Рефераты. Внутренняя политика Турции

торая попытка Турции войти в мировое хозяйство и принять участие в экономическом буме была начата в 1970 году. Однако в результате девальвации лиры (традиционного монетарного мероприятия) желательный результат достигнутый не был. Снова состоялось замедление экономического развития вследствие сокращения государственных инвестиций в экономику, вызванных обострением проблемы платежного баланса. Турецкое правительство снова возвратилось к курсу протекционизма, стремясь для смягчения проблемы торгового и платежного баланса проводить „импортозамещающую” политику развития промышленности. Озал Т. Турция в Европе // Простор. - 1993. - №1. - С. 175.

1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

Начало политики экономической стабилизации и либерализации экономики Турции датируется 24 января 1980 года. Приход к власти военных сопровождался четким курсом на создание системы свободной рыночной экономики. В разработке этого курса активное участие принимал будущий президент страны Тургут Озал, в то время -- заместитель премьер-министра.

Первый год либерализации был отмечен довольно сложным экономическим положением. Инфляция превысила оценку 107%, валовой национальный продукт (ВНП) сократился более чем на 1%. Турция стояла на гране гиперинфляции в соединении с падением производства. Было решено обратиться за помощью к международным экономическим организациям. В июне 1980 года Международный валютный фонд утвердил решение относительно поддержке политики либерализации турецкой экономики.

Первым шагом в направлении либерализации постоянная девальвация турецкой лиры - единовременно лишь на 33%. На протяжении 80-90 - х годов - курс лиры снижался постепенно приблизительно на 10-15% в год. Резкому снижению валютного курса противостояли соображения значительной зависимости экономического роста от притока импортных инвестиционных товаров. Двойной курс турецкой лиры сохранялся не только в первые годы либерализации, он существует и сейчас.

Ослабление государственного контроля над ценами происходило, во-первых, в форме сокращения списка „базовых товаров”, цены на которые устанавливаются административно. Во-вторых, было полностью либерализовано ценообразование частного сектора. В-третьих, в практику формирования цен государственного сектора был введен принцип декларации: компании сообщали Министерству промышленности и технологии о цене на свои товары и, если возражений не вытекало, цены считались утвержденными. Начали сокращаться дотационные закупки сельскохозяйственных продуктов. Решительным шагом со стороны правительства было прекращение поставок государственным предприятиям нефтепродуктов по льготным тарифам. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 46.

Важной составной частью либерализационных мероприятий 80 - 90 - х годов стало свободное формирование банковского процента. Этот шаг вызвал увеличение банковских депозитов более чем в 2,5 раза за год, снижение скорости обращения денег и нейтрализацию ажиотажного спроса, которое существенным образом уменьшило потенциал инфляции. Составными частями либерализации банковской сферы были: децентрализация режима хранения и операций с валютными резервами, создание межбанковского денежного рынка, поощрение купли-продажи государственных и частных ценных бумаг. Одновременная либерализация товарного и денежного рынков должна была, кроме других целей, привлечь в банки и производство „теневой капитал”, частица которого, по ряду оценок, представляла до 40% всего турецкого капитала.

Тем временем результаты первого лет либерализации оказались немного неожиданными для ортодоксальных неолибералов и антиэтатистов как в Турции, так и за ее пределами. Прогнозируемого расцвета мелкого и среднего частного предпринимательства не состоялось через отток массы относительно небольших капиталов у банки. Привлечение значительного объема депозитов, во время отсутствия прибыльных вариантов инвестирования в Турции, создало основу активного экспорта капитала. Отток капиталов со сферы производства в банки и за рубеж привели к относительному торможению производства. Одновременно укрепились экономические позиции большинства государственных компаний: после освобождения цен они превратились из убыточных в процветающие. Эта тенденция сохранилась и в следующие годы. В дальнейшем стабилизационная политика турецкого правительства опиралась в значительной мере именно на большие компании, в том числе государственные.

Процесс либерализации финансового рынка был прерван скандалом с банковскими конторами. В 80-х годах новые самостоятельные кредитные учреждения привлекли как депозиты 50-75 млрд. турецких лир благодаря не только высоким процентам, но и поддержке и рекламе со стороны правительства, в том числе лично Т. Озала. Но „масштабна частная инициатива” оказалась аферой, которая довольно усложнила процесс создания современного денежного рынка в Турции, так как доверие публики к частным кредитным учреждениям оказалось подорванной. Скандал имел настолько широкий резонанс, что Т. Озал оставил пост заместителя премьер-министра. Правительство было вынуждено взять на себя обязательства компенсировать часть ущерба вкладчиков банкирских контор. Это привело к росту дефицита консолидированного бюджета.

Для предотвращения подобных скандалов в дальнейшем государство обратилось к жесткости условий формирования и функционирование банковского капитала. Во-первых, была поднята планка минимального размера капитала, который регистрируется. Во-вторых, объем кредитов был 20-ограниченный кратной величиной уставного капитала, а для отдельного клиента - 10% капитала. В-третьих, в ряде случаев промышленным компаниям было предоставлено право контроля над деятельностью банков. И, в конце концов, центральный банк установил фиксированную ставку процента по депозитам, индексированную относительно инфляции. Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. - 1994. - № 2. - С. 25.

