Рефераты. Военный переворот в Турции в 1960 году

Военный переворот в Турции в 1960 году

24

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Казанский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: «Новейшая история зарубежных стран»

на тему:

«Военный переворот в Турции в 1960 г.»

Выполнила:

студентка 5 курса з/о

Группа 432

Хамидуллина Г.Р.

Научный руководитель:

к.и.н. Харисов Л.А.

Казань - 2005

Содержание

  • Введение 4
  • Глава 1. Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века 6
  • 1.1. Социально-экономическое положение 6
  • 1.2. Внешнеполитический курс 9
  • 1.3. Рабочее движение 10
  • Глава 2. Последствия военного переворота в Турции 14
  • 2.1. Деятельность Комитета национального единства 14
  • 2.2. Политическая жизнь страны 21
  • Заключение 24
  • Литература 26
Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время актуальной проблемой является вопрос вхождения Турции в Европейский союз. Турция добивалась этого более 40 лет.опПосле Второй мировой войны началась стремительная практическая «вестернизация» Турции. Только в 1947 году на Турцию вместе с Грецией было распространено действие доктрины Трумена, Турция стала членом МВФ и МБРР и заключила военное соглашение с Соединенными Штатами. В 1949 году вступает в Европейский совет, в 1952 году становится полноправным членом НАТО. Совместно с Великобританией и Грецией в 1959 году Турция договаривается о создании Республики Кипр. В сентябре этого же года она обратилась Европейское экономическое сообщество с заявлением о членстве в этой организации.

Триумфальное шествие Турции по пути в Европу было прервано военным переворотом 27 мая 1960 года. Переворот сопровождался резким ограничением демократических прав и свобод, масштабными репрессиями. В том числе, казнью ряда высших руководителей страны, включая премьер-министра Мендереса. Рассмотрение вопроса о членстве Турции в ЕЭС было отложено, и лишь в 1963 году она стала ассоциированным членом Сообщества. Соглашение об этом было дополнено в 1970 году протоколом, что в совокупности составило правовую основу торгово-экономических отношений Турции с ЕЭС.

Степень разработанности проблемы: данная проблемаа в тех или иных аспектах рассматривалась в работах таких специалистов как Аликбеков И.В., Вдовиченко Д.И., Гасратян М.А., Георгян Э.А., Гусейнов А.А., Данилов В.И., Киласов Р.К., Киреев Н.Г., Корниенко Р.П., Лурье С.А., Моисеев П.П., Новичев А.Д., Розалиев Ю.Н., Холматов А.Х., Шлыков В.И. и др.

Целью данной работы является изучение причин и следствия военного переворота в Турции в 1960 г. Для этого необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть внутреннюю политику Турции в конце 50-х гг.

· проанализировать социально-экономическое положение;

· изучить отношения Турции с другими странами;

· рассмотреть рабочее движение в Турции;

· охарактеризовать работу Комитета национального единства;

· рассмотреть последствия военного переворота.

Глава 1. Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века

1.1. Социально-экономическое положение

Накопившееся к началу 50-х годов недовольство политикой Народно-республиканской партии (НРП), стоявшей у власти в течение 27 лет, искусно использовала оппозиционная Демократическая партия (ДП). На выборах в меджлис 14 мая 1950 г. она одержала внушительную победу и получила 408 депутатских мандатов из 487. Новый меджлис избрал президентом республики председателя ДП Джеляля Баяра. В состав правительства, сформированного крупным помещиком Аднаном Мендересом, вошли наиболее видные члены ДП, придерживавшиеся крайне реакционных взглядов.

ДП являлась партией помещиков и крупной буржуазии, тесно связанной с ино-странным капиталом. Поэтому программа правительства ДП предусматривала соз-дание наиболее благоприятных условий для частного капитала, широкое использо-вание иностранных капиталовложений и ограничение политики государственного предпринимательства Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) - М., 1967. - С. 67..

