Рефераты. Военная антропология

p align="left">Поэтому вопроса - эмигрировать или нет - для него практически не было. В марте 1920 года семья Варнек эвакуировалась из Туапсе на Крымский полуостров. По приезду в Севастополь Татьяна Варнек поступает в 1-ый Передовой отряд Красного Креста (работала на санитарном поезде). 29 октября 1920 года в составе Красного Креста, на судне «Рион» эвакуировалась в Константинополь. В Константинополе она устроилась на работу в посольский госпиталь, а в 1921 году госпиталь переводят на Шипку (Болгария). В августе 1920 года Варнек переезжает в Софию и устраивается ассистенткой к болгарскому врачу. Этими событиями заканчиваются Татьяны Александровны Варнек.

Создавая свои воспоминания, Т. Варнек не ставила перед собой цель - дать обоснованную историческую оценку происходившим событиям. Воспоминания - это сугубо личностная оценка автора. Отношение автора к революционным событиям можно прочитать в контексте воспоминаний - оно отрицательно (хотя, Варнек ни разу не высказала его открыто). Таким образом, написанием своих воспоминаний Варнек хотела рассказать о своей профессиональной деятельности сначала на фронтах Первой мировой войны, а затем в рядах Добровольческой армии. Это воспоминание человека о потерянной Родине, о долге и о мужестве.

Изучая мемуары, мы рассказываем причины тех или иных поступков автора. Мы видим, как определенные исторические условия повлияли на личность автора.

Мемуары Варнек, как и всем мемуарам присущ субъективизм. По жанру мемуары Варнек являются автобиографией Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. Пособие/М.:РГУ, 2004., в центре повествования фигура самого автора. Это важно для воспоминаний, так как это позволяет понять, как личность самого автора повлияла на те или иные ее поступки. Мемуары дают представление о мировоззрении и духовном мире автора.

Мария Бочарникова «В женском батальоне смерти (1917-1918)»

Главным историческим условием возникновения данного источника, послужили события 25 октября 1917 года в Петрограде, участницей которых был автор.

О событиях 25 октября 1917 года много написано и самими современниками, да и следователями данного периода. Но тем не менее воспоминания Марии Бочарниковой вносят свою лепту, в уже казалось бы полностью изученный вопрос.

В Гражданскую войну бывшая батальонщица Мария служила сестрой милосердия в Белой армии и вместе с ее остатками эвакуировалась за границу. Благодаря усилиям Алексея Геринга, который беспрестанно побуждал соотечественников к написанию воспоминаний, были написаны и мемуары М. Бочарниковой.

М, Бочарникова начала работать над своими воспоминаниями с нчала 40-ых годов ХХ века, поэтому разрыв между созданием и описываемыми событиями составил почти 25 лет. Таким образом, эти воспоминания являются ретроспективными. Поэтому они неизбежно подверглись воздействию времени, а также той исторической обстановки в которой они создавались. Следует также учитывать также учитывать степень влияния политических взглядов самого автора на воспоминания.

В своих воспоминаниях М. Бочарникова ссылается на сведения полученные у господина Зурова, который писал «Историю русской революции», а также на воспоминания своих знакомых.

В 1973 году при содействии все того же Алексея Геринга небольшим тиражом кустарным способом были впервые изданы и воспоминания М. Бочарниковой. А большим тиражом, впервые в России в 2001 году в составе сборника «Добровольцы».

