К этногенезу славян, имеют отношение два региона черняховской культуры - Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский.
Первый регион охватывает бассейн верхнего течения Днестра со смежными землями верховьев Западного и Южного Буга, Стыри и Горыни. Это область становления черняховской культуры на основе волыно-подольской группы пшеворской культуры. Спецификой этого региона является крайняя малочисленность скифо-сарматских и готских (вельбарских) компонентов. Это позволяет сделать вывод о заселении Верхнеднестровского региона в позднем римском периоде преимущественно славянами. В начале средневековья на базе древностей этого региона развивается пражско-корчакская археологические культура, носителями которой было праславянское диалектно-племенное образование, известное под этническим именем дулебы.
Подольско-Днепровский регион простирается от среднего течения Южного Буга до левобережья среднего Днепра, охватывая поднепровские земли - Среднее Поднепровье и поречье порожистой части Днепра. Основную массу населения этого региона составили потомки местных ираноязычных племен и расселившиеся славяне - носители пшеворской, а также полиэтничное население - носители зарубинецкой культур, игравшие более активную роль, в связи с чем здесь протекал постепенный процесс славянизации ираноязычного компонента. Имевший место в черняховской культуре ирано-славянский симбиоз оказал значительное воздействие не на весь славянский мир, а только на юго-восточную часть его. Иранское наследие проявляется и в формировании южной части восточного (будущие украинские и южнорусские говоры) и южного (болгарский, сербохорватский, македонский языки) славянства. Иранское начало имеют известные в восточнославянском язычестве божества Хорс и Симаргл.
Анты - это отдельное диалектно-племенное образование славян, сформировавшееся при активном участии иранского этнического компонента. Анты на иранских языках означает “живущие на украине, пограничные жители”. Согласно Иордану, анты заселяли лесостепную полосу междуречья Днестра и Днепра. В конце IV в. имела место война готов с антами, в которой остготский король Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа с 70 старейшинами. Это позволяет предположить, что анты в IV в. имели собственное военно-политическое образование, сопоставимое с другими союзами племен того времени. Антское общество в IV в. было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии. Антами было создано раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, власть которого приобрела наследственный характер.
Из антского ареала исходили славянские передвижения, приведшие к формированию раннесредневековых болгар, сербов, хорватов и македонцев. В начале средневековья на базе древностей этого региона развиваются две археологические культуры: пеньковская антов и именьковская в Среднем Поволжье.
К черняховскому времени восходят и другие бесспорные иранизмы в этнонимии юго-восточной части славянского мира. Таковы хорваты, сербы, русь. Племенное имя сербов связывается с иранской лексемой servi со значением ”страж скота, стеречь”. Этноним сербы получен от сарматов, которые под названием “servi Sarmatorum”упоминаются в источниках IV-V вв., этот индоиранский компонент вошел в праславянский мир со стороны Южного Побужья. Интересно тождество этнонимов `'sar-mat/har-vat`'в значение `'женский, изобилующий женщинами`'. Весьма вероятно и индоиранское начало этнонима русь, возводимого к иранской лексеме со значением “светлый, блестящий”. Этноним рос первоначально тяготел к побережью Черного и Азовского морей и Тавриды. Здесь существовал особый этнос росы. Взаимодействие славян с этим народом привело к перенесению индоарийского этнонима на часть юго-восточного славянства.
Великая славянская миграция. Дальнейшее развитие славянства и поздний этап эволюции праславянского языка(V-VII вв.) связаны с окончанием провинциональноримского облика пшеворской и черняховской культуры в результате нашествия гуннов, великим переселением народов и резким изменением климата в Европе.
Изменение климата в Европе. С конца IV в. происходит сильное похолодание; особенно холодным был V в. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало интенсивное увлажнение и рост количества осадков. Эти изменения сопровождались поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и т.п. Среднее Повисленье отличается наиболее низменным рельефом, и оно более других регионов пострадало от наводнений и переувлажненности почв. Судя по материалам археологии, его население полностью покинуло свои земли, регион обезлюдил на время.
Из Среднего Повисленья миграционные потоки населения, в римское время пользовавшегося всеми достижениями среднеевропейской провинциальноримской культуры, направлялись в юго-восточном направлении в Причерноморье (вторая волна готской экспансии, приведшая к расселению остготов в Нижнем Поднепровье и Крыму) и в северо-восточном через Мазурское Поозерье, средний Неман, бассейн Нериса-Вилии до Валдайской возвышенности.
