Рефераты. Возникновение антидемократических альтернатив развития и социально-экономическое развитие цивилизации в первой половине ХХ века

Возникновение антидемократических альтернатив развития и социально-экономическое развитие цивилизации в первой половине ХХ века

Реферат

на тему: «Возникновение антидемократических альтернатив развития и социально-экономическое развитие цивилизации в первой половине ХХ века»

Возникновение антидемократических альтернатив развития

Мир вступал в XX век в обстановке укрепления индустриальной цивилизации, расширения ее границ (первые ее ростки появились и в Латинской Америке). Определились ведущие страны, первыми осуществившие модернизацию: Англия, США, Франция. Их торопились догнать (а в чем-то даже опережали) Германия и Япония, Россия и Италия, другие государства. В новых условиях изменилось и само понятие «модернизация»: поскольку в целом ряде стран она уже стала свершившимся фактом, теперь под ней подразумевалось умелое и быстрое овладение опытом передовых держав, «подтягивание» к ним.

Преимущества новой цивилизации были очевидны, они давали себя знать уже не только в области экономики, но и в социальной сфере. Благодаря политике социальных реформ государство и общество на рубеже XIX--XX вв. все крепче связывали взаимные интересы, что обеспечивало в ведущих странах эволюционный путь развития и сводило к минимуму почву для внутренних конфликтов. Общество все в большей мере становилось гражданским, т. е. создавало независимую от государственного аппарата систему организаций и массовых движений, отстаивавших права и интересы граждан. При этом гражданское общество не было альтернативой государственным институтам, напротив, оно дополняло их, а порой и предопределяло их шаги. Так, мощное профсоюзное движение за расширение прав рабочих нередко приводило (особенно в Англии и в США) к изменениям в официальном рабочем законодательстве.

Стремительный рост производства в ведущих странах «центра» диктовал им путь экономической экспансии, которая в условиях того времени была тесно связана с политической. А поскольку к концу XIX в. дележ «периферийных» территорий и рынков сбыта в целом был уже завершен, страны как бы разделились на «довольные» и «обиженные»: первые стремились закрепить достигнутое, а вторые жаждали передела.

В этой ситуации то и дело вспыхивали ограниченные военные конфликты: японо-китайская война (1894--1895), американо-испанская (1898), англо-бурская (1899--1902), русско-японская (1904--1905) и пр. Становилось все яснее, что дело может кончиться всеобщей схваткой, в которой каждому придется бороться за себя. Но это не могло принести ничего, кроме хаоса, поэтому конкурирующие страны стремились обзавестись сильными и надежными союзниками. Началось формирование военных блоков, из которых выделились два: Тройственный союз с участием Германии, Австро-Венгрии и Италии (он был заключен в 1882 г.) и союз России, Франции и Англии, сложившийся к 1907 г. и названный Антантой («согласием»). Возникновение в центре Европы двух мощных военных группировок с во многом противоположными интересами делало «большую» войну неизбежной.

Особенно острыми были противоречия между Россией и Австро-Венгрией (а следовательно, и их союзниками) на Балканах, которые уже давно именовали «пороховой бочкой Европы». В 1908 г. Австро-Венгрия при дипломатической поддержке Германии присоединила бывшие османские владения Боснию и Герцеговину, которые фактически еще с 1878 г. были оккупированы австрийскими войсками. А в 1912--1913 гг. разразились две Балканские войны. В первой из них Болгария, Сербия, Греция и Черногория быстро разгромили Турцию, причем основные плоды победы достались Болгарии. А вскоре началась война между ней и ее бывшими союзниками, к которым присоединилась Румыния. Против болгар также выступила «обиженная» Турция, и болгарская армия была разбита.

В результате клубок балканских противоречий запутался еще сильнее. 28 июня 1914 г. сербские националисты убили в Сараево, столице Боснии, наследника австрийского престола и его жену. Австро-Венгрия получила идеальный повод для нападения на Сербию. Но Сербии покровительствовала Россия, решительно поддержавшая ее и на сей раз. Дипломатические попытки урегулировать конфликт ни к чему не привели. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Россия в ответ начала всеобщую мобилизацию, а Германия 1 августа объявила войну России. В войну включились также Франция, Англия, а затем и другие государства.

Так началась первая в истории человечества мировая война, в которую постепенно втянулись 34 страны на стороне Антанты и четыре державы противоположного блока (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария). Масштабы этой войны, жертвы и разрушения, которые она принесла, просто не укладывались в сознании людей той эпохи. За годы войны в действующие армии было призвано более 70 млн человек, 10 млн из них погибли, примерно вдвое больше было ранено. Жестокость (в том числе и против мирного населения), с которой велась война, была неслыханной для современников. В результате уже в ходе войны человеческая жизнь в массовом сознании обесценилась, в душах людей росла ожесточенность (или, напротив, апатия, безразличие ко всему). И это трагически сказалось на дальнейшей истории Европы и мира.

Особенно тяжелые последствия имела война для исторических судеб России и Германии. Промышленности России, в военные годы работавшей с предельной нагрузкой, было все сложнее обеспечивать нужды армии, нелегко было решать и вопросы продовольственного снабжения. Рос внешний государственный долг России: ей то и дело приходилось прибегать к финансовой помощи союзников по Антанте. Оторванность от дома и привычного труда пагубно сказывалась на общем состоянии и духе русской армии, в большинстве своем состоявшей из вчерашних крестьян.

Армию разлагала и пропаганда большевиков, призывавших бороться «за поражение своего правительства». Этот лозунг большевики пытались навязать и европейским социал-демократам, но большинство последних предпочло поддержать именно свои правительства. Оказавшись в изоляции, большевики взяли курс на подготовку революции в России, хотя в классическом марксизме предполагалось, что социалистическая революция должна победить в ряде европейских стран одновременно.