Воспоминания М. Бочарниковой делятся на пятнадцать глав. Временной охват событий всего лишь год (1917-1918). Воспоминания начинаются с истории создания 1-го Петроградского женского батальона. Первые шесть глав посвящаются созданию женского батальона. Автор рассказывает о том, какие женщины вступали в батальон и что их туда приводило. В воспоминаниях этого периода много забавных случаев из жизни батальона. Здесь же мы встречаем описания лагеря в Левашово, где располагался женский батальон. В этих главах Бочарникова описывает тренировки в лагере, строевые упражнения и условия проживания женщин - доброволиц. К началу октября батальон был сформирован и вошел в подчинение штаба Петроградского военного округа. Командиром батальона был назначен гвардии штабс-капитан А.В. Лосков (офицерские должности занимали мужчины). В 7-ой главе автор описывает парад на Дворцовой площади. Она описывает подготовку к параду и сам парад. 24-ого октября в полдень женский батальон прошел маршем по Дворцовой площади перед А.Ф. Керенским, но вместо того, чтобы отправиться на вокзал, батальон разместили в Зимнем дворце для охраны Временного правительства. В 8-ой главе описывается бой в Зимнем дворце. Бочарникова описывает обстановку накануне боя и сам бой. В 9-ой главе автор рассказывает об аресте доброволиц солдатами и о ночи проведенной в солдатских казармах. Добровольцы были выпущены из под ареста под давлением английского консула. В главе 10-ой и 11-ой автор пишет о прекращении существовании женского батальона и о том, что добровольцы начали разъезжаться по домам. Вскоре среди оставшихся доброволиц прошел слух о том, что генерал Корнилов собирает армию на Дону. Многие добровольцы решили присоединиться к генералу Корнилову. Добровольцы перебираются в Питер и оказываются под арестом. Через несколько месяцев доброволиц выпустили из тюрьмы, так как за них хлопотал Политический Красный Крест. После освобождения Бочарникова отправилась к родным на Кавказ. Вместо эпилога автор рассказывает о дальнейшей судьбе командиров и доброволиц, о своем вступлении в Добровольческую армию, а затем об эмиграции.

В воспоминаниях М. Бочарниковой временной охват событий мал, всего лишь год, но по эмоциональной насыщенности эти воспоминания достаточно глубоки. Следует отметить, что воспоминаниям М. Бочарниковой присущ субъективизм. Это выражается прежде всего в оценке происходящих событий. В своих воспоминаниях автор описывает события с точки зрения участницы. Воспоминания - это история личности в определенной исторической ситуации. Бочарникова не пытается проанализировать происходящие события с точки зрения исторического значения. Она раскрывает внутреннее состояние, тем самым помогая нам понять причины тех или иных своих поступков.

З.С. Мокиевская - Зубок и ее мемуары «Гражданская война в России, эвакуация и «сидение» в Галлиполи глазами сестры милосердия военного времени (1917-1923)»

Главным историческим условием возникновения данного источника явилась Гражданская война в России. Автор воспоминаний была добровольной сестрой милосердия - с конца Первой мировой войны и на протяжении всей Гражданской.

Зинаида Степановна Демьяненко (девичья фамилия автора) прожила долгую жизнь (89 лет, но точные даты рождения и смерти нам неизвестны). Родилась она в Ростове-на-Дону и до поступления на ускоренные курсы сестер милосердия военного времени, она подавала большие надежды, как пианистка. Прежде чем поступить на курсы Зинаида Степановна проработала 3 месяца волонтером в лазарете для пленных австрийцев. В 1917 году после окончания ускоренных курсов была направлена на фронт (по собственному желанию), но с началом развала Русской армии вернулась в Ростов, где устроилась на работу в лазарет. В 1918 году записывается в Добровольческую армию сестрой милосердия. Участвовала во Втором Кубанском походе, отступлении и в 1920 году эмигрировала из России.

В 1974 году, вскоре после высылки из СССР, А.И. Солженицын обратился с призывом ко всем еще здравствующим свидетелям событий Гражданской войны в России отозваться и написать свои воспоминания об этом времени для задуманной им Всероссийской Мемуарной Библиотеки. В 1976 году состоялась встреча Солженицына и З.С. Мокиевской - Зубок, на которой было условлено об написании воспоминаний о событиях Гражданской войны Зинаидой Степановной. Свою работу над мемуарами она начала в 1976 году, а закончила в 1977 году. Разрыв между созданием мемуаров и описываемыми событиями составляет около 60 лет, следовательно, эти воспоминания являются ретроспективой (в мемуарах встречаются пропуски). Новая публикация воспоминаний состоялась в России в 2001 году, уже после смерти З.С. Мокиевской - Зубок. Разрыв между созданием и первой публикацией составил 24 года.