В этот период экономическое положение страны было очень тяжелым. Будучи сельскохозяйственной страной, Турция тем не менее не могла обеспечить себя соб-ственным хлебом и была вынуждена импортировать его из других стран. Усиливался процесс обнищания крестьянских масс.

Главным тормозом на пути развития сельскохозяйственного производства являлось сосредоточение в руках крупных помещиков большей части пахотных земель. В арендных отношениях преобладала средневековая издольщина. Натураль-ная арендная плата составляла от 25 до 75% урожая.

По данным сельскохозяйственной переписи 1952 г., в стране насчитывалось 2 930 тыс. сельских хозяйств. Из них 489 тыс. вовсе не имели земли, 1 507 тыс. хо-зяйств владели участками от 0,1 до 5 га, а 530 тыс. -- от 5 до 10 га. Таким образом, на 86% хозяйств приходилось всего лишь 28% обрабатываемой земельной площади. 72% обрабатываемой земельной площади принадлежало помещикам и кулакам, со-ставлявшим лишь 14% от общего числа хозяйств. Правительство резко увеличило импорт сельскохозяйственных машин, в том числе тракторов и комбайнов, начало вкладывать значительные средства в развитие сельскохозяйственного производства. В результате создания крупных капиталистических хозяйств и применения и них машин расширились посевные площади и увеличился валовой сбор хлеба и технических культур. Применялась система государственных закупок хлеба у помещичьих и кулацких хозяйств по гарантированным ценам Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. - М., 1965. - С. 36..

Чтобы уменьшить остроту социальных противоречий в деревне, правительство ДП распределяло среди крестьян государственные земли на условиях выкупа. И те-чение 1950--1960 гг. несколько тысяч семейств были наделены небольшими участка-ми пахотной земли.

Однако политика капитализации сельского хозяйства не обеспечила большого подъема в этой области и не разрешила продовольственной проблемы. Она прицела к пауперизации значительных слоев трудового крестьянства, сгону крестьян-арен-даторов с земли и увеличению армии безработных.

В развитии национальной промышленности Турции большую роль играл госу-дарственный капитализм. Но после прихода к власти ДП был взят курс на «либера-лизацию» экономики и отказ от развития государственного предпринимательства. Для кредитования частного сектора был создан Банк промышленного развития с уча-стием иностранного капитала. В 1954 г. меджлис принял закон о поощрении ино-странных инвестиций, по которому без ограничения разрешался вывоз капитала и прибылей и предоставлялась гарантия на случай обесценения турецкой лиры. За годы правления ДП иностранные монополии вложили в турецкую промышленность свыше 84 млн. турецких лир. Они участвовали в смешанных обществах с государственным и частным турецким капиталом. Однако иностранные капиталисты, как и турецкие, предпочитали вкладывать свои капиталы в отрасли легкой промышлен-ности, жилищное строительство, где капитал оборачивался быстрее и приносил боль-шую прибыль, чем в отраслях тяжелой промышленности.

Несмотря на рост удельного веса частного сектора в общем промышленном про-изводстве (в I960 г. он составлял около 51%), государственный сектор нанимал за-метное место в экономическом развитии страны. Он охватывал почти иго предприя-тия тяжелой промышленности, воздушный и железнодорожный транспорт, средства связи и т. д. Политика ограничения государственного предпринимательства, прово-дившаяся ДН, не имела успеха. Нежелание капиталистом вкладывать сноп капиталы в тяжелую промышленность вынуждало правительство строить заводы на счет госу-дарственных средств. Государственные инвестиции в промышленность и 1950-1960 гг. составили 14 млрд. лир, т. о. 53% всех капиталовложений Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. - М., 1966. - С. 89..

Вопреки прежнему традиционному кемалистскому курсу правительство ДМ насаждало религиозный фанатизм, прикрывая его фальшивым лозунгом свободомыслия и вероисповедания.

