Рефераты. Видные российские юристы второй половины XIX века

b>1.2 Б.Н. Чичерин

Творчество Бориса Николаевича Чичерина в последнее время все чаще привлекает внимание историков, философов, юристов - всех ученых, изучающих истоки русского культурного ренессанса конца XIX - начала XX века. Он был не только талантливым теоретиком и историком права, оригинальным представителем неогегельянства в русской философии, но и основателем государственной школы в отечественной историографии, но даже специалистом в области естествознания. Поляков, А. В. Либеральный консерватизм Б. Н. Чичерина. //Правоведение. -1993. - № 5. - С. 79 - 87

В историю юриспруденции прочно вписаны имя и творческое наследие выдающегося русского мыслителя, педагога, общественного деятеля, представителя известного дворянского рода Бориса Николаевича Чичерина. Он родился 26 мая 1828 г. в Тамбовской губернии. Первоначальное образование получил дома, в имении родителей. В 1845 г. Борис Николаевич поступил на юридический факультет Московского университета. Непосредственная подготовка к поступлению заняла несколько месяцев. Именно тогда, уже живя в Москве, он познакомился со своими будущими университетскими преподавателями, среди которых оказался выдающийся историк Т.Н. Грановский. Учеба в университете весьма подробно и живо описана самим Б.Н. Чичериным в его мемуарах.

Во время обучения Б.Н. Чичерина в университете формировались его религиозно-нравственные идеалы человечества, патриотизма и культурно-национального универсализма, ставшие позже исходной позицией для формирования русской либерально-консервативной интеллигенцией национальной политической, экономической и правовой культуры. Научные интересы молодого Чичерина определились на начальных этапах университетского учения - это история русского права и государственное право. Но его привлекали также история, философия, экономика. Как отмечает В.А. Томсинов, об увлечении Б.Н. Чичерина гегелевской философией на юридическом факультете ходили легенды: студенты-сокурсники звали его за это увлечение "Гегелем" Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII - XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х т. Т. 1. М., 2007. С. 122.. Верность гегелевскому учению Б.Н. Чичерин сохранял и впоследствии, будучи сам маститым ученым.

В 1861 г. Чичерин приступил к преподаванию в Московском университете в качестве исполняющего должность экстраординарного профессора. И вступительная лекция, произнесенная 28 октября 1861 г., и последующая работа в университете сразу продемонстрировали исследовательскую основательность и внятную гражданскую позицию Чичерина, не искавшего, по словам А.Ф. Кони, мимолетной популярности, готового и способного "стать против течения", которое казалось ему несогласным с истинной или действительной пользой России.

Читая свои лекции в "эпоху великих реформ", Чичерин последовательно отмечал исключительную их значимость для судьбы страны, для ее будущего. "На наших глазах совершается один из тех переворотов в народной жизни, которые составляют эпоху в истории", - говорил он об освобождении крестьян.

Система преподавания университетского курса Чичериным отличалась существенной новизной. В теоретической его части (общем государственном праве) основной задачей выступала подготовка слушателей к изучению отечественных законов, в нем ученый выделял теорию государства и теорию государственного управления, "учение о жизненных условиях государства" или "учение об обществе" и "науку политики". Впоследствии обширный материал его лекционного курса был им изложен в состоявшем из 3 частей "Курсе государственной науки".

Докторскую диссертацию на тему "О народном представительстве" ученый защитил в 1866 г. В ней он отмечал, что русскому человеку невозможно становиться на точку зрения западных либералов, которые дают свободе абсолютное значение и выставляют ее непременным условием всякого гражданского развития. По мнению Чичерина, невозможно отречься от своего прошлого, которое свидетельствует о совместимости самодержавия, гражданственности и просвещения. Таким образом, по мнению исследователей, правовой идеал Чичерина предполагал совмещение консервативных и либеральных начал.

Преподавательская деятельность Б.Н. Чичерина завершилась в 1868 г., когда он подал в отставку, протестуя против неблаговидных в нравственном отношении действий руководства факультета. Поддержка ряда видных профессоров, студентов, а также вмешательство с целью разрешения затянувшегося конфликта самого императора не изменили намерений ученого об отставке.

Последующий период жизни Б.Н. Чичерина был посвящен научной деятельности и работе в земских учреждениях. Проживал он в своем родовом имении в селе Караул, где уже зрелым человеком, в возрасте 43 лет создал семью. Вначале 1880-х гг. Б.Н. Чичерин занимал пост московского городского головы; в 1883 г. после речи во время торжеств, посвященных коронации нового императора, в которой прозвучали идеи о необходимости "свободных учреждений", развитии земского движения, он был уволен с этой должности. В его речи Александр III усмотрел намек на конституцию. Зипунникова Н. Н. Борис Николаевич Чичерин (к 180-летию со дня рождения)//Российский юридический журнал. - 2008. - №4. - С. 28-33

Перу выдающегося ученого, кроме уже упоминавшихся, принадлежат такие сочинения, как "Опыты по истории русского права" (1858), "История политических учений" (Ч.1-5, 1869-1902), "Собственность и государство" (Ч.1-2, 1882-1883), "Философия права" (1900), "Наука и религия" (1901), "Вопросы философии" (1904), др.

Вместе с трудами С.М. Соловьёва и К.Д. Кавелина его работы послужили вехой в зарождении так называемой государственнической школы русской историографии.

Так же не стоит забывать, что Б.Н. Чичерин был крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины XIX века. Суть либерализма, по толкованию Б.Н. Чичерина, состоит в представлении о человеке как о единстве свободном, которое в таком качестве выступает в обществе. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти.

