Реакционный трактат Священного союза, подписанный 14 (26) сентября 1815 г. в Париже, был весь пронизан религиозно-мистической фразеологией. В нем говорилось, что Священный союз создается во имя «нераздельные троицы», что государи, подписавшие этот документ, «возложили свое упование и надежды на единого бога», что они будут «как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святые веры» и т. д.
Никто из участников этой организации не обманывался, конечно, на счет того, что за религиозно-мистической оболочкой скрывались реакционные цели - борьба с революционным движением в Европе. Члены Священного союза считали главной своей задачей подавление революции, где бы она ни проявлялась.
В этом вопросе Александр I нашел себе весьма активного сотрудника в лице австрийского канцлера Меттерниха.
Организация Священного союза встречала поддержку реакционных кругов во многих странах Европы. Русские крепостники, австрийская знать, прусские юнкера и подобные им реакционные элементы в других странах были приверженцами Священного союза и всемерно поддерживали его политику удушения демократических сил Европы. С этого момента русский царизм начал выступать в качестве жандарма Европы.
Не случайно, поэтому Маркс и Энгельс называют конгрессы Священного союза «бандитскими», так как они были посвящены борьбе с революцией в Европе.
Создатели Священного союза, организовав силы реакции в европейском масштабе, обрушивали их на страны, в которых поднималось революционное движение.
Конгрессы Священного союза состоялись в Аахене в 1818 г., в Троппау и Лайбахе в 1820-1821 гг., в Вероне в 1822 г. На Аахенском конгрессе центральным вопросом был вопрос о Франции.
В собственноручной записке Александра I о теме переговоров в Аахене было записано:
«3. Должно ли допустить Францию в общий союз европейских государств без всякой предосторожности, или:
4. Не налагает ли болезненное состояние Франции на европейские державы обязанности принять меры, которые были бы способны предохранить их от заразы, могущей явиться оттуда, и вместе с тем оказались бы благодетельными для самой Франции, поддерживая в ней спокойствие».
Признав, что Франции не угрожает опасность революции, решено было вывести из Франции оккупационные войска и принять ее в «лоно» Священного союза.
Последующие конгрессы Священного союза в Троппау и Лайбахе (1820-1821) обсуждали вопрос о подавлении революции в Неаполе и Пьемонте (в Италии).
По решению конгресса, принятому в Троппау, австрийские войска вступили в Неаполь и подавили в марте 1820 г. происходившую там революцию.
Для удушения революции в Пьемонте, по решению конгресса, были направлены австрийские и русские войска. Русские войска не успели прийти в Пьемонт. Восстание там было задавлено австрийскими войсками.
Русские войска явно не торопились. Командующий, ими генерал Ермолов в своих записках писал: «Конечно, не было доселе примера, чтобы начальник, предназначенный к командованию армией, был столько, как я, доволен, что война не имела места». На конгрессе в Троппау было также решено исключать из Священного союза страны, в которых происходит революция. На последнем конгрессе Священного союза, происходившем в Вероне в 1822 г., решался вопрос об удушении революции в Испании и о подавлении восстания в Греции.
Революция в Испании вспыхнула в январе 1820 г. Совершена она была путем военного переворота, во главе которого стояли офицеры испанской армии Риего и Квирога. Испанский король Фердинанд VII поневоле подписал манифест о созыве кортесов (парламента) и восстановлении либеральной конституции 1812 г. Создатели Священного союза сочли эти события опасными, и Веронский конгресс резко выступил против испанской революции. По решению Веронского конгресса, Франция направила в Испанию 100-тысячную армию и подавила там революцию.
Восстание в Греции против гнета турецкого султана и его феодалов началось в марте 1821 г. Вскоре оно охватило всю Грецию и в начале 1822 г. Национальное собрание провозгласило независимость Греции. Освободительной борьбе греческого народа помогали лучшие представители других стран. В борьбе за освобождение Греции погиб великий английский поэт Байрон, участвовавший добровольцем в рядах повстанцев. В России сочувствие греческому восстанию было очень сильно. Первые тайные организации (гетерии), ставившие своей целью борьбу за освобождение Греции, были созданы на территории России - в Одессе. Отрядом, двинувшимся из Бессарабии в Грецию, руководил Ипсиланти - грек, офицер русской службы. За это Александр I исключил Ипсиланти из рядов русской армии.
Хотя отряд Ипсиланти потерпел поражение, движение в Греции развернулось широкой волной. Греческому восстанию сочувствовали декабристы. Пестель, как известно, специально посланный военным министерством для изучения этих событий, писал докладные записки в духе сочувствия освободительной борьбе греков и необходимости помощи со стороны России. Позиция Александра I в греческом вопросе была непоследовательной и противоречивой. С одной стороны, в целях укрепления влияния России на Балканы, он стоял за поддержку греков и за освобождение их от турецкого владычества и, как будто бы, готов был поддержать освободительное движение, развернувшееся в Греции и вообще на Балканах, но, с другой - он как один из главарей Священного союза боялся революции и считал пример Греции опасным для других стран.
