Рефераты. Восстание под предводительством Уота Тайлера

p align="left">Основные силы повстанцев покинули город и ушли, как им было указано в пригород Лондона Майл-Энд. Слово короля для них было свято. Лозунг восставших был «За короля Ричарда и общины». В головах людей не могло уложиться, как можно жить без монарха, ведь он поместник Бога на земле.

Во время встречи короля со своим народом, состоявшейся в Майл Энде, он получил свод требований получивших название «Майл-Эндской программы».

В программе крестьяне требовали отмены крепостного права и барщины, установление единообразной небольшой денежной ренты (4пенса с акра), свободной торговли на всей территории Англии, А так же амнистии участникам восстания.

Программа не посягала на существующий феодальный строй, а лишь предполагала ликвидацию барщины и крепостничества. В ней не отражались интересы зажиточной части крестьянства.

Король согласился на эти требования и велел повстанцам разойтись по домам. Чиновникам велел выдать на руки крестьянам подтверждение исполнения их требований грамоты. Часть крестьян покинула Лондон. Но многие бедняки не удовлетворились этим и во главе с Уотом Тайлером и Джоном Болом остались в Лондоне и потребовали новой встречи с королём.

Беспорядки в Лондоне продолжались. Спасаясь от погромов, городские богачи стали собирать силы для отпора повстанцам.

Король назначил повторную встречу с оставшимися крестьянами в Смитфильде, прибив в Смитфильд, король послал мэра Лондона «к общинам и сказал, чтобы их предводитель явился к нему».

Встреча Ричарда II и Уота Тайлера состоялась на Смитфильском поле.

Восставшие видели в короле своего «старшего брата» и ошибочно верили, что тот на их стороне и во всех бедах виноваты дворяне и церковники, дурящие его голову и не дающие узнать истинное положение дел в королевстве исходя из своих личных интересов.

Уот Тайлер подъехав к королю, приветствовал его, пожимая руку и говоря: «Будь спокоен и весел, брат, через какие нибудь две недели общины будут хвалить тебя ещё больше, чем теперь и мы будем добрыми товарищами». В ответ король спросил, почему крестьяне не хотят разойтись по своим деревням, как это сделали их товарищи?

Предводитель повстанцев сказал, что они не уйдут до тех пор, пока король не выслушает и не включит в свою грамоту их новые требования. В противном случае «лорды королевства будут раскаиваться».

Король спросил, в чём заключаются эти требования? «Уот прочёл вслух пункты, которые они требовали, и потребовал, чтобы не было никакого другого закона кроме Уинчестерского закона, что впредь ни в каком судебном процессе не будет объявления вне закона и что ни один сеньор не будет иметь сеньории и все они будут справедливо разделены между всеми и только один сеньор король будет иметь их, и что имущество святой церкви не должно находиться в руках монахов, приходских священников и викериев, ни других из святой церкви, но те, кто владеет им, будет получать достаточное для жизни содержание, а все остальное имущества должны быть разделены между прихожанами; епископов не будет в Англии, кроме одного и прелатов кроме одного; и все земли и держания, находящиеся у этих властителей, будут взяты у них и разделены между общинами, с оставлением им умеренного содержания и что в Англии не будет ни одного крепостного, ни крепостничества, ни холопства, но все должны быть свободны и одного состояния». Данные требования получили название «Семитфильской программы». Данная программа шла дальше выше указанной «Майл-Эндской» и затрагивала интересы практически всех слоёв населения страны, так как предполагала разрушение феодального государства и создания совершенно нового вида общественного устройства - союза свободных общин, но что интересно во главе с королём и Епископом. Своеобразная монархо-анархическая республика получалась. В принципе идея интересная, но, скорее всего утопическая. Хотя если исходить из современного государственного устройства Великобритании, где королева выполняет лишь представительскую функцию и, по сути, монархом является лишь номинально, то в идеях английских повстанцев конца XIV века что-то было.

Тем не менее, аристократия есть аристократия, она всегда будет угнетателем простого народа и ни когда не будет с ним за одно. Даже если на словах и объявит себя другом народа.

Так вышло и в нашем случае. Король пообещал выполнить данные требования, оставив за собой право, носить корону, и велел повстанцам разойтись по домам с миром.

Далее произошло событие, послужившее примером вероломности, так называемого «благородного» сословия. Мэр Лондона Уильям Уолуорс попытался арестовать Уота Тайлера, обвинив его в насилии и неуважении к королю. Но предводитель восставших оказался не робкого десятка, не даром командовал целой армией. В ответ на объявление об аресте он нанёс мэру удар кипталом. Но так как под верхней одеждой у того была кольчуга, киптал не причинил вреда. Мэр выхватил мечь и нанёс Уоту два удара в шею и в голову. В это время подскочил один из слуг и ударил два или три раза в живот Уоту. Смертельно раненный Уот Тайлер повернул лошадь в сторону повстанцев и, сумев проскакать несколько метров, упал на землю. После чего был унесён товарищами в госпиталь Св. Варфоломея.

Мэр Лондона, вызвав из города подмогу, ворвался в госпиталь, велел вынести полумёртвого Уота на Смисфильдское поле и обезглавить. После чего голова Уота Тайлера, посаженная на кол была представлена королю.

Лишившись предводителя повстанцы в растерянности разошлись по домам. Лишь отдельные повстанческие отряды, больше напоминавшие шайки разбойников ещё некоторое время доставляли беспокойство властям.

Тем временем Ричард II собрал в Лондоне всех рыцарей и отдал им приказ идти вслед разошедшимися по домам крестьянам и чинить расправу. По земле Англии полились реки крестьянской крови. В Лондоне так же рубили головы в массовом порядке городской бедноте, принявшей участие в восстании.