Независимо от планов большевиков в начале 1917 г. в Петрограде вспыхнули стихийные волнения, и столица фактически оказалась в руках солдат и рабочих. 2 марта царь Николай II отрекся от престола, и власть перешла к буржуазно-либеральному Временному правительству. Но и оно не смогло стабилизовать положение в стране. В армии росло дезертирство, рабочие, утомленные войной и подстрекаемые большевиками, все чаще бастовали. В обстановке разраставшегося в стране хаоса целенаправленно действовали только большевики, методично готовившие захват власти. К осени им удалось собрать в Петрограде боевой кулак из перешедших на их сторону солдат и матросов, а также рабочих.

Тщательно подготовив переворот, большевики 6--7 ноября овладели столицей, вскоре власть перешла в их руки и в ряде других городов. Сразу же после этого Россия фактически вышла из мировой войны, оформив это в марте 1918 г. сепаратным мирным договором (Брестским) с Германией. При этом Россия потеряла значительные территории, но уже через 8 месяцев вернула себе часть из них. Это стало возможным в результате военного разгрома Германии и ее союзников странами Антанты, а также революционных волнений в Германии, приведших к крушению монархии.

11 ноября 1918 г. Германия подписала перемирие, и первая мировая война завершилась. Ее окончательные итоги были оформлены в июне 1919 г. на Версальской конференции. Германия лишилась некоторых территорий в Европе и всех колониальных владений. Последние, как и владения распавшейся Османской империи, были поделены между Англией и Францией. Советская Россия, не участвовавшая в Версальской конференции, признала независимость Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Польши, в состав которой вошли также польские земли, еще в конце XVIII в. отошедшие к Германии (Пруссии) и Австро-Венгрии. Перестала существовать и сама Австро-Венгрия: на ее территории возникли независимые Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия.

После первой мировой войны в мире возникла принципиально новая обстановка, что было связано не столько с перекройкой границ, сколько с возникновением нестандартных тенденций и моделей общественно-экономического и политического развития. Наиболее характерный пример в этом смысле являла собой Советская Россия. Российский капитализм утверждал себя недостаточно активно (лишь в последние годы перед мировой войной его развитие ускорилось). К тому же в период войны в обществе возник разлад: часть крупной буржуазии и даже дворянской аристократии встала в оппозицию к монархии. Но и после ее падения в результате Февральской революции расколовшееся общество не смогло использовать открывшиеся возможности для развития капитализма и модернизации.

Большевики же в условиях колоссального военного напряжения сумели воспользоваться ростом массового недовольства и направить его в нужное им русло. Выдвинув ряд примитивных, доступных массам лозунгов, они создали особую идею государства, основанную, по сути дела, на религиозных принципах. Но новые религии, как правило, редко уживаются со старыми. Не случайно в большевистской России все религии (формально они не были запрещены) оказались вытесненными на задворки жизни, а верующих и служителей культа рассматривали как потенциальных врагов государства. В советской истории были и периоды прямых гонений на церковь. Так, сразу после Октябрьской революции многие священнослужители (в том числе и высшие иерархи Православной и других церквей) были физически уничтожены или арестованы.

Новая большевистская «религия» подразумевала беззаветную, непререкаемую веру в государственную власть и преданность ей. Противники этой власти немедленно истреблялись физически, и даже те, кто всего лишь сомневался в ее непогрешимости, объявлялись «врагами народа» и подвергались суровым репрессиям. Понятия «государство» и «народ» отождествлялись: второе становилось как бы придатком первого. Этим перечеркивался демократический принцип «общественного договора», признающий за народом право расторгнуть его, если власть пренебрегает его интересами, попирает их.

Советское государство с самого начала уделяло огромное внимание идеологическому воздействию на общество. Создав новую «религию», оно обозначило и круг главных «богов»: Маркс, Энгельс, Ленин, затем и Сталин. После смерти лидера большевиков Ленина (1924) его забальзамированное тело было помещено в специально сооруженную гробницу (мавзолей), считавшуюся основным объектом поклонения для жителей СССР (так в 1922--1991 гг. именовалась Россия). Устранение слова «Россия» из названия государства также имело символический смысл: национальность и все, с ней связанное (традиции, обычаи, обряды и т. д.), оттеснялись в массовом сознании на второй план, поскольку задачей большевиков была мировая революция, которая должна была привести к созданию всемирного социалистического государства с единым, вненациональным гражданством. Правда, уже к концу 1920-х гг. нереальность осуществления мировой революции стала настолько очевидной, что о ней старались не упоминать. Однако речь шла не об отказе от самой идеи, а лишь об отсрочке ее реализации.

К началу 1930-х гг. в СССР окончательно сформировался новый тип государственного режима -- тоталитарный (всеобщий). Тоталитаризм отличался от традиционной диктатуры (или, например, от восточных деспотий) тем, что государство претендовало на абсолютное подчинение себе общества, стремясь поставить под свой контроль личную жизнь граждан, воспитание детей, даже фасон одежды и т. д. Советское общество (в особенности до середины 1950-х гг.) функционировало по принципу гигантской казармы. Крестьяне были закреплены за созданными в конце 1920-х гг. колхозами наподобие крепостных, им даже не выдавались паспорта. Но и для категорий населения, имевших паспорта, перемещение по стране было крайне затруднено из-за института прописки -- все граждане должны были проживать по конкретному адресу, для перемены которого требовалось преодолеть целый ряд ограничений и запретов.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.