Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Внешняя политика Советского государства в 20-е годы
--12 декабря 1922 г. в Москве по инициативе Кремля проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложения Советского государства о сокращении армий стран -- участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% были отвергнуты.Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. -- 24 апреля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Ведущие государства мира, прежде всего Англия и Франция, первоначально не хотели даже приглашать советскую делегацию, а когда ее, по настоянию Москвы, пригласили, то допустили только в комиссию, рассматривающую вопросы о черноморских проливах. Советское предложение о закрытии черноморских проливов для прохода военных судов всех стран, за исключением Турции, не соответствовало реальному положению вещей и соотношению сил и было отвергнуто даже Турцией. Лозаннская конвенция была составлена на основе английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Несмотря на явную невыгодность данного положения для Советского Союза, его делегация подписала конвенцию, но советское правительство отказалось ее ратифицировать.Более результативно, в соответствии с ленинской концепцией использования «межимпериалистических противоречий на международной арене», складывались для СССР двусторонние отношения. Так, в ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло 16 апреля 1922 г. произошел «прорыв империалистической блокады Советской Россией», подписан двусторонний советско-германский договор. Рапалльский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. Германия отказывалась от претензий государства и частных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализированной иностранной собственности в Советской России «при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств». Заключение этого договора было расценено в европейских столицах как попытка подорвать Версальско-Вашингтонскую международную систему, которая складывалась в послевоенном мире и основывалась на ущемлении статуса Германии после ее поражения в Первой мировой войне и на исключении большевистской России «из семьи цивилизованных народов». 12 октября 1925 г. подписывается советско-германский торговый договор и консульская конвенция, а несколько ранее достигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита в 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии. 24 апреля 1926 г. СССР и Германская Республика подписали договор о ненападении и нейтралитете. В том же 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, частично гарантированный германским правительством.Значительно сложнее складывались отношения Советской России с Великобританией. Это было вызвано, прежде всего, тем, что Великобритания была страной-победительницей и активно участвовала в создании Версальско-Вашингтонской международной системы послевоенного мира, в то время как Германия была побежденной стороной, лишенной многих международных политических прав. Несмотря на подписание в 1921 г. советско-английского торгового соглашения, отношения двух стран оставались крайне напряженными. Проявлением этого стали события мая -- июня 1923 г. 8 мая английский официальный дипломатический агент в Москве Р. М. Ходжсон вручил заместителю наркома иностранных дел М. М. Литвинову меморандум, содержащий ряд ультимативных требований (так называемый «ультиматум лорда Керзона»). Документ включал следующие пункты: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах; прекращение религиозных преследований в Советском Союзе; освобождение английских рыболовных траулеров, которые, по утверждению Москвы, вели промысел в советских территориальных водах. Английское правительство потребовало от СССР выполнения всех требований в 10-дневный срок. Советское правительство развернуло, с одной стороны, интенсивную антианглийскую пропагандистскую кампанию, а с другой -- опасаясь дальнейшей эскалации напряженности, пошло на удовлетворение основной части английских требований. Напряженность в конфликте стала уменьшаться, а окончательно он был урегулирован в июне 1923 г.2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. По предложению англичан стороны обменялись не послами, а поверенными в делах, что представляло более низкий уровень дипломатических отношений. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г. были подписаны Общий договор и договор о торговле и мореплавании. Согласно Общему договору СССР согласился частично возместить долги царского правительства в отношении английских подданных, а также начать переговоры о частичной компенсации за национализированную собственность. Великобритания, в свою очередь, признавала монополию внешней торговли СССР и обещала предоставить ему режим наибольшего благоприятствования в торговле. Но пришедший в октябре 1924 г. на смену лейбористскому консервативный кабинет не ратифицировал эти договоры и отказался продолжать переговоры с СССР.Серьезное обострение советско-английских отношений произошло в 1926 г. во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков 1 мая 1926 г. Советское правительство через профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании (с мая 1926 г. по март 1927 г. в фонд помощи поступило 16 млн. инвалютных рублей). Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. -- в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.С другими странами поддерживались более стабильные отношения. 