По своим исследовательским интересам и творческим результатам Чичерин был мыслителем европейского масштаба и традиции. "Самым многосторонне образованными и многознающим из всех русских, а может быть, и европейских учёных" называл его В. Соловьёв. "Наш единственный теоретик либерализма", - Отозвался о нем Бердяев Глушаченко С. Б. Либеральные учения русских юристов второй половины XIX -начала XX веков./ РА юридических наук Научные труды 1. [сб. ст.]. Т.1. М.: 2001. С.52-55.

1.3 Н.М. Коркунов

Николай Михайлович Коркунов родился в семье академика, в 1874 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1878 г. Н.М. Коркунов читал лекции по энциклопедии трава в Петербургском университете, а в период с 1889 до 1897 гг. - лекции по государственному праву в том же университете, а также в Александровском лицее и Военно-юридической академии. В эти годы Н.М. Коркунов опубликовал основные свои работы: "Лекции по общей теории права" (1886 г), "Русское государственное право" (т.1, 1892 г), "Указ и закон" (1894 г) и др. В 1895 г. H. M. Коркунов был назначен помощником статс-секретаря Государственного совета. В 1896 г. он оставил административную должность, а в 1897 - профессуру.

Российское правоведение конца ХIХ века будет всегда связано с именем Николая Михайловича Коркунова.

Основной труд Коркунова "Лекции по общей теории права" выдержал 9 изданий (последнее - 1909 г), в 1903 году был переведен на французский, а затем и на английский язык. Западноевропейские юристы ссылались на труд Коркунова как на законченное, наиболее полное и вместе с тем оригинальное изложение позитивной теории права. В течение ряда лет "Лекции" были самым ходовым учебником в российских университетах. Глушаченко С. Б. Либеральные учения русских юристов второй половины XIX -начала XX веков./ РА юридических наук Научные труды 1. [сб. ст.]. Т.1. М.: 2001. С.56

В отечественной научной литературе его творчество еще не получило всестороннего изучения и общей объективной оценки, хотя к исследованию наследия знаменитого автора ученые обращались неоднократно. Однако возможности недавнего прошлого в раскрытии той или иной теории, в демонстрации позиции ученого далеко не революционного толка были ограничены определенными идеологическими рамками, условностями и стереотипами. Несмотря на это, авторам удавалось рассмотреть основные положения доктрины гения правовой мысли, порой тонко обходя "веления времени".

Семь крупных монографий и около 50 статей - таков творческий итог жизни великого правоведа России. Среди них работы по общей теории права, государственному, административному и международному праву, отзывы и рецензии в известных журналах того времени. Определяя политическую ориентацию Н.М. Коркунова, современная наука относит его к идеологам российского либерализма.

Научная деятельность Н.М. Коркунова начинается в период перелома в методологии познания государственно-правовых явлений. Это время ознаменовано в науке переходом от метафизики к позитивизму, критикой установившихся приемов и положений юридической науки, необходимостью обновления всей системы знаний и утверждения позитивного анализа фактов и явлений действительности.

Именно в это время были предприняты попытки пересмотра теории права. Перестройка науки в соответствии с основными идеями позитивизма, считал Н.М. Коркунов, может касаться только приемов исследования, т.е. метода.

Все достигнутое нами знание, утверждает Н.М. Коркунов, обыденное, житейское точно так же, как и научное, опирается на одно и то же основание - на наше собственное сознание. Оно указывает нам, что мы различно относимся к внешним объектам - одушевленным или нет.

Так же Н.М. Коркунов в своих работах не раз касался соотношения основополагающих категорий правовой науки, рассматривая закон как один из источников права, и с этой точки зрения, во-первых, противопоставлял его обычаям и судебной практике, во-вторых, противопоставлял закон "теоретическому праву" (в современной науке - правосознанию), которое предшествует закону, в-третьих, считал, согласно своей концепции права как единства объективного и субъективного права, что закон выступает как нечто противостоящее правоотношениям, которые могли возникать и до закона.

Таким образом, рассматривая соотношение права и закона, Н.М. Коркунов выступал против их отождествления. Он отмечал, что эти понятия смешиваются не только в обыденной жизни, но и в науке. "Привыкнув видеть в законе мерило различия правого и неправого, забывают о том, что и сам закон может также, на основании других уже критериев, быть подвергнут оценке, быть признан правым или неправым".

Анализируя закон как один из источников права, он резко критиковал мнение о том, что закон является выражением общей воли и общего правосудия, так как мы "нередко видим законы, идущие вразрез с общественным мнением". Экимов А.И. Коркунов. - М., 1983. - С. 39.

Обращение к наследию Н.М. Коркунова сегодня вряд ли можно рассматривать как случайность. В проводимых научных конференциях, диспутах и дискуссиях о праве нередко забывается первооснова, то, что уже было сказано и сделано достаточно давно, но ни на йоту не потеряло актуальности. Как наказ, звучат слова Н.М. Коркунова: "Русскому юристу стыдно не знать своих предшественников. Много или мало они сделали, мы должны это знать. Да к тому же мы можем пожаловаться разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество". Воротников, А. А. Теоретические воззрения Н. М. Коркунова на право // Правоведение. -1996. - № 3- C. 16 - 19

Таким образом, вклад в развитие отечественной юридической науки положенный выдающимися теоретиками второй половины XIX века чрезвычайно велик. Основательные труды этих ученных посвящены, как теории государства и права, так и отдельных отраслям и институтам права. Не менее велики их заслуги и в общественной деятельности.

Глава 2. Выдающиеся юристы - практики

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.