Рефераты. Войны капиталистического общества

p align="left">В течение первой мировой войны танковые части росли количественно и качественно. К концу войны в армиях Антанты их насчитывалось около 5 тыс. штук. Причем, дальность действия этих танков составляла 100-150 км, а скорость достигала 12 км в час. Немцы танков практически не имели. Однако союзники не сумели найти эффективные формы применения танков. Командование Антанты ограничивалось для танковых частей лишь тактическими задачами. И все же в ходе войны танки оправдали свое назначение.

Эволюция танков шла не в сторону усиления броневой защиты и огневой мощи, а, прежде всего, в сторону улучшения ходовых свойств. В первой мировой войне лучшим танком был не тот, который обладал лучшим вооружением и броней, а тот, который мог наилучшим образом приблизиться к противнику. Слабые места в применении танковых частей: танковая атака была безрезультатной, если ее не сопровождала пехота, в задачу которой входило закрепление на захваченных участках; танки часто использовались мелкими группами и их не массировали на направлении главного удара; на танки не опирались как на средство оперативного воздействия. Положительное в использовании танков: применение танковых частей привело к появлению нового боевого порядка пехоты - группового боевого порядка; при появлении на поле боя танков появилась возможность начинать атаку без артиллерийской подготовки; танки успешно проделывали проходы в искусственных препятствиях; они успешно обеспечивали поддержку пехоте.

Кроме танков, в годы первой мировой войны (особенно в ее позиционный период) широкое применение получили бронеавтомобили и бронепоезда. Бронеавтомобили делились на пушечные и пулеметные. Пушечный бронеавтомобиль был вооружен 37-76-мм пушкой и развивал скорость от 15 до 25 км в час. Пулеметный бронеавтомобиль имел на вооружении два тяжелых пулемета и был более подвижен. Действовали бронеавтомобили самостоятельно, в группах и совместно с кавалерией.

Кавалерия. Сражения первой мировой войны показали, что кавалерия как род войск себя исчерпала. Ее численность в вооруженных силах уменьшилась в 2-3 раза. К примеру, немцы в 1918 г. на Западном фронте не имели ни одной кавалерийской дивизии. Все германские кавалерийские соединения были переброшены на Украину. Прежде всего это было связано с увеличением силы огня на поле боя. В позиционный период войны ее спешили и посадили в окопы. Боевое применение кавалерии ограничивалось лишь ведением разведки. В отдельных случаях она использовалась для преследования противника, но только исключительно в тактическом масштабе.

Об неэффективности применения и слабости кавалерии периода первой мировой войны говорит такой пример. В операции у Камбре кавалерийский корпус (2-й эшелон армии) не смог преодолеть изрытое воронками, траншеями и остатками проволочных заграждений поле боя и развить достигнутый успех.

Авиация. В начале войны авиация входила в состав инженерных войск и самостоятельного значения не имела. Ее применение ограничивалось лишь выполнением разведывательных задач. Только с 1916 г. авиация выделилась в самостоятельный род войск. В это время происходит разделение ее на истребительную, бомбардировочную и разведывательную.

С накоплением опыта организации и ведения боевых действий складывались основные принципы боевого применения авиации. К ним относились: сосредоточение усилий на главном направлении; массированное применение авиации при решении боевых задач; внезапность ее действий; непрерывность воздействия на противника; взаимодействие авиации с сухопутными войсками, силами флота и между ее родами; надежное и действенное управление силами авиации; всестороннее обеспечение ее действий.

В начале войны задачи воздушной разведки выполнялись одиночными экипажами с высот, обеспечивавших защиту от поражения огнем наземных войск: 300-700 м. Позднее высота разведки поднялась до 2-3, а затем и 5 км. Ее стали вести не только одиночные самолеты, но и пары: пока один экипаж вел разведку, другой его прикрывал.

С созданием бомбардировочных авиационных подразделений и частей бомбардировка войск и объектов стала производиться систематически. Для увеличения мощи воздействия на противника перешли от одиночного бомбометания к групповому. В ходе войны зародились два способа боевых действий бомбардировочной авиации: эшелонированные действия и сосредоточенные удары. Так, еще в ноябре 1914 г. русская авиация бомбардировала крепость Перемышль по особому плану, предусматривающему использование обоих способов.

С 1915 г. положено начало тактике истребительной авиации. В годы первой мировой войны основными способами боевых действий истребительной авиации явились: при прикрытии войск и объектов - перехват самолетов противника из положения "дежурство на аэродроме" или "дежурство в воздухе" и свободные полеты с целью поиска и уничтожения самолетов противника.

Кроме самолетов, в войне нашли большое применение управляемые аэростаты различных систем, а также привязные аэростаты.

Химические войска. Первая мировая война положила начало применению химического оружия. Впервые отравляющие вещества применили немцы у Ипра 22 апреля 1915 г. Это была газобаллонная атака с использованием отравляющего вещества - хлора. В результате первой в истории войн химической атаки было отравлено газами 15 тыс. человек. Из них 5 тыс. человек умерло.

