Рефераты. Выдающийся русский просветитель А.С. Суворин

p align="left">В 1880 году, после того, как С. Н. Шубинский “потерпел крушение” с изданием «Древней и Новой России», он с помощью Суворина создал «Исторический Вестник». Страстный любитель истории, Алексей Сергеевич, кроме названных периодических изданий, охотно шел навстречу и роскошным издательствам в интересах все того же русского просвещения. Так, им изданы: «Иллюстрированная история Петра Великого» и «Иллюстрированная история Екатерины II», «Картины Лондонской национальной галереи», «Картины императорского Эрмитажа», «Историческая портретная галерея», «Дрезденская картинная галерея» с текстом г. Люке, «Император Павел I», «Император Александр I» и «Император Николай I» Н. К. Шильдера, «Олеарий, описание путешествия в Московию», и других иностранцев, писавших о России: Герберштейна, Флетчера, Плано Карпини, Корба, «Палестина» А. А. Суворина, «Исторические очерки и рассказы» С. Н. Шубинского и многое другое.

Кроме только что перечисленных изданий исторического характера, им выпущено в свет немало крупных литературных произведений и сочинений, как-то: Пушкина (под редакцией П. А. Ефремова), Лермонтова, Авсеенка, Апухтина, Бежецкого, П. П. Гнедича, Григоровича, Е. П. Карповича, А. Ф. Кони, В. Крестовского (псевдоним Хвощинской), Вас. Немировича-Данченка, Фофанова, Щеглова и других, а также и переводные: Жюля Верна, Данте, Фаррара, Фламмариона, Шиллера, Шопенгауэра, классиков - Плутарха, Еврипида, Софокла, Эсхила, Эзопа и других. Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.

В знаметитой суворинской серии книг “Дешевая Библиотека” с 1879 по 1912 годы вышло почти 500 названий общим тиражом почти 1 млн экз. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С. 145. К числу наиболее значительных произведений, вошедших в “Дешевую библиотеку” , следует отнести переиздания новиковских сатирических журналов “Трутня”, “Живописца”, “Кошелька”. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С. 152.

Конечно, книги Суворина не могли соперничать по дешевизне с книгами для народа Сытина. Они в большей степени предназначались городскому читателю.

Справочники Суворина “Весь Петербург”, “Вся Москва” и “Вся Россия”выпускались вплоть до революции.

В 1884 году «Новое время» выкупает право продажи печатной продукции на станциях Николаевской и Варшавской железных дорог. К началу 1900-х гг. у «Нового времени» будут заключены такие контракты с 8 главными железными дорогами. (При содействии С.Ю.Витте).

Однако, не всегда при издании тех или иных авторов Суворин руководствовался чисто коммерческим интересом. Известны случаи издательства заранее убыточных книг. Например, Б.Б. Глинский вспоминает как Суворин согласился издать собрание сочинений современника Пушкина Туманского, так аргументируя свое решение: “Третьего дня ночью мне не спалось, стал я все это перечитывать, и так на меня пахнуло стариной тридцатых годов, эпохой Пушкина, и так стало хорошо... Что тут какие-то рубли считать!” Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.

Будучи крупным предпринимателем, он не забывал заботится о людях, работающих на него. Так еще в 1884 году Суворин открывает первую частную школу типографского дела в России.

Алексей Сергеевич устроил для работающих в типографии и их семей медицинскую помощь в своем доме. Врач вызывался служащими даже на дом. Затем при типографии «Нового Времени» была устроена ссудо-сберегательная касса, библиотека. На рождественскую елку, которую Алексей Сергеевич очень любил посещать, собиралось до 1000 детей его служащих от трех до двенадцати лет. “Если к этому прибавить, что неспособные к труду, а также вдовы и сироты работавших в «Новом Времени» никогда не оставались без материальной помощи, то получится, что ни один владелец печатного заведения в России не заботился о своих рабочих так, как Алексей Сергеевич Суворин, к слову сказать, особенно радевший о тех работниках, которые вместе с ним начинали тяжелую и ответственную газетную работу,” Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. - так характеризует Суворина-работодателя его современник Б.Б. Глинский.

