Рефераты. Владимир Мономах

p align="left">Великий Князь, не имея времени собрать войско, с малою дружиною отправил Мстислава во Владимир, где юный Андрей, осажденный многочис-ленными неприятелями, не терял бодрости. Над-менный Ярослав, подъехав к стенам, грозил сыну Мономаха и народу страшной местью в случае сопротивления, осматривал крепость и в своём уме назначил места для приступа, отложенного только до следующего дня.

Ситуация изменилась в одно мгновение. Два человека вы-шли тайно из крепости, засели на пути, между неприя-тельским станом и городом, и копьями пронзили неосто-рожного Ярослава, когда он возвращался к союзному войску. Несчастный умер в ту же ночь; а союзники, изумленные его бедствием, спешили заклю-чить мир с Великим Князем. Летописец Венгерский по-вествует, что Стефан, огорченный смертью Ярослава, клялся взять крепость или умереть, но его Воеводы не хотели ему повиноваться, сняли свои шатры и прину-дили Короля возвратиться в Венгрию.

Мономах вступился за честь не только своей внучки, но и отстоял честь всей Руси, изгнав Венгров, Богемцев и Поляков с земли русской. В ходе этих сражений Великий Князь равно как и его сыновья не теряли надежды на спасение и защищали свою землю не только силой оружия, но и силой своего великого русского духа.

Плен Володаря.

В стане Владимировых неприятелей были и Ростиславичи, до того времени усердные защитники отечества. Каким образом эти два брата, знаменитые своим благородством и великодушием, могли присоединиться ко врагам Рос-сии?

Мужественный Володарь, нагонявший ужас на соседствующих Ляхов. Не умел защищать себя от их коварства, они подослали к нему одного хитрого вельможу Петра, поступившего к нему на службу. Он вкрался в доверие к Князю Перемышльскому и притворно изъявлял свою ненависть к Болеславу. Однажды Пётр ездил с ним на охоту, и в лесу с помощью своих людей, внезапно схватив Володаря, увёз его связанного к себе в замок. Это событие произошло незадолго до осады Владимира. Брат и сын выкупили знаменитого пленника, отправив в Польшу множество золота, серебра, драгоценных камней, одежд, сосудов. Помимо этого Ростиславичи обязались жить в союзе с Болеславом и жили под Владимиром.

Кончина Владимира Мономаха.

Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скон-чался 19 мая 1125 года на 73 году своей жизни. Уже, будучи слабым и больным он поехал на место, орошенное святой кровью Бориса, и там, у церкви, им созданной на берегу Альты, предал дух свой Богу.

Дети и Вельможи привезли его тело и Киев и совершили обряд погребения в Софийском храме. Набожность была тогда весьма обыкновенною добродетелью, но Владимир отличался Христианским сердеч-ным умилением; слезы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за отечество и народ, который почитал его и любил. Владимир был очень привязан к своему отцу, которого он никогда и ни в чём не ослушался, испытывал снисхождение к слабым, милосердие, щедрость. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, написанное им самим для сыновей.

«Поучение» Владимира Мономаха.

«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным. http://www.drevne.ru/study/monom.htm


Великий Князь говорит в начале, что его дед, Ярослав, дел ему Русское имя Владимира и Христианское - Василия, а отец и мать прозвание Мономаха или Единоборца, для того ли, что Владимир действительно был по матери внук Греческого Царя Константина Мономаха, или в самой юности проявлял особен-ную воинскую доблесть? -- «Приближаясь ко гробу,-- пишет он,-- благодарю Всевышнего за умножение дней моих, Рука Его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякой, кто будет читать сие писание, наблюдайте правило, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намере-ния; но скажите только; он говорит несправедливо!

Страх Божий и любовь к человечеству есть основа-ние добродетели. Велик Господь, чудесны дела Его!» Описав в главных чертях, и по большей части словами Давида, красоту творения и добродетель Творца, Владимир продолжает:

«О дети мои! хвалите Бога! Любите также человече-ство. Не пост, не уединение, не Монашество спасет вас, по благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли, сие противно Христианству. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного, жизнь душа Христианина священна. Не призывайте всуе

