим инструментом, они шили добротную, разнообразных фасонов обувь. Качество ее зависело от сырья. Нелегко было выделать кожу, чтобы она стала пригодной для сапожного дела. Па протяжении многих месяцев кожевники вымачивали ее в специальных дубильных растворах, окрашивали в красный, желтый, зеленый или другой цвет. Но чтобы получить тонкую, эластичную и прочную кожу - сафьян, надо было вымачивать кожи чуть ли не три года.

Для многих ремесленных специальностей основным материалом была древесина. Ее использовали в строительстве, для изготовления орудий труда, предметов быта и т.п. Бондари делали из древесины бочки, тележники - возы, колесники - колеса, токари - разнообразные чаши, столяры - разные по форме и назначению сундуки, ларцы, ящики. Плотники и столяры строили жилища, хозяйственные постройки, церкви, мосты, изготовляли ткацкие стайки, деревянные плуги, бороны, другие сельскохозяйственные орудия. В строительном деле были заняты также каменщики, штукатуры, маляры, ремесленники других специальностей. В первой четверти XV в. па Южном Буге, вблизи современного поселка Саврань Одесской области, был сооружен каменный арочный мост. Возведенный умелыми руками украинских строителей, он несколько столетий служил людям.

На протяжении второй половины XIV-XVII в. в Киеве, Львове, Владимире, Бучаче, Збараже, Камьянце-Подольском, Остроге, Брацлаве, Виннице, Черкассах, Житомире, Овруче и многих других городах были сооружены оборонительные замки. Из-за постоянных вражеских нападений приходилось часто их ремонтировать. Поэтому привлекалось много ремесленников.

В XVI в. с развитием на украинских землях товарно-денежных отношении значительно возросла потребность в водном транспорте. В это время широко использовались большие речные суда - комяги. Ими перевозили соль, зерно, поташ (калиевую соль) и другие товары, предназначенные для продажи на внутреннем рынке и за границей. Комяга представляла собой выдолбленную из больших колод весельную ладью с нарощенными бортами. В одну комягу помещалось полтора десятка людей, а также немало груза. Украинские ремесленники изготовляли и другие виды речных судов: дубы, ладьи, шкуды.

Повышенным спросом пользовались изделия ремесленников, изготовлявших металлические предметы быта и оружие. Кузнечно-слесарным делом занимались кузнецы, замочники, медники, слесари, котельщики, ножовщики н другие. Мечники, сабельщики, лучники, пушкари, стрельщики изготовляли оружие - мочи, сабли, луки, стрелы.

Украинские оружейники мастерски делали огнестрельное оружие. В XVI в. самым распространенным видом такого оружии были крючковые ружья (гаковинцы), имевшие на конце ствола гак (крюк), которым ружье прикреплялось к какому-нибудь упору. Это ослабляло силу отдачи во время выстрела. Стволы таких ружей изготовлялись из железа, меди или бронзы. Вместо приклада прикреплялась деревянная пли железная палка, которую во время стрельбы клали под руку или па плечо. Важной деталью было приспособление для воспламенения порохового заряда. Большей частью это были фитильные или кремневые замки. Фитильный замок действовал так: когда нажимали на спусковой крючок, то курок, на копчике которого крепился тлеющий фитиль, касался насыпанного на специальную полочку пороха и поджигал его. Раздавался выстрел. Ружья с такими замками были достаточно надежны. Они просуществовали на Украине до конца XVII в. Со временем появились более совершенные кремневые замки. Искру для воспламенения пороха в них высекал прикрепленный к курку кремень.

Ремесленникам, занимавшимся изготовлением и ремонтом огнестрельного оружия, всегда приходилось выполнять довольно большие заказы. Например, в 1566 г. чиновник города Луцка Станислав Романовский договорился с оружейниками о ремонте 40 «ручниц (ружей) длинных, I рутовых» (то есть с замком, в котором порох воспламенялся с помощью трута) и 30 «аркебузов длинных и коротких». Оружие, выходившее из мастерских украинских ремесленников, пользовалось постоянным спросом на зарубежных ярмарках. Купеческие обозы, которые со второй половины XVI в. регулярно отправлялись из Острога для торговли за границу, доставляли на тамошние рынки большие партии вооружения разных видов, в том числе сабли и сагайдаки (комплект воина-лучника).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.