В 1915 г. отравляющие вещества применялись в газообразном состоянии методом выпуска газов из баллонов, а затем из газометов. С 1916 г. химическую начинку стали применять в артиллерийских снарядах. Один химический снаряд, снаряженный ипритом, был в 5 раз эффективнее шрапнельного снаряда. Такой способ химической атаки стал преобладающим. Во время артиллерийских подготовок выбрасывались десятки тысяч химических снарядов. Так, в мартовском наступлении 1918 г. немецкая артиллерия только против англичан выбросила до 250 тыс. снарядов с "желтым крестом" (осколочно-химические). Расход химических снарядов достигал 30% всех снарядов, потребляемых артиллерией во время артподготовки.

Для использования отравляющих веществ на поле боя первоначально создавались специальные химические команды и группы. Позднее происходит развертывание химических частей и создаются химические полки и даже бригады.

Автомобильные войска. Автомобильные войска и автомобильная служба сложились в ходе первой мировой войны. Первоначально они назывались транспортными войсками. Наиболее крупные автоперевозки войск и грузов были произведены в 1916 г. французами в период сражения у Вердена. Здесь было задействовано 600. автомобилей, которые с 27 февраля по 6 марта доставили в Верден 190 тыс. французских солдат и офицеров, а также 25 тыс. т военных грузов. Наиболее эффективно применялись автомобильные войска Антантой в 1918 г.

В России первые автороты появились в 1910 г., однако существенного развития в период первой мировой войны они не получили.

Инженерные войска. В годы войны инженерные войска получили заметное развитие. Удельный вес инженерных войск возрос в 1,5-2 раза. Русская армия имела один саперный батальон на корпус. Из четырех рот батальона одна была телеграфная. В конце 1916 г. при русском корпусе создается инженерный полк из двух батальонов - саперного и технического. Саперный батальон имел две саперные роты и одну дорожно-мостовую, в свою очередь технический батальон - две телеграфные роты и одну прожекторную. Кроме того, в полку имелся полевой инженерный парк.

В ходе войны инженерные войска решали следующие задачи: разрушение оборонительных сооружений противника; производство дорожно-мостовых работ; создание различного рода заграждений; проделывание проходов в заграждениях противника; оборудование исходного рубежа для наступления; ведение инженерной разведки; маскировка войск и объектов тыла.

По мере появления новых технических специальностей, независимо от их характера и значения, их включали в состав инженерных войск. Позднее, по мере развития из состава инженерных войск выделились войска связи, железнодорожные, автомобильные, броневые, воздухоплавательные и авиационные части.

Кроме названных родов войск, широкое развитие в годы первой мировой войны получают войска связи и войска противовоздушной обороны. Наибольшего успеха добились технические виды связи - телеграф; телефон и радио. Радиосвязь начинает использоваться: и в бою. Основными средствами ПВО являлись зенитная артиллерия и истребительная авиация. Широко применялись зенитные прожектора и аэростаты заграждения.

Таким образом, первая мировая война 1914-1918 гг. носила на себе отпечаток всех тех громадных социально-экономических и политических изменении, которые происходили в мире в начале XX века.

Заключение

Победа капитализма привела к быстрому росту промышленности и созданию более совершенного оружия и технических средств, применявшихся в военных целях (паровой флот, железные дороги, телеграф)

Главным итогом развития средств вооруженной борьбы в эпоху капитализма явилось создание и массовое производство нарезного огнестрельного оружия

Вместо «пятипереходной», магазинной, системы снабжения армии стали применять системы местных закупок и подвоза.

В основу обучения и воспитания войск было положено требование обучать войска прицельной стрельбе, маневру на поле боя, тесному взаимодействию всех родов войск

Усовершенствование оружия и применение в военных действиях новых технических средств наряду с численным ростом армий обусловили дальнейшее расширение масштабов войн и способов их ведения. В войнах XIX в. зародилась и оформилась новая стратегия. Отличительными чертами ее явились решительность целей и активность действий, сосредоточение крупных масс войск на решающих направлениях, увеличение размаха вооруженной борьбы; стремление добиться победы путем разгрома армий противника в генеральном сражении.

Изменилась и тактика армий - произошел переход от линейных боевых порядков войск через тактику колонн к стрелковым цепям. С появлением стрелковой цепи стали применяться перебежки на поле боя и самоокапывание Важнейшим принципом новой тактики было тесное взаимодействие в бою всех родов войск.

В эпоху империализма в I Мировой войне особенно рельефно нашло отражение действие основного закона развития военного искусства - его зависимость от способа производства, а также влияние на способы и формы вооруженной борьбы основных факторов - вооружения и солдатского материала.

Первая мировая война явилась важнейшим этапом в развитии военного искусства. Вместе с тем война поставила перед военным искусством целый ряд проблем, которые не были решены в те годы военными деятелями и теоретиками. Эти проблемы были решены теоретически и практически в 20-30-е годы и особенно в годы второй мировой войны.

Литература

1. Исаев С.В. Военная история. М., 2006.

2. История военного искусства. М., 2005.

3. Разин С.А. История военного искусства. М., 2007.

4. Ф. Энгельс. Пехота. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч. Т.14.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.