Рефераты. Внешняя политика СССР после Второй мировой войны

p align="left">Столкновения на Даманском продолжались около двух месяцев. Китайцы несли тяжелые потери, продолжали самоубийственные атаки. Опасаясь чрезмерных жертв и еще большего разрастания конфликта, советские лидеры решили вывести войска с Дамасского. Остров перешел под контроль Китая. Китайцы засыпали протоку, отделявшую Даманский от остальной территории, превратив остров в полуостров.

Вооруженные провокации и столкновении на советско-китайской границе продолжались в течение всех 70-х годов. Окончательно же Даманский перешел к Китаю по заключенному в мае 1991 года советско-китайскому «Соглашению по восточному участку границы».

9. Разрядка

К концу 60-х годов СССР, наконец, достиг ядерного паритета с США. Ядерных вооружений было накоплено столько, что можно было взорвать несколько планет, как Земля. Общественное мнение на Западе выражало все большую тревогу и требовало от правительств прекратить безумную ядерную гонку.

Затяжная и безнадежная война во Вьетнаме оттолкнула многих американцев от идеи активного противостояния коммунизму. В США набирали силу антивоенные движения, требовавшие от правительства снижения расходов и чисто оборонительной внешней политики. Идеи ненасилия в конце 1960-х годов пользовались особой популярностью. Именно га это время пришелся расцвет молодежного движения хиппи, одним из важнейших лозунгов которого был: «Make love, not war!» («Занимайтесь любовью, а не войной!»).

Стремясь использовать эти настроения, советское руководство провозгласило политику разрядки международной напряженности. В отношениях между соперничающими сверхдержавами началось обнадеживающее потепление. Были продолжены начатые еще при Хрущеве переговоры об ограничении гонки ядерных вооружений. В 1972 году в Москву впервые приехал с официальным визитом президент США Ричард Никсон, и были подписаны договоры об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Контакты и переговоры между лидерами сверхдержав продолжались и дальше.

Однако в целом переговоры об ограничении гонки вооружений в 70-х годы не увенчались большим успехом. Главным камнем преткновения оставался вопрос о контроле за выполнением соглашений - советская сторона категорически отказывалась допускать на свои военные объекты иностранных контролеров, а верить СССР на слово американцы не собирались.

Более существенные сдвиги были достигнуты в урегулировании проблем, остававшихся со времен Второй мировой войны. Мир в Европе стал прочнее после согласия ФРГ признать проведенные после войны границы окончательными (1970 г.) и установить дипломатические отношения со всеми странами Восточного блока, включая ГДР (1970-1973 гг.).

В 1975 году в Хельсинки состоялось совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое окончательно закрепило взаимный отказ его участников от территориальных претензий - фактически был наконец подписан общий послевоенный мирный договор. Руководители всех европейских государств, а также США и Канады, подписали заключительный акт, в котором были сформулированы основные принципы международных отношений: взаимное уважение суверенитета, нерушимость границ и территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела друг друга, неприменение силы и мирное урегулирование споров. ССР наряду с остальными подписавшими заключительный акт государствами обязался уважать права и свободы человека и основные гражданские свободы. Однако советские лидеры по-прежнему считали, что военная мощь государства избавляет их от необходимости строго соблюдать взятые на себя обязательства.

Под прикрытием шумно рекламируемых мирных инициатив СССР продолжал поддерживать антизападные силы. При этом не гнушались снабжать деньгами, советниками и оружием режимы с весьма сомнительной репутацией, слывшие оплотами международного терроризма (Садам Хусейн в Ираке, Муамар Каддафи в Ливии). В «друзьях СССР» побывали такие одиозные личности, как центральноафриканский император-людоед Бокасса и кровавый эфиопский диктатор Менгисту Хайле Мариам. Материальную помощь получали и «братские социалистические страны» (две трети ее приходилось на долю Кубы), и компартии в странах Запада, многие из которых без советских денег были бы просто нежизнеспособны. Итог этой политики «поддержки всех прогрессивных сил» - 100 млрд. долларов зарубежной задолженности перед СССР (для России надежды когда-то получить эти деньги назад практически нет).

10. Плоды разрядки и ее конец

Некоторое потепление отношений со странами Запада дало возможность существенно расширить торговлю с ними. В 1971-1976 годах объем торговли с США вырос в 8 тысяч раз. Быстро развивались отношения и с западноевропейскими странами. Эти торговые связи были для СССР очень важны, так как давали доступ к передовым промышленным технологиям. Кроме того, с каждым годом росли объемы зернового импорта, без которого страна уже не могла обходиться.

Однако советское руководство и не думало снижать военные расходы. К концу 70-х годов СССР достиг некоторого превосходства над США в ядерных вооружениях (по ракетам средней дальности - примерно в два раза). «Миролюбивой» внешней политике на этом пришел конец.

В 1979 году советские спецслужбы совершили в Афганистане государственный переворот, а затем «по просьбе» ввезенного ими марионеточного правительства в страну ввели советские войска. Подобных внешнеполитических акций не проводилось со сталинских времен, и столь грубое нарушение норм международного права похоронило разрядку. Конгресс США отказался утвердить подписанный незадолго до этого договор об ограничении стратегических ядерных вооружений, а на очередных президентских выборах в 1981 году американцы отдали свои голоса стороннику жесткой по отношении. К СССР политики Рональду Рейгану.