Именно с этого времени мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район озер Ильмень и Чудского, междуречье Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги. Свидетельством этой крупной миграции являются неизвестные в этих землях ранее вещевые находки среднеевропейского провинциальноримского происхождения, в т.ч. характерные славянской культуре. Первый этап славянского освоения лесной зоны Восточной Европы связан с миграцией праславян пшеворской и вельбарской культур в IV-V вв. на территорию Подвинья, Смоленского Поднепровья и далее на восток в лесную зону Волго-Клязьминского междуречья, районы Верхней Волги, озер Ильмень и Чудского. На основе этой миграции в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье идет процесс становления смоленско-полоцких кривичей, носителей тушемлинской культуры, а вблизи Псковского озера и в бассейне Великой - псковских кривичей, носителей культуры длинных курганов. Кривичи, как считают некоторые исследователи, получили свой этноним от балтского Kreio - “отделяю, отрезаю”, что означало также окраинную область славянского мира (латыши до сих пор называют русских kries). К сожалению, история не сохранила этнонима славянского населения, освоившего территорию Волго-Окского междуречья. В отличие от поволжскофинских племен меря и мурома его можно назвать славяне меря и славяне мурома.
Позднее в миграционный поток были вовлечены славяне суково-дзедзицкой культуры Эльбо-Вислинского междуречья, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры. В VII-VIII вв. формируется культура сопок ильменских словен. Постепенно ильменские словене расселились в бассейне Ильменя с реками Шелонью, Ловатью, Мстой, а также частью Полужья и землями на восток до рек Молога и Чадогоща.
Нашествие гуннов. Гуннское нашествие в конце IV - первой половине V вв. затронуло весь ареал черняховской культуры. Большая часть поселений прекратила существование. Были уничтожены ремесленные центры, снабжавшие население своей продукцией, прекратилось поступление импортных изделий. Разрушение провинциальноримской цивилизации вызвало регресс экономики населения и изменило материальную культуру.
Часть черняховского населения, в том числе анты, была втянута в движении гуннов на запад и вместе с ними осела на Среднедунайских землях.
Значительные группы черняховского населения были вынуждены, спасаясь от гуннского погрома, бежать на новые места жительства. Результатом миграции славянской (антской) части черняховского населения в Среднее Поволжье стало становление в конце IV - начале V вв. именьковской культуры. Выбор конечного региона этой миграции объясним. Сюда, в Самарское Поволжье переселились еще в II-IV вв. группы пшеворского населения из области Волыни, Верхнего Поднестровья и Южного Побужья, спасаясь от готской экспансии. Земель с плодородными почвами здесь было достаточно для того, чтобы принять новые группы земледельческого населения. Этнос носителей именьковской культуры установлен генетической связью ее с волынцевской культурой, славянская принадлежность которой вне всякого сомнения.
В лесостепных землях междуречья Днестра и Днепра (включая часть его левобережья) черняховское население сохранилось после гуннского нашествия в большей степени и не покинуло мест своего обитания. Более того, анты сохранили свою военно-политическую организацию, но до распада гуннской державы подчинялись гуннским наместникам. Например, Аттила поставил своего старшего сына Эллака повелителем акациров (гуннского племени в Приазовье) и других причерноморских народов. В V-VII вв. в ареале черняховской культуры формируются новая культура - пеньковская, экономический уровень которой был ниже черняховской. Создателями пеньковской культуры были в основном потомки местного черняховского населения - анты, в среду которых переселялись из более северных земель Поднепровья носители киевских древностей (балты днепровской группы) и славяне, носители пражско-корчакской культуры.
После распада гуннской державы по смерти Аттилы и переселения ряда германских племен началась великая славянская миграция. Первая волна миграционного потока связана преимущественно со славянами, выходцами из южного Повисленья, которых византийские истории VI в. называют с(к)лавенами, а современные археологи - славянами пражско-корчакской культуры, датируемой второй половиной V - VII вв. и эволюционировавшей из южного ареала пшеворской культуры. Дальнейшее развитие пражско-корчакской культуры было неодинаково в разных землях. На Волыне и в Припятском Полесье в VII-VIII вв. в результате плавной эволюции на основе пражско-корчакских древностей складывается лука-райковецкая культура, носителей которой можно отождествлять с дулебами, названными в Повести временных лет. Славяне (венеты, упоминаемые Иорданом) суково-дзедзицкой культуры, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры, расселяются в области междуречья Эльбы и Одера и на побережье Балтики - Польское Поморье.
Вторая волна миграционного потока, частично, перекрывшая первую, связана со славянами - антами, началась в связи с вторжением в Европу аваров в середине VI в.
Нашествие аваров. Авары (обры древнерусских летописей) - кочевые племена варов и хионитов Северного Приаралья, вторглись в середине VI в. в Северное Причерноморье. Подчинив болгарское племя кутригуров, кочевавших в степях междуречья Дона и Днепра, и антов, и продвинувшись в Среднее Подунавье, куда еще ранее расселились дулебы, авары создали мощное объединение - Аварский каганат. В походах аваров на Византийскую империю участвовали и анты, свидетельствуют об этом византийские источники. Кроме того, византийские историки чаще всего называли антов, в последующем всех восточных славян, аварами и даже гуннами, не делая между ними различия. С 602 г. в византийских источниках не упоминается имя антов, что связано, скорее всего, с распадом военно-племенного союза антов на отдельные племенные образования хорватов, сербов, северов (упоминаемых в византийских источниках) и других славян, среди которых, возможно, были русы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8