Воспоминания охватывают период с 1917 по 1923 годы. В процессе работы над рукописью воспоминаний сама Зинаида Степановна не сделала разграничений в тексте. Разделение на главы сделал ее сын уже после смерти. Весь текст делится на 7 глав: «Ростов-на-Дону», «Второй Кубанский поход (1918)», «Екатеринодар (1918)», «На Москву (1919)», «Отступление», «Эвакуация» и «Галлиполи».

В первой главе «Ростов-на-Дону» Зинаида Степановна описывает свою работу в лазарете и в перевязочном пункте Добровольческой армии. В этой главе она рассказывает о создании Добровольческой армии и о взятии Ростова в феврале 1918 года большевиками, а также о своем участии в подпольной организации.

В главе «Второй Кубанский поход (1918)» она повествует о своем вступление в ряды Добровольческой армии и о работе в походном лазарете.

В третьей главе «Екатеринодар (1918)» автор описывает прибытие походного лазарета в Екатеринодар в конце лета 1918 года, где она проработала в Екатеринодарском армейском лазарете №5.

В четвертой главе «На Москву» Зинаида Степановна рассказывает о своем переезде в Ростов-на-Дону в 1919 году, где она устроилась на работу в Полевой госпиталь с прикомандированием к зубоврачебному кабинету. В начале июля 1919 года переезд в Харьков и назначение в перевязочный отряд (передвигались по Украине).

В пятой главе «Отступление» перевязочной отряд Зинаиды Степановны погрузили в поезд и отправили в Харьков, где отряд был расформирован. Зинаида Степановна поступила на работу в только что созданный 26-ой Полевой запасной госпиталь. Белые войска отступали, а вместе с ними и Полевой госпиталь, сначала на Кубань, а затем на пароходе в Феодосию. В Феодосии госпиталь разместился в палатках на берегу моря (здесь же Зинаида Степановна обвенчалась с доктором Л.С. Мокиевским - Зубок). Через некоторое время госпиталь перевели на стоянку в Воинку, но вскоре вновь началась эвакуация.

Глава шестая: «Эвакуация». По прибытию в Феодосию госпиталь погрузили на пароход и 1 ноября 1920 года пароход направился в Константинополь. В Константинополе персонал 26-ого Полевого госпиталя пересадили на госпитальное судно «Ялта», где они находились в карантине до декабря 1920 года.

В седьмой главе «Галлиполи» Зинаида Степановна рассказывает о своем прибытии в город Галлиполи (Турция), где они находились 2,5 года («Галлипольское сидение»). Лишь в 1923 году семье Мокиевских - Зубок удалось переехать на жительство в Сербию.

В эпилоге Зинаида Степановна описывает, как сложились судьбы людей с которыми она была знакома, а также сообщает о дальнейшей судьбе своей семьи. Доктор Мокиевский - Зубок до Второй мировой войны работал врачом в Сербии. В конце войны семья Зинаиды Степановны переехала в Австралию (где умер муж Зинаиды Степановны), а позже они переехали в Канаду.

Автор в своих воспоминаниях повествует о том периоде своей жизни, который сыграл важную роль в ее последующей жизни.

Сравнительный анализ публикаций

Судьба женщин - мемуаристок оказалась сходной: совсем молоденькими, охваченные патриотическим порывом, они устремились на фронт, чтобы стать частью русской армии, воевавшей с внешним врагом. После раскола на белых и красных они вступили в Добровольческую армию и до конца прошли с ней тяжкий путь ее поражения, закончившийся для них утратой Родины. Каждый из авторов воспоминаний начал свое служение Родине с профессии сестры милосердия. И каждый из них описывает в своих воспоминаниях свои профессиональные обязанности, но воспоминания М. Бочарниковой своей тематикой отличаются от двух других воспоминаний. М. Бочарникова описывает свою профессиональную деятельность в качестве солдата Женского батальона, но упоминает, что при вступлении в Добровольческую армию продолжила свою деятельность в качестве ротного фельдшера. Следует отметить, что все женщины - мемуаристки принадлежат к одному социальному кругу, и являются выходцами из состоятельных семей (об этом свидетельствуют не только сами авторы в своих воспоминаниях, но и стиль написания самих мемуаров, их язык). И Варнек, и Бочарникова, и Мокиевская - Зубок - авторы воспоминаний о поворотном моменте в истории России - о революции и о Гражданской войне. События, описанные женщинами - мемуаристками далеко не заурядны, и особая ценность в том, что писали их непосредственные участницы событий той исторической поры.

