Рефераты. Япония во второй половине ХХ века

.3 Политическая система современной Японии

Государственное устройство. Япония - конституционная монархия. Современные формы государственного устройства определяются конституцией 1947 г, заменившей конституции 1889 г. Действующая конституция была принята после капитуляции Японии в обстановке невиданного в истории страны подъема демократического движения. При разработке конституции американские оккупационные власти и японские правящие круги вынуждены были считаться с волей японского народа и мировой демократической общественности, требовавших коренной демократизации политического строя.

В преамбуле и ст. 1 конституции народ провозглашается носителем суверенной власти. Изменения в конституцию могут вноситься только с одобрения двух третей полного состава парламента с проведением затем народного референдума.

В конституции провозглашается равенство всех граждан перед законом и упразднение прежнего аристократического сословия со всеми его привилегиями, отделение церкви от государства, равенство юридических прав супругов в семье, запрещение эксплуатации детского труда, право народа на труд, на образование и на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни

Конституция провозглашает всеобщее избирательное право и демократические свободы, в том числе свободу слова, печати, собраний, союзов.

Единственным прецедентом в практике буржуазного государственного права является ст. 9, декларирующая безоговорочный отказ Японии от войн при разрешении международных споров и запрещающая создание в стране каких-либо вооруженных сил, будь то сухопутные войска, военно-морской флот или военная авиация. Фактически вопреки конституции в стране воссоздана армия под названием "сил самообороны".

Конституция защищает и закрепляет законодательным путем основу капиталистического общества - частную собственность на средства производства /Современная Япония, 1973, с. 421-422/.

Император. Император Японии не обладает суверенной властью. Он является лишь "символом государства и единства народа". Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Императорский трон наследуется членами императорской семьи. В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек.

В функции императора входят - назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи Верховного суда по представлению кабинета министров. Созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается обнародование поправок к конституции, правительственных указов и договоров. Он жалует награды, принимает ратифицированные документы и ведает дипломатической частью. Однако все действия, относящиеся к государственным делам, император доложен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который и несет главную ответственность за них /там же, с. 423/.

Вместе с тем на практике роль императорской власти и императорской семьи в политической жизни Японии не ограничивается рамками конституции. Опираясь на пережитки прежних монархических представлений и особого отношения населения Японии к императорской семье, правящие круги страны на протяжении всего послевоенного периода пытаются усилить властные полномочия императора /подроб. см.: Сила-Новицкая, 1990/.

Парламент. Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Он состоит из двух палат - палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются на основе Закона о выборах.

Важную роль в повседневной деятельности парламента играют постоянные парламентские комиссии, созданные по образцу комитетов американского конгресса. В каждой из палат имеется 16 постоянных комиссий. Конституция дает парламенту исключительное право распоряжаться государственными финансами. Парламент утверждает государственный бюджет Японии. Конституция ставит парламент в определенную зависимость от исполнительной и судебной власти. Первая в лице кабинета министров решает вопрос о созыве и роспуске нижней палаты парламента. Вторая в лице Верховного суда обладает правом судить, соответствует тот или иной закон конституции, и признавать его недействительным в случае установления несоответствия /Современная Япония, 1973, с. 425-428/.

Кабинет министров. Полномочия и порядок работы кабинета министров - высшего исполнительного органа власти - установлены конституцией. Кабинет министров действует в составе главы кабинета - премьер-министра и 18 министров. В непосредственном подчинении у главы кабинета находится канцелярия премьер-министра.

В составе кабинета министров отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были упразднены в результате послевоенных реформ государственного аппарата как "гарантия" против возрождения полицейского произвола и милитаризма.

По сложившейся в Японии практике пост главы кабинета занимается лидером партии парламентского большинства. Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно конституции, должен в полном составе уйти в отставку. Предоставляемые ему права делают этот пост самым высоким в государственном аппарате страны /там же, 428-431/.

Верховный суд. Высшим судебным учреждением Японии является Верховный суд, обладающий согласно Конституции всей полнотой судебной власти. Верховный суд состоит из главного судьи 14 судей. Главный судья назначается императором по решению кабинета министров, остальные судьи - кабинетом. Назначение судей Верховного суда утверждается всенародным референдумом во время ближайших выборов в палату представителей.

В функции Верховного суда входят - исключительное право толкования конституции и суждения о соответствии конституции тех или иных законов и постановлений; право пересмотра и отмены решений всех остальных судебных органов; установление правил работы судебных органов и прокуратуры.

Вооруженные силы. Вскоре после начала корейской войны, в июле 1950 г. директивой штаба оккупационных войск США правительству Японии было разрешено создание "резервного полицейского корпуса" численностью 75 тыс. человек.

Созданием "резервного полицейского корпуса", который был укомплектован главным образом за счет бывших военнослужащих армии и флота, было положено начало восстановлению японских вооруженных сил. В августе 1952 г. после вступления в силу Сан-Францисского мирного договора "резервный полицейский корпус" был переименован в "корпус безопасности", его численность была доведена до 110 тыс. человек. 1 июля 1954 г. японский парламент принял закон о преобразовании "корпуса безопасности" в "силы самообороны" страны" в составе сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил общей численностью 130 тыс. человек.

