Рефераты. Внешняя политика Испании в период правления генерала Франко

ранцузские политики, которые предвидели, что Парижу за его враждебную позицию по отношению к Ф.Франко когда-нибудь придется дорого заплатить в Северной Африке, присоединились к мнению британцев. Американская палата представителей большинством голосов проголосовала за распространение плана Маршалла и на Испанию. Преемник Рузвельта, напротив, использовал свое право вето и в 1949 году воспрепятствовал присоединению Испании к НАТО, в который с самого начала входила Португалия, где правил Салазар. Четырнадцать месяцев спустя вспыхнула война в Корее. Одним из ее последствий было то, что Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1950 года аннулировала свою резолюцию от 1946 года, и высшие военные чины Объединенных Наций потребовали восстановления дипломатических отношений с Мадридом.

2 Внешнеполитическая деятельность Испании 50-х годов

В конце войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф.Франко не терял надежды на примирение с Западом.

Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенности среди американцев. Следующая встреча между Ф.Франко и Салазаром 14 апреля 1952 года в Сьюдад Родриго завершилась твердой союзнической договоренностью и была, несомненно, первым контактом Испании с одним из государств НАТО в сфере оборонной политики. Дамс Х. Г. Франсиско Франко. / Пер. с нем. Жаровой И. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -Серия «След в истории». -- С.119.

Новые сигналы были правильно восприняты вашингтонским правительством. То, что переговоры все же затянулись, зависело преимущественно от Ф.Франко, которому теперь незачем было спешить с предполагаемым договором. Решение было принято, когда генерал Дуайт Эйзенхауэр был избран президентом Соединенных Штатов. Он откомандировал своего нового посла в Ла Корунью, где находился Ф.Франко, и выполнил большую часть требований Испании.

Франко не сдавал территорию в аренду, как этого желали бы американцы. Все базы, которые предусматривались по договору, - три аэродрома, семь радиолокационных станций и склады снабжения, а также база флота в окрестностях Роты, - будучи единым объектом, оставались суверенным владением Испании. Обещанная же Вашингтоном экономическая и военная помощь в размере 85 или 191 млн. долларов оказалась менее существенной, чем надеялись в Мадриде.

В 1950 решением Генеральной Ассамблеи ООН государства-члены ООН получили возможность восстановить дипломатические отношения с Испанией. В 1953 США и Испания заключили соглашение о создании нескольких военных баз США на территории Испании. В 1955 г. Испания была принята в ООН. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из состава этой организации. 17 января 1966 г. произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик Б-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес Джозеф Н.Горз Подъем затонувших кораблей Л.: Судостроение, 1978.

После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобнавлении этого договора в 1968 г. окончились неудачей.

После смерти Сталина в 1953 году наступила оттепель. Новые кремлевские вожди казались почти любезными. Начиная с января 1955 года, испанское правительство получило возможность направить в штаб-квартиру Организации Объединенных Наций своих постоянных наблюдателей. В начале декабря великие державы приняли решение о приеме в ООН еще 16 государств в качестве полноправных членов, и среди них Испанию. За это проголосовал даже Советский Союз.

Прорыв оказался успешным, Испания преодолела свою изоляцию. Правда, ей было отказано в равноправном партнерстве в рамках НАТО. Кроме того, после заключения Римского договора между государствами Европейского экономического сообщества (ЕЭС) перед Испанией вскоре возникли те же проблемы, что и до войны. Однако прежде всего испанский народ получил передышку.

Режим Ф.Франко породил политическую пассивность подавляющего большинства испанцев. Правительство и не пыталось вовлекать широкие слои населения в политические организации. Рядовые граждане не проявляли интереса к государственным делам; большинство из них занимались поиском благоприятных возможностей для повышения уровня жизни.

Существенную поддержку режиму Ф.Франко оказала испанская католическая церковь. В 1953 году Ф.Франко заключил конкордат с Ватиканом о том, что кандидатуры высших иерархов церкви будут выбираться светской властью. Во время гражданской войны и в последующие годы церковь полностью разделяла идеи «крусады», благословляя режим и его политику репрессий, и всячески демонстрируя свои тесные узы с ним. Особое место церкви в системе франкистских институтов было закреплено подписанным с Ватиканом в 1953 г. конкордатом, предоставившим католической религии исключительные прерогативы и права «согласно божественному закону и священному каноническому праву». Однако по мере нарастания оппозиционного движения начался процесс дистанцирования церкви от режима, охвативший в 60-х годах как низшее духовенство, так и высший клир и завершившийся разрывом «обновленческого» крыла церкви с франкизмом. Это крыло не только открыто выступило с критикой политики режима, превратив, по определению испанского историка Хавьера Тусселя, «проповеди Евангелия в чисто о восстановлении демократических свобод.

С середины 50-х гг. началось Испанское экономическое чудо, выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. Довольно продолжительное время Испания занимала второе место в мире (после Японии) по темпам экономического развития. Многие министры, творцы экономического чуда, были членами католического светского ордена Opus Dei.

Визит президента Эйзенхауэра в Испанию в 1959 г. - апогей испано-американского сотрудничества.

Испания в 1959 приняла «План экономической стабилизации», ослабивший административный контроль над экономикой. Был открыт широкий доступ иностранному капиталу, песета стала свободно конвертируемой валютой. Ф.Франко бдительно следил, чтобы либерализация относилась только к сфере экономики и отвергал демократизацию политической и социальной жизни общества.

Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества. Возникший в середине 50-х годов острый конфликт властей со студенческой массой, требовавшей радикальной реформы университетского профсоюза (СЕУ), постепенно нарастая, охватили все учебные центры страны и имел большой политический резонанс как в стране, так и за ее пределами.