Используя религию в целях укрепления своей власти,
ДП получила широкую поддержку со стороны духовенства и отсталых крестьянских масс. Чтобы усилить роль ислама в общественно-политической жизни страны, пра-вительство в 1952 г. ввело его преподавание в начальной и средней школе.

Для подготовки духовных лиц были организованы курсы, институты ислама и богословский факультет при Анкарском университете. За 10 лет в стране было построено свыше 8 тыс. мечетей, в то время как в 17 тыс. деревень (из 40 тыс.) не имелось школ. По данным ООН на I960 г., 68% населения страны было неграмотно. Турецкие школы испытывали острый недостаток в преподавательских кадрах и школьных зданиях.

1.2. Внешнеполитический курс

В период правления ДП усилилась зависимость внешней политики Турции от других государств, в первую очередь от США. В июне 1950 г. прави-тельство Мендереса без ведома и согласии меджлиса приняло решение об отправке и Корею турецкой бригады и помощь американским войскам. Бригада была почти полностью уничтожена в ноябре 1950 г., но турецкое правительство продолжало систематически обновлять ее состав. Всего Турция направила в Корею более 20 тыс. сол-дат.

Осенью 1951 г. США, Англия, Франция и Турция выступили с планом создания «средневосточного командования», направленным против стран социалистического содружества и национально-освободительного движения пародов Юго-Западной Азии

18 февраля 1952 г. турецкий меджлис одобрил решение правительства о вступ-лении Турции в НАТО. Вслед за этим турецкие правители активно взялись за орга-низацию агрессивного Багдадского пакта Новичев А.Д. Турция. Краткая история. - М., 1965. - С. 113..

Турция вместе с Англией, Францией и Израилем выступила против национали-зации Египтом в июле 1950 г. Всеобщей компании Суэцкого морского канала и со-чувственно отнеслась к тройственной агрессии этих государств против Египта, В 1958 г. при активном участии Турции был организован империалистический заго-вор прогни Сирии. Летом 1958 г. Турция оказала помощь СИГА и Англии в органи-зации интервенции против Ливана и Иордании. Для переброски своих войск из За-падной Германии в Бейрут США использовали турецкую военно-воздушную базу Инджирлик (Адана). С этой же базы поднялся американский шпионский самолет У-2, сбитый 1 мая 1960 г. в районе Свердловска советскими ракетчиками.

В марте 1959 г. между США и Турцией было заключено военное соглашение, а в октябре того же года -- соглашение о размещении на территории Турции ракетных баз НАТО. Строительство военных баз близ границ Советского Союза, Болгарии и арабских стран являлось угрозой безопасности не только указанных стран, но и самой Турции Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). - М., 1994. - С. 134..

Одновременно со строительством на территории Турции военно-воздушных и военно-морских баз, стратегических шоссейных дорог происходило перевооружение турецкой армии американской военной техникой. В 1959 г. турецкое правительства передало в распоряжение штаба сухопутных сил НАТО в юго-восточной зоне Европы 12 дивизий, насчитывавших около 200 тыс. солдат. Обучение и переподго-товка офицерского состава турецкой армии проводились под руководством амери-канских военных специалистов. Внешняя политика правительства ДП привела к ухудшению отношений между Советским Союзом и Турцией.

1.3. Рабочее движение

Большие расходы на милитаризацию страны тяжелым бременем ложились на плечи турецких налогоплательщиков. В период правления ДП среднегодовой рост налогов составил 26% К 1960 г. внешний долг государства достиг 12 млрд. лир, а внутренний -- 7 млрд. лир. Наряду с увеличением внешнего и внутреннего долга происходил рост дефицита внешней торговли и платежного баланса. По Парижскому соглашению 1959 г. Турция обязалась в течение 12 лет уплатить своим кредиторам и счет задолженности 440 млн. долл., не считая процентов. По подсчетам турецких экономистов, чтобы покрыть задолженность, Турции понадобилось бы 120 лет.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.