имени Бога, утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оныя. Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник! Но я ответствовал: не могу забыть крестного целования, развернул Псалтирь и читал с умилением: вскую печальна еси, душе моя? Уповай на Бога, яко исповемся ему. Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие.-- Не оставляйте больных, не бойтесь видеть мертвых, так как мы все умрём. Принимайте благословение церкви. Не удаляйтесь от неё, творите добро. Не будте слишком гордыми и думайте, что; мы тленны, ныне живы, а завтра во гробе. --Бойтесь всякой лжн, пьянстпа и любострастия, так как это гибельно для тела и души.-- Почитайте, уважайте старых людей, как отцов, любите младших, как братьев. -- В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на Отроков Тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. -- На войне будьте деятельны, служите примером для Воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает внезапно, для того не слагайте с себя оружия, где может встретиться опасность, и рано садитесь на коней. -- Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду Княжеским Отрокам, а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. Всего же более чтите гостя и знаменитого и простого, и купца и Посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте, ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу.-- Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. -- Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. -- Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность -- мать пороков, берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься; в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но луч-шую: Господи помилуй! Не засыпайте никогда без зем-ного поклона, а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано и церковь воздать Богу хвалу утреннюю так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Когда озаряло их солнце, они славили Господа с радостию и говорили: просвети очи мои Христе Боже, а дал си еси свет твой красный. Потом садились думать с дружиною, или судить народ, или ездили на охоту, а и полдень спали; ибо не только чело-веку, но и дверям и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный.-- Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть Отроку: на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя, не надеялся на Посадников и Бирючей, не давал бедных н вдовиц в обиду сильным, сам надирал церковь и Бо-жественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов».-- Исчислив свои дела воин-ские, Владимир пишет далее: «Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню. Я заключил с Половцами 19 мирных договоров, взял вплел более ста лучших их Князей и выпустил из неволи, а более двух сот казнил и потопил в реках.-- Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Черни-гова, я бывал в Киеве у родителя прежде Вечерен.-- Любя охоту, мы часто ловили зверей с вашим дедом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней вдруг по нескольку. Два раза буйвол метал меня на ро-гах, олень бодал, лось топтала ногами, вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло, лютый зверь однажды бросился и низвергнул коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юнос-ти и не щадя головы своей. Но Господь хранил меня, И вы, дети мои, не боитесь счерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но являйтесь мужами во всяком случае, пос-ланном от Бога. Если Провидение определит кому уме-реть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хра-нение Божие надежнее человеческого». Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987. - С. 3-342.

К сожалению, наши древние Летописцы, рассматривая подробно воинские н церковные дела, едва упоми-нают о государственных или гражданских, которыми Владимир украсил своё правление. Он, желая доставить народу все возможные удобства, сделал на Днепре мост, сам часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю для хозяйственных распоряжений, выбрал прекрасное место на берегу реки Клязьмы, основал город, названный Владимиром Залесским, окружил его валом и построил там церковь Св. Спаса.

Владимир Мономах проявлял себя как очень набожный человек. Великий Князь с осторожностью подходил к каждой проблеме, стоящей у него на пути. Каждый человек был для него сыном, каждый старец - отцом. «Поучение» Владимира - это завещание потомкам, добрый совет мудрого человека, отражение его души, души человека, который до конца был верен своим идеалам, был верен своей Родине, своему народу. «Поучение» Мономаха - своеобразный призыв к христианам.

Заключение

За время своего правления (1113 - 1125 гг.) Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка--Ярослава, который правил на Волыни. В 1116 т. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае.

Мономах проявил себя не только как, видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его политика была направлена на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.

Много внимания он уделял строительству, развитию культуры. При нем был создан новый летописный свод, в котором были подчеркнуты все заслуги Всеволодова дома.

На закате жизни Владимир Мономах создал, свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о жизни трудной, полной опасностей, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Он писал, что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился,-- писал он,-- и не видел, праведника покинутым, ни, потомков его просящими хлеба». Орлов А.С. Владимир Мономах. АН СССР, 1946г.

Многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей расходилось с заповедями «Поучения», тем более удивительной была эта исповедь, высказанная человеком на склоне лет.

Особенно знаменит царский венец кня-зя Владимира -- шапка Мономаха. В рус-ских летописях сохранилась легенда, в ко-торой рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Византию, импера-тор добровольно выслал ему знаки царской власти. Этим он как бы передавал Руси древнейшие права Рима и Царьграда-Константинополя на власть. Ею венчали на великое княжение и царство всех русских князей и царей. Только когда царь Петр I стал императо-ром, а Россия -- империей, императоров начали короновать короной Российской им-перии.

А шапка Мономаха и по сей день хра-нится в Москве, в Оружейной палате Крем-ля и хранит память о великом князе Влади-мире.

Владимир Мономах был человеком милосердным, набожным, никогда не забывал о церкви, о Боге, но долг перед Родиной всё же стоял на первом месте.

На мой взгляд, Мономах выступил в истории Руси как первый серьёзный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрощены основы развивающегося общества.

Великий Князь на протяжении всего своего правления в решении вопросов социально значимых руководствовался здравым смыслом. Победы, одержанные Мономахом и его детьми в боях, одерживались не только силой оружия, но и силой духа великого Русского народа, сплочённого в борьбе с общим врагом. Владимир отстаивал не только свою честь и честь своих родственников, но так же и честь всех русских людей.

Владимир сумел найти в себе силы, поскольку в Киеве княжить он стал уже в 60 лет, на управление не только городом, но и раздробленной страной, которая нуждалась в помощи человека сильного, мудрого, способного направить жизнь той эпохи в «правильное русло», не дать водовороту всех жестоких событий засосать в себя жизнь на столько удивительную и прекрасную, жизни великой Русской нации.

Список литературы

1. Карамзин Н. М. История государства российского: в 6- ти книгах/ 12 авторских томах Н. М. Карамзина, по 2 тома в одной книге/ вступительная статья В.Г. Перельмутера. Книга 1/ Т. I-II/. - М.: издательство «Книжный сад», 1993. - 368 с.

2. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987. - 342 с.

3. История России: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. / А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Гиоргиева, Т. А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 520 с.

4. Сахаров А. Н., Буганов В.И. история россии с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. А.Н. Саханова. - М.: Просвещение, 1995. - 304 с. : ил., карт. - ISBN 5-09-006746-5.

5. http://www.drevne.ru/study/monom.htm

6. http://ppf.asf.ru/drl

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.