Однако дело было не только в этом; стремление России к укреплению на Балканах и в частности стремление Александра I к созданию под своим влиянием независимого от Турции греческого государства встречало сопротивление со стороны Англии и в известной мере также и Австрии. По этим двум причинам Александр I не рискнул вмешаться в разрешение греческого вопроса военным путем, хотя дипломатические отношения с Турцией им были прерваны и русский посланник был отозван из Турции. Попытка разрешить вопрос дипломатическим давлением на Турцию объединенным фронтом с Англией и Австрией также провалилась из-за взаимной конкуренции и несогласованности. Когда же движение в Греции развернулось очень широко, английское правительство, воспользовавшись нерешительностью русского правительства в греческом вопросе, решило для усиления своего влияния предоставить в 1824 г. Греции заем. Реальной пользы от этого греки не получили, но сам этот жест явно имел целью подрыв влияния России на Балканах.
Попытка созвать в Петербурге конгресс Священного союза для разрешения греческого вопроса не удалась, так как никто из монархов европейских стран не приехал. Вместо этого в 1824 г. состоялась конференция, продолжавшая свою работу в 1825 г. Характерно, что Англия отказалась в 1825 г. от участия в конференции. На конференции было принято предложение обратиться к Турции с предложением о том, чтобы она допустила вмешательство европейских стран для рассмотрения вопроса об «устройстве» балканских народов. Это решение существенной роли не сыграло, так как турецкий султан и после этого по-прежнему истреблял греков и расправы турецких феодалов в Греции и вообще на Балканах продолжались.
Таким образом, Александр I не рискнул оказать Греции серьезную помощь, он был связан той реакционной политикой, которую проводил Священный союз в Европе.
Реакционный курс, проводившийся Александром I на международной арене, переплетался с реакционной политикой, проводимой им внутри страны.
1) Почему Турция не вошла в состав Священного союза?
2) Какие цели преследовал Священный союз?
3) Какие страны поддерживали Священный союз, но не входили в него?
4. Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами в 20-50-е гг. XIX в.
Восточный вопрос -- комплекс международных конфликтов конца XVII -- начала XX веков, связанных с контролем над святыми местами в Палестине, а также с борьбой христианских (преимущественно православных) народов Османской империи за обретение независимости и с соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи.
Появление турок в Европе и образование могущественного мусульманского государства на Балканском полуострове серьёзно изменило отношение между христианами и исламом: Турецкое государство сделалось одним из факторов международной политической жизни Европы; его боялись и вместе с тем искали союза с ним. Начало дипломатических сношений с Турцией положено Францией ещё в то время, когда прочие европейские державы чуждались иметь с Турцией какие-либо сношения.
В середине XVII века Османская империя вступила в период долгосрочного упадка. После разгрома турок австрийцами и поляками под Веной в 1683 году их продвижение в Европу было остановлено. Ослабление империи способствовало подъёму национально-освободительного движения балканских народов (греков, болгар, валахов, сербов, черногорцев), в большинстве своём православных. С другой стороны, в XVII веке в Османской империи усилились политические и экономические позиции Франции и Великобритании, которые, желая сохранить своё влияние и помешать территориальным приобретениям других держав (особенно Австрии и России), стали в своей реальной политике выступать за сохранение её территориальной целостности и против освобождения покоренных христианских народов.
С половины XVIII века роль главного противника Османской империи перешла от Австрии к России. Победа последней в войне 1768--1774 годов привела к кардинальному изменению ситуации в Причерноморье.
Кучук-Кайнарджийский договор 1774 года установил в первый раз начало вмешательства России в дела Турции. По статье 7-й сего договора Порта обещает твёрдую защиту христианскому закону и церквам оного; равным образом дозволяет русским министрам «делать, по всем обстоятельствам, в пользу как воздвигнутой в Константинополе церкви, так и служащих оной разные представления. Порта обещает принимать эти представления, яко чинимые доверенной особой соседственной и искренно дружественной державы». Кроме того, пунктом 10-м статьи 16-й договора, Турция согласилась, чтобы по обстоятельствам княжеств Молдавского и Валашского министры Российского двора при блистательной Порте могли говорить в пользу сих княжеств.
Екатерина II (1762--1796) имела проект полного изгнания турок из Европы, восстановления Греческой (Византийской) империи (на её трон она планировала возвести своего внука Константина Павловича), передачи Австрии западной части Балканского полуостова и создания из Дунайских княжеств буферного государства Дакия. В то же время Порта (османское правительство), надеясь взять реванш за поражение в войне 1768--1774, при активной поддержке Великобритании и Франции начала новую войну против России (Русско-турецкая война 1787--1792), на стороне которой в 1788 году выступила Австрия. В 1788 году англо-французской дипломатии удалось спровоцировать нападение на Россию Швеции (русско-шведская война 1788--1790). Но действия антирусской коалиции оказались неудачными: в 1790 году из войны вышла Швеция (Верельский мир), а в 1791 Турции пришлось согласиться на заключение Ясского мира, подтвердившего условия Кючук-Кайнарджийского договора и отодвинувшего русско-турецкую границу до Днестра; Порта отказалась от притязаний на Грузию и признала право вмешательства России во внутренние дела Дунайских княжеств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5