2.3 Усиление европейского направления во внешней политике Испании в 1960-70-з годов

Франко пытается выйти из изоляции, активизирует связи с европейскими государствами. 1960-61 - визиты глав европейских государств в Испанию. 1963 - новый договор с США (более выгодный). 1963 - торговое соглашение с Кубой. Вторая половина 1960-х - сближение с европейскими государствами, торговые связи с ФРГ.

Либерализация экономики и экономический рост в 1960-е годы сопровождались некоторыми политическими уступками. В 1966 был принят Органический закон, внесший ряд либеральных поправок к конституции. Испано-американские отношения в период президентства Дж.Кеннеди: первые противоречия. Перезаключение испано-американского договора в 1963 г.

Нарастание испано-американских противоречий в середине и второй половине 60-х гг. Расширение торговых связей Испании с Кубой. Поддержка требования Панамы о возвращении Панамского канала. Осуждение американской интервенции в Доминиканской республике. Позиция Испании в арабо-израильском конфликте. Отказ Испании осудить выход Франции из военной организации НАТО. Отказ США поддержать Испанию в англо-испанском споре о Гибралтаре. Катастрофа над Паломаресом (1966 г.) и ее последствия: ограничение деятельности американских ВВС в Испании. Отношение правящих кругов и общественности Испании к американским военным базам.

1960-1961 годы были ознаменованы серьезными волнениями среди рабочих и студенчества. Ссылаясь на «Encyclia Mater et Magister» папы Иоанна XXIII, к бастующим горнякам Астурии и революционному движению басков «Euzkadi Та Azkatasuna» (ETA) впервые примкнуло клерикальное объединение левой ориентации - «Нег-mandad Obrera de Action Catolica» (HOAC) («Трудовое братство католического действия», ТБКД). Затем заставила заговорить о себе организация Дамс Х. Г. Франсиско Франко. / Пер. с нем. Жаровой И. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -Серия «След в истории». -- С.139. «Directorio Revolucionario Iberico de Liberacion»: (DRIL) - Иберийская революционная директория освобождения» (ИРДО), организовавшая ряд покушений с применением бомб. Вооруженные республиканцы-эмигранты вновь перешли «зеленую границу» в Пиренеях.

Все это, возможно, быстро было бы предано забвению, если бы не история с «Санта Марией» и не начало войны в Анголе - два события, в результате которых мадридский режим в 1961 году предпринял дальнейшие шаги по деколонизации в пользу Испанской Гвинеи. Они также стали причиной спекуляций вокруг отставки премьер-министра Португалии Салазара, имевшей определенные последствия и дляФ.Франко. Положение казалось совершенно критическим, когда рождественским вечером 1961 года в руках Ф.Франко взорвалось охотничье ружье. Ф.Франко был ранен, потребовалась операция, и существовала опасность, что 69-летний глава государства не перенесет наркоза. Во всяком случае, сам Ф.Франко не исключал такой исход, поскольку предварительно вызвал к себе генерала Муньоса Грандеса, влиятельного члена регентского совета, а также других представителей высшего офицерства.

Несмотря на то, что Ф.Франко перенес оперативное вмешательство без каких-либо последствий, в 1962 году волнения усилились, в особенности со стороны относительно хорошо оплачиваемых рабочих северных провинций. Политики различной окраски поспешили в Мюнхен, где под руководством Хиля Роблеса и заместителя Прието обратились к странам - членам Общего рынка с призывом принять Испанию в ЕЭС лишь после того, как она осуществит демократические реформы. Кроме того, вновь начал агитационную деятельность нелегально возвратившийся на родину лидер коммунистов Хулиан Гримау, разыскиваемый как военный преступник.

Нация ощущала рост новых импульсов. Непривычные контуры новых веяний просматривались не только в том, что Мануэль Фрага Ирибарне, занимающийся вопросами информации и туризма, говорил о либерализации и ослабил цензуру. Всеобщее внимание привлекло и то, что Грегорио Лопес Браво произвел реформу министерства промышленности, а Лауреано Лопес Родо обнародовал многообещающий план развития.

К тому же оправдало себя предпринятое в 1963 году преобразование договора о военных базах между Испанией и США в договор о взаимопомощи. Выгодные кредиты были обещаны Кастиэлье также правительством генерала де Голля, которое, кроме того, выразило готовность оказать помощь в строительстве первой в Испании атомной электростанции. Стимулирующее воздействие оказало также-то обстоятельство, что Фрага Ирибарне в 1964 году сумел привлечь в страну около 17,25 млн. туристов, обеспечив этим мощный приток иностранной валюты.

В 1964 году Лопес Браво зафиксировал прирост промышленного производства, равный 140,2%, что неожиданно выводило Испанию на первое место, обогнавшую Японию (139,2%) и США (121,6%). Производство автомобилей возросло до 350 000 в год; в производстве телевизоров (74,60%), холодильников (146,91%) и стиральных машин (98,23%) наблюдался еще больший рост. Доход на душу населения за период с 1958 года увеличился более чем вдвое.

Уже в начале 1970-х годов Испанию ежегодно посещало до 27 млн. туристов, главным образом из Северной Америки и Западной Европы, в то время как сотни тысяч испанцев уезжали на заработки в другие европейские страны. Однако государства Бенилюкса выступали против участия Испании в военных и экономических союзах западноевропейских стран. Первая просьба Испании о приеме в ЕЭС была отклонена в 1964. Пока Ф.Франко оставался у власти, правительства демократических стран Западной Европы не желали устанавливать с Испанией более тесных контактов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.