Вдоль всей западной границы СССР, а также на территории ГДР и Чехословакии были размещены советские ядерные ракеты СС-20, нацеленные на страны Западной Европы. В ответ на это в Европе появились аналогичные американские ракеты, нацеленные на СССР. Рейган наложил эмбарго на продажу зерна и высоких технологий в СССР, конгресс США дал добро на новые дорогостоящие военные программы. Начался новый виток гонки вооружений. Возможности СССР в этой гонке ограничивались только плачевным состоянием советской экономики.

В 1983 году был сбит южнокорейский авиалайнер, ненароком пересекший границу СССР. В результате погибло более 200 человек, причем в лайнер попала ракета тогда, когда он покинул территорию Союза. Мир был в шоке. Рональд Рейган публично назвал СССР «империей зла».

10. Афганская война (12.12. 1979 - 15. 02.1989)

После Второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество с СССР было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего короля Закир Шаха Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 года воинские части, верные прокоммунистической Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), свергли и убили Дауда. Переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжающейся в Афганистане и в конце 90-х. Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказа предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируются.

НДПА представляла собой малочисленную партию интеллигенции. К тому же она была расколота на две враждовавшие фракции «Хальк» («Народ») и «Парчам «(«Знамя»). Ставший президентом лидер «Халька» поэт Нур Мухаммед Тараки начал в стране интенсивные преобразования.

Была провозглашена кампания по ликвидации неграмотности, аграрная реформа, коллективизация. Женщины смогли снять чадру. Все эти изменения вызвали недовольство мусульманского духовенства и знати. Афганское общество, за исключением тонкой прослойки горожан, оставалось по сути феодальным и не было готово к радикальным преобразованиям. Среди основного населения - пуштунов - еще сохранялась родо-племенная структура и особенно влиятельны были вожди племен.

Новая власть объявила ислам религией, отражающей интересы «эксплуататорских классов», развернула террор против духовенства. Пуштунские племена пытались разоружить (традиционно все пуштуны носили оружие), а племенную верхушку лишить власти и даже уничтожить. Крестьяне отказались от предоставляемых земельных наделов, так как не имели средств их обрабатывать, а государство не в состоянии было эти средства предоставить. Уже с лета 1978 года вооруженное сопротивление новой власти стали оказывать сторонники исламского фундаментализма, воевавшие еще против Дауда. К ним присоединились ополчения пуштунских племен. Обострились отношения Тараки и с парчамистами, многие из которых были казнены. Администрация Тараки, несмотря на террор, все больше теряла контроль над страной. В связи с неудачами испортились отношения президента и со вторым человеком во фракции «Хальк» премьер-министром Хафизуллой Амином пользовавшимся влиянием в армии. Амин был более решительным руководителем, но Москва сделала ставку на Тараки и посоветовала ему устранить соперника.

В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану. В соседнем Пакистане жили родственные афганцам племена пуштунов и белуджей, и руководители НДПА предъявляли территориальные претензии к соседу, рассчитывая при поддержке СССР занять большую часть пакистанской территории. 8 сентября 1978 года в президентском дворце охрана Тараки попыталась убить Амина, но погиб только его телохранитель. Амин поднял верные ему части кабульского гарнизона и сместил Тараки. Вскоре незадачливого президента задушили. Амин усилил террор, но власть это не укрепило. Тогда советское руководство решило его убрать. Внешне же все было нормально: Брежнев, как обычно, поздравил Амина с «избранием на руководящий пост».

И Тараки, и Амин неоднократно обращались к СССР с просьбой направить в Афганистан войска. Речь шла о небольших подразделениях, призванных, в частности, обеспечить охрану руководителей и помочь вести операции против повстанцев-моджахедов. В Кремле решили иначе. 12 декабря 1979 г. Политбюро одобрило устранение Амина и последующий ввод советских войск в Афганистан. Агенты КГБ подсыпали Амину яд в пищу. Ничего не подозревавший советский врач вытащил диктатора буквально с того света. Тогда в дело пошла специальная группа КГБ «Альфа». Ее бойцы вместе со спецназом Главного разведывательного управления прибыли в афганскую столицу якобы для охраны Амина.

В ночь на 27 декабря 1979 года они взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула, уничтожив Амина вместе с семьей, приближенными и несколькими десятками солдат охраны. Позднее ТАСС объявит, что диктатора убили «здоровые силы афганской революции».

На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. В их обозе вернулся на родину новый лидер фракции «Парчам» Бабрак Кармаль. Ввод войск оправдывался некоей 2 внешней агрессией против Афганистана» и настоятельными просьбами «законных афганских властей». С законностью, правда, вышла неувязка. Ведь до советского вторжения «законной властью» был Амин. Его, однако, посмертно объявили агентом ЦРУ, а правительство - «кровавой кликой». Советская пропаганда так и не смогла внятно разъяснить мировой общественности, кто же именно пригласил наш ограниченный контингент, численность которого временами достигала 120 тыс. человек. Зато в СССР распускались слухи, будто советские солдаты лишь на несколько часов опередили американский десант, который должен был высадится в Кабуле и (хотя на тысячу миль от Афганистана не было ни войск, ни базы США). В связи с вводом частей Советской Армии в Афганистан в Москве ходил такой анекдот. «Как теперь следует называть татаро-монгольское иго?» - «Ввод ограниченного контингента татаро-монгольских войск на Русь для защиты от литовской угрозы».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.