Рефераты. Внешняя политики России в XIX веке

словия Сан-Стефанского мира вызвали энергичные протесты Англии и Австрии, которые заняли в отношении России угрожающую позицию. Император Александр согласился принять посредничество германского канцлера Бисмарка и пересмотреть условия Сан-Стефанского мира на конгрессе в Берлине (в 1878 г), который существенно изменил условия Сан-Стефанского договора: территориальные приобретения Сербии и Черногории были сокращены; территория предполагавшегося Болгарского княжества была разделена на три части: вассальное княжество Болгария было ограничено областью между Дунаем и Балканами; область к югу от Балканского хребта образовала автономную провинцию Восточную Румелию (она соединилась с Болгарией "явочным порядком" в 1885 г); Македония была возвращена Турции; Австро-Венгрии было предоставлено "временно" оккупировать Боснию и Герцеговину для устройства в них нормального управления; Англия получила остров Кипр.

Уступки, сделанные русской дипломатией на Берлинском конгрессе, вызвали большое недовольство и разочарование и в русском обществе и среди балканских народов и ослабили авторитет русского правительства дома и за границей.

2.4 Внешняя политика России конца века

Внешняя политика императора Александра III первоначально удерживалась на линии традиционной дружбы с Германией. Между тем Германия искала себе других союзников: в 1879 г. она заключила союз с Австро-Венгрией, а в 1882 году был заключен "тройственный союз" этих двух держав с Италией. Однако в то же время в 1881 г. был заключен (и в 1884 г. возобновлен натри года)"союз трех императоров" - русского, германского и австрийского. В 1887 г. союз трех императоров не был возобновлен, но между Россией и Германией был заключен (на три года) секретный "договор о перестраховке", по которому обе стороны обещали друг другу нейтралитет в случае нападения на одну из них третьей страны; но этот договор не был возобновлен в 1890 г. В Германии в 1888 г. вступил на престол воинственный император Вильгельм II, старый канцлер Бисмарк, проводивший политику дружбы с Россией, вышел в отставку, и между новым германским правительством и Александром III произошло явное охлаждение. Дипломатическое положение России на Балканах также было в это время незавидным. Румыния, недовольная уступкой в 1878 г. Бессарабии в пользу России, находилась в союзе с Австрией и Германией; Сербия и Болгария также находились под влиянием Австрии; с Болгарией (точнее, с князем болгарским Фердинандом Кобургским) Александр III порвал дипломатические отношения. При таких условиях понятно, что в 1889 г. Александр III провозгласил свой известный тост за "единственного верного друга России, князя Николая Черногорского"... Конечно, черногорская дружба была для России недостаточной гарантией европейского равновесия против преобладания двух немецких держав, и потому политика Александра III естественно склонилась в сторону сближения с Францией, с которой в 1892 г. был заключен тайный оборонительный союз, дополненный военной конвенцией; в 1895 г. сообщение о заключении франко-русского союза было опубликовано.

Император Николай II сохранял союз с Францией как главную основу своей европейской политики. В 1895 - 96 г. состоялось примирение русского царя с Болгарией. Политическое положение в Европе, при наличии двух противостоящих один другому союзов, становилось напряженным, и обе стороны "на всякий случай" усиленно вооружались. В 1898 г. правительство Николая II решило сделать попытку "положить предел непрерывным вооружениям" и с этой целью предложило созвать международную конференцию для обсуждения вопроса о разоружении. Конференция состоялась в Гааге в 1899 г.; она не остановила вооружений, но приняла ряд постановлений в целях сделать войну менее жестокой и разрушительной; в частности были приняты декларации о запрещении бомбардировок населенных мест с воздушных шаров (управляемых аэропланов тогда еще не было) и о запрещении употребления удушливых газов и разрывных пуль. Решено было учредить в Гааге международный суд для мирного разрешения международных споров и конфликтов (в 1907 году была созвана вторая гаагская конференция).

В 90-х гг. XIX в. внимание всех европейских правительств было привлечено событиями на Дальнем Востоке. В 1894-95 гг. между Китаем и Японией происходила война, закончившаяся успешно для Японии; Китай обязался уступить Японии о. Формозу и Ляодунский (Квантунский) полуостров (с Порт-Артуром), однако по требованию России, Германии и Франции Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю.

В 1896 г. с Китаем был заключен договор о дружбе, причем Россия получила разрешение провести Сибирскую железную дорогу к Владивостоку через Северную Маньчжурию (что значительно сокращало ее протяжение и уменьшало стоимость постройки). Официально концессия на проведение дороги была дана якобы частному обществу "Китайской Восточной железной дороги", в действительности все дело вело русское министерство финансов с С.Ю. Витте во главе.

В 1897 г. в китайской провинции Шандунь, близ Киао-Чао, были убиты китайцами два не. мецких миссионера, после чего Германия заняла Киао-Чао. Немецкий захват послужил сигналом для других: в декабре 1897 г. Россия заняла Порт-Артур и Талиенван на Квантунском полуострове (что, конечно, вызвало возмущение в Японии, у которой Порт-Артур был отобран под предлогом сохранения "территориальной неприкосновенности Китая"); Англия заняла Вей-Хай-Вей, Франция - Кванджу. Весною 1898 г. Россия заключила с Китаем договор, по которому порты Артур и Талиенван были уступлены на 25 лет в "аренду" России, и ей было предоставлено право провести железнодорожную линию через Южную Маньчжурию для соединения этих портов с Великой Сибирской магистралью.

Заключение

Таким образом, основные направления внешней политики России первой половины XIX в. определились еще в XVIII в., когда она стала складываться как огромная евразийская империя.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1849 г. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах.

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVHI в. Черноморского побережья и в первую очередь с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя. На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь царское правительство старалось расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи со вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в. добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало предпринимать практические шаги для проникновения в Среднюю Азию.

Основные направления внешней политики во второй половине XIX века складывались следующим образом. На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и к восстановлению своего международного престижа.

Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Русское правительство выдвинуло и осуществило программу присоединения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.

В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы XIX в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных независимых государств. В этом процессе Россия участвовала дипломатическими, политическими и военными методами.

Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный характер. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-германо-французского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке.

По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при поддержке правительства начали быстро осваивать эти благодатные земли. Там вскоре возник ряд городов - Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др.

Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. Петербургский русско-японский договор признал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в. продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях.

Продолжая традицию первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабовладельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в международных делах. В 1867 г. Россия уступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов Северо-Американским Соединенным Штатам пустынную северо-западную часть американского материка - полуостров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят такой суммы. В целом же отношения России с США еще не играли определяющей роли в международных делах.

Список литературы

1. История внешней политики России. Первая половина XIX века. - М., 1985.

2. История России. XIX век: В 2 частях / Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001. - Ч.1-2.

3. Итоги и задачи изучения внешней политики России. Советская историография. - М., 1981.

4. Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX века. - М., 1993.

5. Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX век. - М., 1995.

6. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2002.

7. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник. - М., 1992.

8. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

9. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991.

10. Российские самодержцы.1801-1917. - М., 1993.

11. Троицкий Н. А.1812. Великий год России. - М., 1988.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.