7 февраля 1924 г. устанавливаются дипломатические отношения между Италией и СССР и подписывается советско-итальянский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются дипломатические отношения на уровне послов с Францией; в январе 1925 г. -- дипломатические и консульские отношения с Японией. 28 сентября 1926 г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавший Рижский мирный договор 1920 г.Из великих держав только США не установили в 1920-е гг. дипломатических отношений с СССР и отказались вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.3. ПОЛИТИКА СССР В ОТНОШЕНИИ АЗИАТСКИХ СТРАНСССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. Советская дипломатия полагала, что рост национального сознания в Азии и на Востоке дает мощный импульс для расшатывания «основ западного империализма», который неизбежно приведет к победе в Европе социалистической революции.Опираясь на национально-освободительное движение в Китае, возглавляемое Народной партией (Гоминьдан), и ряд патриотических движений на севере страны, СССР попытался усилить здесь свое влияние. В марте 1923 г. по просьбе лидера Гоминьдана Сунь Ятсена из СССР в Южный Китай была направлена группа военных и политических советников, которые оказали практическую помощь в создании политической и военной структуры Гоминьдана на территории, которую тот освобождал. Помогая Сунь Ятсену, а затем и Чан Кайши, сменившему последнего после его смерти в 1924 г., советское руководство надеялось превратиться в ведущую силу в новом Китае. Эту же цель преследовало и создание в 1921 г. Коммунистической партии Китая, которая предполагалась как контролирующая организация в отношении Гоминьдана.Отказ Чан Кайши от сотрудничества с СССР в 1927 г., высылка советских специалистов и начало борьбы с КПК привели к разрыву всех отношений между СССР и Гоминьданом, который в 1928 г. стал правящей партией объединенного Китая. В начале 1920-х гг. Москва налаживала отношения и с другими региональными и центральными правительствами в Китае. 31 мая 1924 г. СССР устанавливает дипломатические и консульские отношения с пекинским (центральным) правительством Китая, против которого вел войну Гоминьдан.Основной задачей советской внешней политики в Центральной Азии и на Среднем Востоке было создание надежной зоны советского влияния против западных держав, и, прежде всего Англии, на своих южных границах. Уже 16 марта 1921 г. в Москве был подписан советско-турецкий договор «о дружбе и братстве», который серьезно подкреплял режим основателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля (Ататюрка). Затем 17 декабря 1925 г. подписывается договор о дружбе и нейтралитете, а в 1927 г. и торговый договор с Турцией, благодаря которым значительно упрочились позиции СССР на Ближнем Востоке. Подобные же международные обязательства содержались в договоре о дружбе от 28 февраля 1921 г. и договоре о нейтралитете и взаимном ненападении от 31 августа 1926 г. с Афганистаном, что позволило создать благоприятные внешнеполитические условия для борьбы против вовлечения этой страны в «антисоветские комбинации». Наконец 1 октября 1927 г. был заключен договор о гарантии и нейтралитете, торговое и другие соглашения экономического характера с Персией (Ираном), а 1 ноября 1928 г. договор о дружбе и торговле с Йеменом. Все это создало надежный дипломатический барьер против экспансии Запада на южных рубежах Советского Союза.В середине 1920-х гг. СССР успешно развивал контакты с другими азиатскими странами. Так, в 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Хиджазом (ныне одна из областей Саудовской Аравии). ЗАКЛЮЧЕНИЕЗавершение гражданской войны победой большевиков и установление советской власти почти на всей территории бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией стали делать и ведущие западные страны.В начале 1920-х гг. предпринимаются осторожные и противоречивые шаги в отношении установления и развития дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада. Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. В 1922 г. произошел «прорыв империалистической блокады Советской Россией», подписан двусторонний советско-германский договор. 2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются дипломатические отношения на уровне послов с Францией.СССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. Основной задачей советской внешней политики в Центральной Азии и на Среднем Востоке было создание надежной зоны советского влияния против западных держав, и, прежде всего Англии, на своих южных границах. В целом, 1920-х гг. международное положение СССР и его влияние на мировой арене значительно возросли. Более того, в условиях мирового экономического кризиса возможность силового воздействия великих держав на политику Москвы значительно ослабла. Именно это позволяло Советскому Союзу, опираясь на идеологический лозунг построения «мировой социалистической республики», оказывать существенное влияние на активизацию мирового коммунистического движения. Для этого активно использовались открытые дипломатические каналы и проводились разведывательные операции под эгидой Коминтерна.ЛИТЕРАТУРА1. Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы. - М., 1997.2. Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991. - М., 2001.3. Зуев М. Н. Отечественная история. Книга 2: Россия в XX -- начале XXI века. -- М., 2005.4. Исаев И. А. Истории отечества. - М., 2003.5. История России. / Под ред. А. А. Радугина. - М., 2000.6. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999. 7. Рыбаков С.A, A.M. Сахаров, А.А. Преображенский, Б.И. Краснобаев История СССР. - М., 1991.8. Тютюкин С.В. Война, мир, революция. - М., 1972.
Страницы:
1
, 2
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.