Рефераты. Внутренняя политика Средней Азии и Казахстана в XVI веке

p align="left">Кроме крестьян, занятых обработкой земли ходжи Саада, эту работу выполняли и рабы, однако точное их количество неизвестно, как неизвестно и то, обрабатывали ли рабы поместье шейха или же сидели на мелких участках, где контроль за ними носил чисто формальный характер. Во всяком случае, количество зерна, собиравшегося с полей Саада, было чрезвычайно велико. Источники указывают, среди прочих, четыре места в Бухарском вилайете, где были расположены амбары ходжи -- Джуйбар, Саррафан, Паи-минар и Сумитан, однако наибольшее количество амбаров находилось в районе Балха, где располагались обширные пахотные земли ходжи, оставшиеся ему в наследство от матери. В амбарах (весьма обширных по объему) хранилась пшеница, а также другие зерновые культуры. Кроме амбаров, зерно иногда хранилось в ямах, что позволял сухой среднеазиатский климат, причем общее количество зерна, получаемое ходжой Саадом, свидетельствует о том, что зерном платилась и рента, взимаемая в пользу ходжи с крестьян. Существует предположение, что иногда часть налога выплачивалась деньгами, но это явление не имело массового характера.

Будучи крупным землевладельцем и духовным лидером, ходжа Саад в силу своего положения (и, надо думать, характера) вел обширную благотворительную деятельность. Он постоянно ссужал зерно малоимущим соотечественникам, по его приказу ежедневно выпекалось определенное количество хлеба для раздачи его бедным и студентам, он вел различных городах интенсивное строительство. Наряду с мечетями, больницами, школами и т. д. в Бухаре, Балхе, Карши, Чарджуе, Мерве появились выстроенные по его указу хозяйственные сооружения -- караван-сараи, рынки, ремесленные мастерские, торговые ряды со складами, водяные мельницы, бани и прочие постройки подобного рода. Мастерские не только строились, но и покупались. Сохранился документ, в котором из специальных мастерских, покупаемых Саадом, упоминаются токарные, прядильные, красильные, мастерские, где разматываются шелковые коконы, а также мастерские чесальщиков хлопка, мельницы-толчеи и другие, причем в том случае, когда мастерская находилась на вакуфной земле, земля, на которой стояла мастерская, не продавалась.

Кроме земледелия и торговли предметами, производившимися в городских мастерских, изрядную долю доходов Сааду приносило животноводство. Ходжа держал в степях примерно 25 тыс. голов баранов, около 1000 верблюдов и 1500 лошадей. Лучшие лошади содержались в конюшнях, в специальных помещениях -- высоко ценившиеся охотничьи птицы. Ежегодный доход религиозного руководителя Бухары с недвижимости и скота составлял 1 млн. 600 тыс. теньге, что приравнивалось в то время к сумме государственных доходов со всего Самарканда. Во главе управления всем хозяйством ходжи стоял мулла Баба-кули, сам не относящийся к категории бедных людей хотя бы потому, что имел, кроме земли, еще и 130 собственных рабов. Финансовыми делами ведал специальный сотрудник, имевший титул визиря, а звали его мулла Махмуд. Центральное управление Саада, занимавшееся преимущественно сбором налогов, состояло из четырех отделов, во главе которых стояли особые начальники. Начальникам подчинялись секретари, а в общей канцелярии трудилось 40 писцов. В каждом районе имелся свой налоговый участок, где постоянно находилось 72 сборщика налогов, взаимодействующих с управляющими отдельных имений. В аппарат центрального управления входило еще несколько человек: чиновник, ведавший расходами имения, глава сборщиков налогов с кочевников, два заведующих конюшнями (старший и младший) и столько же стольников. Кроме этих людей, в штат ходжи Саада входили казии (духовные судьи), причем один из них проживал на землях патрона в Балхе, другой осуществлял свои функции в районе Карши, а третий был муфтием в Термезском саркарстве.