Еще один яркий пример меценатской деятельности Суворина : в 1906-1907 годах он выкупил землю, где стоял их дом в Коршеве, построил на этом месте школу и вместе с садом подарил ее земству. Занятия в этом здании продолжались до 70-х годов XX века. Романенко А.Д. Несколько слов о жизни и судьбе Алексея Суворина.// А.С. Суворин. В ожидании века XX. С. 9.

Подводя итоги, следует отметить, что издательская деятелность Суворина поразительна,точное же число выпущенных суворинским издательством книг неизвестно. Здесь можно оперировать примерной цифрой в 1600 наименований общим тиражом 6,5 млн экз., выпущенных за 40 лет его работы. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С. 135.

Глава 3. Суворин и театр

Кроме любви к журналистике и издательству у Суворина была особенная страсть к театру. Еще на страницах «Петербургских Ведомостей» он выступал в роли театрального рецензента и сразу обратил на себя внимание как чуткий ценитель талантов и пониматель задач сценического искусства. В 1895 году он создал свой театр - сперва Литературно-артистического кружка, потом Литературно-художественного общества, а затем с 1912 года Малый театр им. А.С Суворина. (Фонтанка, 65.- В настоящее время по этому адресу в Петербурге находится БДТ им. Товстоногова). При театре существовала учебная студия, ее директорим был В.П. Далматов.

На должность первого режесера был приглашен Евтихий Карпов, которому было поручено сформировать труппу. Труппа первого сезона состояла из 45 артисток и артистов. В ее составе были такие выдающиеся таланты, как Пасхалова, Яворская, Холмская, Глама-Мещерская, Домашева, Никитина, Каратыгина, П. К. Красовский, Орленев, Михайлов, Анчаров-Эльстон, Бастунов. Карпов Е.П. А.С.Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. 17-го сентября 1895 года состоялось открытие сезона пьесой А.Н. Островского “Гроза”. Второй постановкой театра была «Нора» Ибсена, с Л.Б. Яворской в заглавной роли. Там же.

В октябре Суворин получает разрешение на постановку пьесы Л.Н. Толстого “Власть тьмы”, противником которой был сам Победоносцев. В понедельник, 16-го октября, за день до представления «Власти тьмы» в Александрийском театре, состоялось первое в России публичное представление знаменитой драмы.

Сухово-Кобылин был именно Суворину обязан тем, что смог увидеть на сцене “Смерть Тарелкина”, - Суворин провел ее через цензуру и поставил в своем театре. Суворин также добился снятия запрета на пьесу “Царь Федор Иоанович” Соловьева И, Шитова В. А.С. Суворин: портрет на фоне газеты.\\ Вопросы литературы. 1977. №2. С.186., которой в октябре 1898 года открылся Художественный театр.

Чтобы нагляднее показать размах суворинского театра приведу еще заголовки несколько пьес, которые были поставлены в первом сезоне.

Это : «Месяц в деревне» Тургенева, «Орлеанская дева» Шиллера,«Ганнеле» Гауптмана, «В тисках» Поля Эрвье, «Тайны души» Метерлинка, «Гость» Брандеса, «Венецианская актриса» В. Гюго, «Равенский боец» Гальма, «Принцесса Греза» Ростана, «Муравейник» Смирновой, «Марсель» В. Сарду, «Бедность не порок» Островского.

Всего, по воспоминаниям Е.П. Карпова, С 17-го сентября 1895 г. по 5-е февраля 1896 года, т. е. за четыре с половиной месяца, было сыграно двадцать пять больших пьес и девятнадцать -- одноактных. Карпов Е.П. А.С.Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.