По решению судебной комиссии, заседавшей при дворе Гильголла 17 июня, 18июня были четвертованы вожди восстания Аллон Тредор из Эссенса, Джон Кэриби из Кэнта, Джон Кэриби из Кента, Джон Снэп из Кэнта, Джон Строу из Кента и Джон Старлинг из Эсса. Джон Болл так же был казнён.

30 июня и 2 июля 1382 г. по территории Англии были разосланы приказы. «Все освободительные грамоты, выданные повстанцам, признаются отныне не действительными, так как они вышли из королевской нургии без зрелого размышления и наносят великий ущерб королю и его короне, а так же грозят конечным разорением ему и прелатам, знати и магнатам, так и святой английской церкви и приведут к гибели королевства.

Все у кого имеются освободительные грамоты на руках, не медля, под страхом конфискации имущества, должны представить их королю и его совету для уничтожения.

Отныне все держатели, как виллапы так и свободные, без противоречия ропота и сопротивления должны исполнять господам все, лежащие на них повинности».

Кроме того «Король объявляет всем верноподданным, что они под страхом конфискации всего, что король может у них конфисковать, обязаны вооружённой рукой и всеми имеющимися в их распоряжении средствами оказывать сопротивление восставшим».

Вокруг Лондона и других городов юга Англии стояли виселицы с прикованными к ним телами казнённых.

Трупы «королевских преступников», под страхом смерти, запрещалось предавать земле. Только 3 сентября 1382 г. данный указ был отменён, так как трупные мухи разносили заразу по всей стране, а это грозило новой эпидемией.

Мэру Лондона Уильяму Уолуорсу за убийство Уота Тайлера король Ричард II пожаловал рыцарское звание, земельную вотчину и сто фунтов серебром.

Наконец увидев, что крови пролито уже достаточно. Так в местечке Повереле, где жили угольщики, дровосеки и смолокуры, после расправы из пятисот жителей осталось только четыре семьи. Опасаясь новых волнений, король решил даровать прощение остальным участникам восстания и выдать им грамоты о прощении при условии, что каждый «заплатит пошлину за его печать - двадцать шиллингов, чтобы сделать его богатым».

III. Результаты восстания

Крестьянское восстание 1382г в Англии было подавлено. Основной причиной поражения послужило то, что оно носило стихийный и разрозреный характер. Состав восставших был не однородным. Интересы зажиточного крестьянства деревенской и городской бедноты во многом не совпадали, и это ослабляло силы повстанцев. К тому же крестьяне, составлявшие основную массу повстанцев не способны к длительной целенаправленной борьбе, они слишком привязаны к своей земле, которую нужно обрабатывать, чтобы не остаться голодными. Как показала история всех крестьянских выступлений, их участники, расправившись со своими непосредственными угнетателями - помещиками и добившись несущественных уступок со стороны властей, возвращаются к своим наделам, где их по одиночке отлавливают и подвергают репрессиям каратели. Даже спустя более пятисот лет. После революции 1917 года в России всё повторилось. Повстанческая армия на территории Украины под командованием Н.И. Махно, одержав ряд блестящих побед, не смогла достичь окончательного успеха в борьбе за счастье трудового крестьянства. И всё потому, что большевики в очередной раз сыграли на психологии мужика-крестьянина, объявив НЭП и этим деморализовав и расколов ряды махновцев. В результате белых угнетателей сменили красные.

Но вернёмся к теме нашей работы. Английских мужиков подвёл не только их наивный монархизм, но и вероломность городской верхушки, которая использовала первые успехи восстания в своих корыстных целях, а затем предала повстанцев.

Практически захватив столицу, повстанцы не смогли развить успех.

Вместо переговоров с королём им следовало под корень вырезать всех аристократов и хозяев цехов. В ремесленных цехах и деревенских общинах создать народное самоуправление и создать отряды самообороны. Церковную верхушку, тоже следовало полностью уничтожить, а остальным попам дать возможность проповедовать общественных началах (раз уж без Бога обойтись не могли).

Тем не менее, восстание под предводительством Уота Тайлера дало существенный толчок к уничтожению крепостного права в Англии. Английским властям пришлось всё-таки пойти на уступки повстанцам и осуществить ряд требований крестьян. В течении XV века почти всё крестьянство перешло от барщины на уплату денежного оброка и сумело выкупиться на свободу. Крестьяне, получив свободу, стали арендаторами земель феодалов. Из массы свободных крестьян выделился слой разбогатевших крестьян использовавших труд обедневших собратьев. Стали появляться деревенские мануфактуры. Из числа разбогатевших крестьян выделяются промышленники (главным образом суконщики). Из-за близости сырья и не стеснённости цеховыми уставами, эти предприниматели очень быстро смогли развиться и составить верхушку деревни. Некоторые из разбогатевших крестьян - ремесленников даже получили дворянские звания и вошли в состав, так называемого нового дворянства. Роль крупных феодалов аристократии резко упала, что в свою очередь создало предпосылку к смене феодальных отношений буржуазными (капиталистическими).

Литература

1. История средних веков. В 2 томах. Учебник. Т.1. [текст] // Под. Ред. С.Д. Сказкина и др. Изд. 2-е перераб. - М.: «Высшая школа», 1977 - 471 стр.

2. История средних веков (V-XVвв.). Хрестоматия. Ч.1. Пособие для учителей. [текст] Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 303 стр.

3. Всемирная история. В 9 томах. Т. III. [текст] / Под. Ред. Сидоровой Н.А. - М.: Гос. Изд. политической лит., 1957. - 895стр.

4. История средних веков. [Текст] / А.А. Васильев. - М.: Республика, 1993. - 511с., ил.

5. Нефедов С.А. История нового времени. Эпоха возрождения. [Текст]. - М.: Владос, 1996. - 420 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.