Рефераты. Восточные славяне - прародители современных русских

p align="left">Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем "из варяг в греки". Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них -- с Византией.

Другой международный речной путь -- "из варяг в персы" шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море.

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В "Повести временных лет" говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100--200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Принять -- древляне и дреговичи, в бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, а по Западному Бугу -- дулебы, волыняне и бужане, в среднем течении Западной Двины и Днепра -- кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть -- полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов -- ильменские славяне, а в бассейне Оки -- самые восточные из славянских племен -- вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем -- старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени -- вече. Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтийские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо- востоке -- многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге -- хазары, на востоке - волжские болгары, а на юге в Причерноморье -- печенеги и другие тюркские племена.

Финно-угорские и балтские племена: чудь (эсты), мордва, меря, весь, мурома, мещера, печера, пермь (коми), ямь, литва, зимигола, корсь, норома, сгибь

Восточнославянские племена: поляне, древляне, радимичи, вятичи, ильменские славяне, полочане,северяне,волыняне, дулебы, хорваты, уличи

Тюркские племена: печенеги, половцы (куманы), хазары, булгары (современные чуваши, казанские татары)

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними.

2.2 Хозяйственная деятельность и общественный строй

Славяне занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством.

У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия -- перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. Занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону- суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова.

В южных районах основным орудием труда было рало, а позже -- деревянный плуг с железным наконечником -- лемехом.

Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами.

Русский историк В.О. Ключевский писал: "Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры".

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Происходит замена родовой общины -- соседской, территориальной. В ней сохранялась общинная собственность на землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли -- наделы. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству и накоплению прибавочного продукта, а на его основе шло развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Постепенно падало значение народного собрания - веча.

Восточные славяне вели многочисленные войны. Отражали натиск кочевых народов, совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника -- князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину -- группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII--IX вв. формировалась военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI--VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

3. Древнерусская культура

Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища -- религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой -- привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной -- пиршеством и воинскими играми. охранялась еще кровная месть.

Славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца -- Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии -- Перун, богом ветра -- Стрибог, покровителем скота -- Белое (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь -- Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., славяне признали повелителем Вселенной одного бога -- Перуна, бога грома, молнии, войны.

Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах -- капищах, богам приносились жертвоприношения -- требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни -- Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще "чур", по церковнославянски -- "щур". Сохранившееся и поныне выражение "чур меня" означает "храни меня дед". Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили пешие, в реках -- водяные, русалки.

Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали "поворот солнца на лето" особым праздником -- колядою (от латинского calendae; другое название этого праздника "овсень" -- от "о-весень"). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца -- проводы зимы, встреча весны ("красная горка"), проводы лета (праздник "купалы"). Одновременно шли праздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам -- "радуница", был летний праздник "русалий", такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда-- к Святкам, проводы зимы -- к масленице, красная горка и радуница -- к Святой и Фоминой неделям, "купала" и русалий -- к Иванову дню.

Несмотря на яркую аграрность, что нашло выражение и в праздниках и элементах культуры, славяне развивали торговлю. С развитием торговли связано у славян появление городов. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой -- страной городов.

Таким образом, вступив на путь разложения родового строя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства -- Киевской Руси.

Заключение

Итак, на территории нашего Отечества первобытный человек появился в период раннего палеолита -- древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Стоянки людей среднего палеолита (100--35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

В период позднего палеолита (35--10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества -- родовой общиной.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже -- земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным -- в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III--II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (1 тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации.

В оборот хозяйственной жизни славян издавна входила и торговля. На пространстве от южного побережья Балтийского моря до Урала и Волги находят клады с арабскими (куфическими) монетами, относящимися к VIII, даже и к VII в. Если принять во внимание, что у арабов был обычай при каждом халифе перечеканивать монеты, то можно приблизительно точно определить время, по крайней мере, век, в котором зарыт клад. На основании этого и делают вывод, что в VIII, IX и Х вв. те народы, которые жили на Руси, вели торговлю с арабами. Эти археологические предположения совпадают с рассказами арабских писателей, которые передают нам, что арабы торговали в пределах нынешней России и, между прочим, с народом Росс. Велась торговля, вероятно, речными путями, по крайней мере, клады своим местонахождением намекают на это. О размерах торговых оборотов мы можем судить, напр., по тому, что у Великих Лук и недавно у Твери найдены клады в несколько тысяч рублей. Возможность зарыть в одном кладе столько ценностей показывает, что торговля велась большими капиталами.

Быт славян вначале был несомненно племенной. Затем славяне жили общиною не на основании физиологических, кровных начал, а в силу совместного жительства на одних и тех же местах и единства хозяйственных, материальных интересов. Общины управлялись властью избранных старшин, так называемым вечем. Мелкие общины или верви сливались в волости, которые уже были общинами политическими.

С развитием по русским рекам торгового движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали возникать большие города. Такими были: Киев -- у полян, Чернигов -- у северян, Любеч -- у радимичей, Смоленск и Полоцк -- у кривичей, Новгород -- у ильменских славян и др.

Подобные города служили сборными пунктами для купцов и складочными местами для товаров. В них встречались торговые иноземцы, варяги по преимуществу, с русскими промышленниками и торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Охрана товаров в складах и на путях требовала вооруженной силы, поэтому в городах образовались военные дружины или товарищества, в состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных народностей.

Языческие верования наших предков вообще малоизвестны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца -- Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос. Трудно сказать, почему ему давались различные имена: Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса - как покровителя стад или "скотьяго бога"; "великим Хорсом" по-видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество -- Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса, как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, "идолы". Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род. С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил семейный предок -- дедушка домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря колядовали -- ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны -- масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы -- проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Литература:

1.
??????????? «??????? ??????: ????? ? ????????», - ?., 1996.

2.
История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. - М., 1996;

3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., ВЛАДОС, 1995.

4. История Отечества: с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь/ Сост. Б. Ю. Иванов и др. - М.: Большая рос.энцикл., 1999 - 646,[8]с.: ил.

5. История России в вопросах и ответах, С. А. Кислицын,- Ростов н/Д: изд-во "Феникс". 1999, изд. 2-е, испр. и доп. - 704 с. ISВN 5-222- 00610-7

6. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона// http://encycl.yandex.ru

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.