Были еще отдельные чиновники, руководившие частями охотничьего хозяйства Саада, занимавшего в его интересах не последнее место. Во главе егерей и всех охотников стоял главный сокольничий, которому подчинялись начальники охоты, а тем, в свою очередь, -- обширный штат людей низкого звания, принимавших участие в любимом развлечении среднеазиатских князей -- соколиной охоте.

Умер ходжа Саад 23 октября 1589 года и по примеру своего отца передал заранее хозяйство старшему сыну, который стал следующим в династии джуйбарских шейхов и приумножил доставшееся в наследство богатство. Характерно, что, распределив имущество между наследниками (причем всем, кроме старшего сына, досталась лишь небольшая часть имущества), ходжа Саад запретил обоим старшим сыновьям идти на военную службу. Запрет этот был крайне дальновидным: в условиях постоянных междоусобиц представители потерпевшей поражение стороны разорялись победителями дотла, нейтралитет же защищал хозяйство и имущество от случайностей, хотя и не позволял рассчитывать на военную добычу.

Если кочевники, свободно передвигавшиеся по среднеазиатским степям целыми сообществами (улусами), занимались, по преимуществу, скотоводством, то основным занятием оседлого населения Средней Азии было в XVI --XVII веках поливное земледелие. Надо сказать, что это делало как крестьян, так и землевладельцев особенно уязвимыми для вражеских нападений: стоило в ходе боевых действий разрушить оросительную систему, как сельское хозяйство немедленно приходило в упадок. Освоение новых земель и эксплуатация уже распаханных требовали постоянной прокладки или очистки существующих оросительных каналов, а это влекло за собой большой дополнительный труд, поскольку разливы двух крупных рек Средней Азии -- Амударьи и Сырдарьи -- приносили с собой много ила, немедленно засорявшего оросительные системы.

На возделанных землях крестьяне выращивали пшеницу, урожаи которой позволяли вести в регионе обширную хлебную торговлю, а также ячмень, рис, хлопок, кукурузу, просо, мак (опиумный) и другие культуры. В Средней Азии производилось большое количество шелка, основой которого являлось местное сырье, а также выращивались овощи и фрукты, для чего жители возделывали огороды и сажали фруктовые сады. Сушеные фрукты являлись одним из предметов экспорта из региона. Доставляли их не только в соседние страны, но и в Россию и в Европу. В степи, где жили кочевники, преобладало скотоводство, по мере истощения пастбищ скот просто перегоняли на новые места. Основными видами были двугорбый верблюд, курдючная овца, рогатый скот, лошади. Особенно ценились туркменские породы лошадей, целые табуны которых перегонялись на продажу в Иран, к китайской границе и через кабульские конные рынки в Индию а также в другие места.

2. Ремесло и торговля

Постепенное (хотя на начальном этапе далеко не всегда мирное) сближение кочевников и городского оседлого населения содействовало развитию производства, поскольку, с одной стороны, в среде кочевников увеличился спрос на производимые в городах предметы, а с другой -- ряды ремесленников пополнялись за счет перешедших к оседлому образу жизни бывших скотоводов. Более интенсивное производство, в свою очередь, способствовало расширению торговли, появлению в городах все более заметной прослойки обеспеченных людей, увеличению в XVI веке количества городов. Особенно заметными эти явления стали во второй половине XVI века, когда городское строительство принимает невиданные ранее масштабы. Строятся дворцы, мечети и медресе, а также бани, мосты и водохранилища, разбиваются парки. В частности, в Бухаре в это время возводятся два медресе, известные под названиями «Медресе Абдуллы-хана» и «Медресе матери хана», причем оба сооружения сохранились до наших дней и позволяют судить о довольно высоком уровне строительной техники, что было вполне естественно: Бухара в это время была политической и культурной столицей Мавераннахра и представляла собой процветающий торгово-ремесленный центр.