В первые годы либерализации так и не была решена проблема сбалансированности государственного бюджета. Состояние налоговой системы Турции характеризовалось противоречием высоких налоговых ставок и низких доходов от налогов. В дальнейшем состоялось дальнейшее увеличение обложения личных доходов. Состояние же налоговой системы влияет на развитие экономики Турции: при значительном числе государственных предприятий и связанных с ними статей затрат бюджета доходы от их деятельности составляют лишь 10% бюджетных поступлений, в то время как частица налогов и сборов -- 80 процентов. Поэтому неудовлетворительное состояние налоговой сферы увеличивало проблемы бюджетного дефицита и инфляции. Главной частью антиинфляционной политики были сокращение государственного спроса и снижение бюджетного перераспределения национального дохода. Прекратилось падение реальной заработной платы в промышленности. Сокращение инфляции удалось провести одновременно с прекращением падения темпов роста ВНП, хотя и при незначительному его увеличении. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 48.

Значительным событием в развитии рыночной экономики стало принятие в 1982 году новой конституции Турецкой Республики, где утверждался принцип неприкосновенности частной собственности, указывалось, что деятельность государственных предприятий не должна разрушать рыночную модель, которая базируется на частном предпринимательстве. Из конституции было смещено вспоминание об „социальном государстве”, как модель турецкого развития называлась „смешанная экономика”.

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

С приходом к власти законно избранного правительства во главе с Т. Озалом политика либерализации турецкой экономики вступила в новую фазу: лозунг „смешанной экономики” был отброшен как половинчатый и провозглашенный идеал свободного рыночного развития.

Был принят пакет законов, которые определили дальнейший курс реформирования. Важное место принадлежало закону о поощрении сбережений, которые предусматривает приватизацию государственных компаний путем акционирования. Он также предоставлял право частным компаниям арендовать государственные предприятия. Карицкий А. Турецкие зарисовки //Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 1. - С. 41.

Расширение деятельности частного сектора турецкой экономики приобретало специфические формы. Широкое распространение, например, получили так называемые „доходные акции” - ценные бумаги, которые выпускают государственными компаниями, на предъявителя, открытые для котировки на фондовой бирже, с ограниченным сроком действия. Для стимулирования участия сбережений населения в кредитовании экономики было созданное специальное банковско-кредитное учреждение - Фонд общественного акционирования, которое принимает участие в финансировании строительства больших объектов производственной инфраструктуры (гидроузлов, шоссейных дорог, мостов и т.п.). Турция: новые тенденции экономического развития в 80-х годов. - М., 1991. - С. 79.

Приватизация государственных компаний шла постепенно. В конце 80- х начала 90 - х годов ринят еще один закон, неофициально называемый „законом о спасении компаний”. Он предусматривал частичную приватизацию неплатежеспособных компаний. Так было акционировано значительное количество промышленных предприятий.

Еще одна интересная форма приватизации составляется во взаимной передаче акций семейных компаний в Совет по делам жилищного строительства и общественного акционирования в обмен на некоторую частицу акций ГЭО (государственных экономических организаций, которые объединяют несколько предприятий).

Финансовый рынок Турции оставался относительно неразвитым. Из трех его составных частей (банковской системы, рынка капиталов и неорганизованного денежного рынка) доминирующую роль играет первая. Фондовые биржи не имеют того значения, которое свойственно им в хозяйственных системах развитых западных стран. Это может быть объяснимо, по крайней мере, двумя обстоятельствами. По - первое, население предпочитает вкладывать деньги в золото, недвижимость, стабильную иностранную валюту; меньшей популярностью пользуются банковские вклады с высокими индексированными ставками процента. Во-вторых, большинство акционерных фирм представляют собственность ограниченного традиционными связями круга лиц, не заинтересованных в расширении состава акционеров. При вторичном размещении ценных бумаг турецкие акционерные фирмы предпочитают использовать именные привилегированные акции, которые не дают права участия в управлении корпорацией.

Неразвитость финансового рынка, кроме проблемы аккумулирования сбережений, усложняло проведение антиинфляционной политики. На протяжении 60-х лет инфляция оставалась для правительства врагом номер один. Т. Озал считал целью правительственной политики сокращения инфляции до 20% годовых, сознавая, что в условиях нестабильной основы экономического роста за достижение полного равновесия денежного рынка можно заплатить падениям производства и углублением структурных диспропорций - основных факторов турецкой инфляции. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 50. Эта программа-максимум достигнутая не была: на протяжении 80 - 90 - х годов инфляция колебалась в пределах 30-45% в год.

Следует заметить, что сравнительно скромные успехи турецкого правительства в области борьбы с инфляцией объясняются не столько неудачами, сколько тем, что антиинфляционная политика периодически отходила на второй план под давлением проблем стагнации темпов экономического развития.

До сих пор речь шла о традиционных мероприятиях монетарного типа с небольшим „неокейнсианским” оттенком. Но, наверное, центральным пунктом экономической политики Т. Озала, которому много западных экспертов приписывают главную роль в успехе либерализационных реформ, стало резкое усиление экспортной ориентации турецкой промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.