В характеристиках публикаций воспоминаний Т.А. Варнек, М. Бочарниковой и З.С. Мокиевской - Зубок существует следующие отличия:

Временной охват событий

Т. Варнек начинает свои воспоминания с Первой мировой войны, а оканчивает событиями 1921 года. В ее воспоминаниях почти не затронуты не февральские, не октябрьские события. Зато подробно рассказано о профессиональной деятельности на фронтах Первой мировой войны и в период Гражданской войны. Мемуары З.С. Мокиевской - Зубок датируются 1917-1923 годом. В ее воспоминаниях много сказано о профессиональной деятельности в качестве сестры милосердия в рядах Добровольческой армии, а также о факте создания Добровольческой армии на Дону и ее походах. Самый малый временной промежуток в воспоминаниях М. Бочарниковой. Ее мемуары посвящены в основном событиям создания и деятельности первого Женского батальона, а также событиям 25 октября 1917 года (защита Зимнего дворца). Таким образом, мы наблюдаем различный временной охват событий. Это свидетельствует о том, что каждый автор по-разному подходит к описанию произошедших событий. Такой разрыв во времени позволяет нам взглянуть с различных углов зрения на те или иные события.

Время создания мемуаров

Точное время создания воспоминаний Т. Варнек неизвестно, нам лишь известно, что написаны были они уже в эмиграции. Зато нам точно известно время создания мемуаров З.С. Мокиевской - Зубок - это 1976 год, поэтому разрыв между происходившими событиями и написанием, составляет примерно 60 лет. М. Бочарникова начала работать над своими мемуарами с начала 40-ых годов ХХ века, а разрыв между происходившими событиями и написанием составил всего 25 лет. Все мемуары создавались тогда, когда авторы находились уже в эмиграции. З.С. Мокиевская - Зубок писала свои воспоминания в Канаде, М. Бочарникова - во Франции, а вот место написания мемуаров Т. Варнек неизвестно. Поэтому разрыв во времени создания у каждого из авторов разный. Это, несомненно, отразилось и на качестве воспроизведения воспоминаний. Вот почему в мемуарах Варнек и Мокиевской - Зубок можно встретить следующую фразу: «Не помню». Конечно, неточность воспоминаний можно отнести на счёт длительного временного промежутка воспроизводимых событий (у Варнек это 10 лет, а у Мокиевской - Зубок - 6 лет). Человеческая память избирательна и не все события запечатлеваются, а лишь самые яркие и запоминающиеся.

Первая публикация

Первая публикация воспоминаний М. Бочарниковой состоялась во Франции в 1973 году. Мемуары Варнек и Мокиевской - Зубок впервые были изданы в России в 2001 году в сборнике «Добровольцы» из серии Всероссийской Мемуарной Библиотеки (которая была основана А.И. Солженицыным). В этом же сборнике были напечатаны впервые в России и мемуары Бочарниковой.

То, что все воспоминания этих авторов были напечатаны и изданы в России, свидетельствует об интересе не только специалистов по данному периоду, но также и об интересе простого читателя к истории нашей страны в период Гражданской войны.

Итак, сравнительный анализ мемуаров Т.А. Варнек, М. Бочарниковой и З.С. Мокиевской - Зубок позволяет сделать следующий вывод о степени сходства и различии публикаций на уровне внешней критики источников. По времени создания эти источники имеют разный временной разрыв, но все они были созданы спустя определенный промежуток времени в эмиграции. Различны и их временные рамки - это отражение внутреннего видения автора важнейших событий в его жизни. Также каждый автор ставит перед собой различные задачи в воспроизведении текста. Каждый автор вкладывает свою смысловую окраску в свою работу и в этом каждая из них глубоко субъективна. Авторы не пытаются навязать свою оценку, они лишь повествуют о том, что для них было важным в тот период жизни.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.