Помимо обустройства караван-сараев и рынков, что делалось окончательно перебравшимися в города (в отличие от предыдущего поколения, предпочитавшего вести полукочевой образ жизни на подвластных им территориях) правителями Бухарского и Хивинского ханств для стимулирования более интенсивной торговли, особое внимание обращалось на устройство караванных дорог, связывающих между собой города. Иногда через реки сооружались мосты за счет правителя, вдоль дорог возникали постоялые дворы, сооружались колодцы или специальные бассейны для сохранения воды, необходимой торговым караванам. По дорогам было удобнее перебрасывать воинские контингенты и осуществлять почтовую связь, появившуюся в этот период.

Экономические успехи породили спрос на книги, который рос по мере увеличения количества образованных людей. В XVI веке среднеазиатские книги распространялись только в виде рукописей, причем обычно они снабжались иллюстрациями в виде миниатюр. В первой половине XVI века образовалась особая бухарская школа миниатюристов, наиболее известными мастерами которой были Шейх-заде Махмуд, прозванный Музаххибом, т. е. позолотчиком, и его ученик Абдулла Ага-Риза родом из Исфахана.

Рост торговых операций и новые возможности в сбыте товаров стимулировали развитие ремесла и проникновение среднеазиатских изделий в Индию, Иран, Сибирь и Поволжье. Известно, что в Казани в это время существовала среднеазиатская купеческая колония, а со второй половины XVI века систематическими стали и торговые отношения с Московским государством. В 1588 году Бухару посетил эмиссар английской «Московской компании» Дженкинсон, имевший целью разведку возможных торговых путей на восток в интересах английской короны. Одновременно Дженкинсон представлял в Бухаре и Ивана Грозного, от которого имел официальную грамоту. В Москву он вернулся вместе с послами от Бухары, Балха и Ургенча. Известно также, что правитель Бухары хан Абдулла несколько раз направлял в Москву посольства, выясняя возможности для своих купцов вести дела на территории Русского государства. В документах времени хана Абдуллы Москва фигурирует впервые и характеризуется как «столица франкских султанов». Если из Средней Азии в Московское государство и в Европу доставляли товары восточного происхождения, то назад шли меха, моржовые клыки мед и воск, обработанные кожи, металлические изделия, деревянная посуда, сукна, бархат, зеркала и контрабандное оружие, причем после нескольких денежных реформ, проведенных бухарскими ханами на протяжении XVI века, за товары расплачивались серебряными деньгами, при мелких покупках заменяемыми медными монетами.

Денежные реформы имели весьма важное значение для укрепления среднеазиатской экономики, разоренной непрерывными войнами, что, в свою очередь, вело к разорению, как бедных слоев общества, так и представителей имущих классов, не имевших возможности в условиях экономического хаоса приумножать имеющиеся в их распоряжении богатства. В 1507--1509 годах правитель большей части Средней Азии и Хорасана Шейбани-хан провел первую денежную реформу, выпустив взамен разнообразных денег, имевших хождение на подвластных ему территориях, единую полновесную серебряную монету, что сразу помогло упорядочить торговые операции и взыскание налога. Однако вспыхнувшая после гибели Шейбани-хана междоусобица помешала государству долго пользоваться результатами реформы и вновь привела к кризису в механизме денежного обращения. Дело в том, что политическая нестабильность стала вынуждать жителей региона прятать серебро, в результате серебряные монеты почти вышли из обращения, цены же в медных деньгах непомерно взлетели, причем инфляция усугублялась еще и тем, что все борющиеся стороны для оплаты собственных расходов бесконтрольно чеканили медные монеты все более уменьшенного веса.

После того как к власти окончательно пришел второй из шейбанидов -- Кучкунчи-хан, он также провел реформу, причем оставил за собой право произвольно определять цену серебра, что позволило ему получать крупные доходы, играя на им же самим организованном повышении и понижении курса. Разумеется, вскоре среднеазиатская экономика оказалась в кризисе, еще более глубоком, чем предыдущий. Главным результатом произвольного определения цены на серебряные монеты стал прогрессирующий дефицит серебра. Его снова начали прятать, либо же вывозить из страны в Индию и другие государства. Справиться с ситуацией, вызванной дефицитом серебра, удалось хану Абдулле (1583--1588), который начал собирать добываемое серебро в специальные хранилища и вновь чеканить из него твердую монету.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.