А.С. Суворин принимал самое деятельное участие в жизни театра, читая пьесы, беседуя с авторами и артистами, почти всегда присутствуя на репетициях и спектаклях. Горя пламенной любовью к театру (что не мешало ему иногда проклинать и театр, и актеров), А. С. Суворин сумел вдохнуть энергию и любовь к делу во всех с ним работающих и заложить прочный фундамент для дальнейшего существования театра,” - пишет Карпов в своих воспоминаниях.

Сам Суворин сравнивает свою любовь к театру со своего рода наркотической зависимостью : “Театр - это табак, алкоголь. От него так же трудно отвыкнуть”. Суворин А.С. Дневник А.С.Суворина. М., 2000, С. 271. После одной из репетиций Суворин делает следущую запись в дневнике : “Театр меня мучает. Каждую минуту у меня желание отказаться от директорства и каждую минуту другое желание - остаться. Мне страшно подумать, что, отказавшись, я снова должен сидеть вечера дома и заниматься по-прежнему целые сутки газетой. Она взяла всю мою жизнь, дала много горечи, много удовольствий...” Там же, С. 256.

За первые три года убыток от театра составил почти 50 тыс. рублей. Однако с 1898 года театр стал приносить прибыль.

Суворинский театр был закрыт только в октябре 1917 года, была ликвидирована и его театральная студия.

Суворин имел успех и как драматург. Совместно с В. П. Бурениным он написал драму «Медея», самостоятельно комедию «Татьяна Репина», «Вопрос», ряд мелких пьес и, наконец, пятиактную драму «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. Наиболее значительное художественное сочинение Суворина, роман “В конце века. Любовь” был даже переведен на немецкий язык.

В заключение хочу привести слова критика В.Ф.Боцяновского, на мой взгляд наиболее точно характеризующие отношения Суворина и театра: «Суворин всю жизнь гонялся за синей птицей театра. Это был страстный, искренний искатель, который больше, чем кто бы то ни было другой, болел кризисом театра». Д.Рейфилд, О.Макарова. Предисловие // Суворин А.С. Дневник А.С.Суворина. М., 2000, С.XVI.

Заключение

В своей работе я постаралась проанализировать различные аспекты просветительской деятельности А.С. Суворина, рассмотрев комплексно весь его жизненный путь. Здесь я считаю необходимым отметить, что определение “книгоиздатель” для Суворина слишком узко. С молодых лет и до конца жизни он оставался журналистом, “королем фельетона”.

Многогранность личности Суворина позволяет вписать его имя в ряды меценатов, драматургов, литераторов, театральных деятелей... За свою долгую и плодотворную жизнь он выстроил целую империю “слова”, пройдя путь от бедного провинциального учителя до предпринимателя-миллионера с европейской известностью. Все, чего он достиг, было плодами его непрерывного, каторжного труда. Про Суворина справедливо можно сказать, что он создал себя сам.

Именно поэтому я считаю, что имя А.С. Суворина должно стоять одним из первых в ряду выдающихся русских просветителей.

Список источников и литературы

Источники

1. Ленин. В.И. ПСС в 55 т, Т.22. М.,1967.

2. Переписка А.П. Чехова. В двух томах. М., 1984. Т.1. (www.lib.ru)

3. Суворин А.С. В ожидании века XX. М., 2005.

4. Суворин А.С. Дневник А.С. Суворина. М., 2000.

5. Телохранитель России. А.С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.(www.belousenko.com/books/memoris/).

Литература.

1. Динерштейн Е.А. Публицист “крайних убеждений”. (Путь А.С.Суворина к Новому времени). Лица.1995. №6.

2. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М.,1998.

3. Есин Б.И. Путешествие в прошлое. М., 1983.

4. Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.

5. Есин Б.И. Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. М., 1963.

6. Есин Б.И. История русской журналистики. 1703-1917 годы. М., 2000.

7. Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. М., 1972.

8. Соловьева И, Шитова В. А.С. Суворин: портрет на фоне газеты.\\ Вопросы литературы. 1977. №2.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.