Согласно конституции в Японии нет воинской повинности. Войска комплектуются по найму молодыми людьми в возрасте 18 - 25 лет /там же, с. 452-454/.

Заключение

История Японии в ХХ в. очень насыщена различного рода событиями. Особенно бурные перемены происходили там в середине и второй половине ХХ в. Япония была активнейшим участником второй мировой войны и потерпела в ней поражение. Вся последующая история Японии - это различные реформы и преобразования в экономической, социальной и государственной сферах.

Япония этого периода привлекает пристальное внимание специалистов. В настоящее время существует достаточно обширная литература по истории Японии ХХ в. Особенно много стало появляться различных работ в последние десятилетия. Это, несомненно, связано с теми значительными переменами в японском обществе, которые происходят в последнее время. Этим и можно объяснить внимание к истории этой страны.

Литература

1. Агаев С.А. "Мэйдзи-син": революция или реформа ? // Народы Азии и Африки, № 2, 1978, с. 67-80.

2. Дунаев В. Япония на "рубежах". М., 1983.

3. История Японии (1945 - 1978 гг.). М., 1978.

4. Исторический опыт Японии: в чем специфика?// Азия и Африка сегодня, № 10, 1990, с. 29-34.

5. Кириченко А. Не забывать уроки прошлого. // Азия и Африка сегодня, № 9, 1990, с. 11-14.

6. Киёси Иноуэ, Синдзабуро Оконоги, Сёси Судзуки (перевод с японс). История современной Японии. М., 1955.

7. Конрад Н.И. Столетие японской революции.// Народы Азии и Африки, № 3, 1968, с. 59-71.

8. Кузнецов Ю.Д., Павлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М., 1988.

9. Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век: Учебник для ВУЗов, М., 2003.

10. Норманн Г. Становление капиталистической Японии. М., 1952.

11. Кутаков Л.Н. Очерки новейшей истории Японии (1918 - 1963 гг.). М., 1965.

12. Макаренко В.В. "Мэйдзи-исин": стадиальные особенности генезиса капитализма в Японии.// Народы Азии и Африки, № 5, 1983.

13. Сапожников Б.Г. Япония между 1945 и 80-ми гг.// Народы Азии и Африки, № 5, 1980, с. 29-40.

14. Сатубалдин С. Азиатский кризис: причины и уроки. Алматы, 2000.

15. Современная Япония. М., 1973.

16. Хани Горо. История японского народа. М., 1957.

17. Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М., 1968.

18. Япония: справочник, ч. 2. М., 1992.

19. Японский милитаризм. М., 1972.

20. Япония: государство и накопление основного капитала. М., 1976.

Приложение 1

Приложение 2

Отзыв

на выпускную работу студента исторического факультета

заочного отделения СКГУ гр. И - 02 В специальности

"история" ЧИЛИКБАЕВА ОНДАСЫНА САГАНБАЕВИЧА

по теме "Япония во второй половине ХХ в."

Интерес к истории Японии второй половине ХХ века в настоящее время все более и более возрастает. Этот интерес обусловлен несколькими обстоятельствами. Во второй половине ХХ века, после краха колониальной системы, многие освободившиеся страны Азии и Африки стали проводить у себя буржуазные преобразования. Однако конечные результаты этих преобразований не везде были одинаковы. Подавляющее большинство стран современного афро-азиатского мира, хотя уже давно и стали капиталистическими, в целом не смогли потеснить позиции старых капиталистических стран "первого эшелона".

В этом отношении пример Японии представляет очень редкое исключение. Начав модернизацию своей социально-экономической структуры с 1945 г. уже к 60 - 70 гг. ХХ века она по многим показателям стала выходить на первые места, потеснив по некоторым показателям многие страны Западной Европы и даже США. Именно поэтому этот пример Японии вызывает неподдельный интерес со стороны современных экономистов, политологов, государственных руководителей тех или иных стран современного мира. При этом совершенно поражают не только сами конечные результаты реформ и преобразований, но их глубина и необычайная скорость. Еще одним очень важным обстоятельством является то, что современная Япония не только достигла значительных результатов в различных экономических сферах; современная Япония - очень редкий пример для стран афро-азиатского мира, в которой господствуют демократические нормы общественного устройства.

Автору настоящей выпускной работы в целом удалось на конкретном историческом материале показать основные этапы и направления этой модернизации послевоенного времени. В работе раскрыты основные вехи этого процесса. В том числе автору удалось привлечь и некоторые новые материалы и самые последние исследования по этому вопросу.

Последний раздел работы посвящен разработке школьного урока по истории "новейшего времени" - "Япония в 50 - 70 гг. ХХ в.".

В целом, выпускная работа Чиликбаева О.С. соответствует уровню и требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и заслуживает высокой положительной оценки.

Приложение 3

Научный руководитель

кандидат исторических

наук Заитов В.И.

Рецензия

на выпускную работу студента заочного отделения

СКГУ исторического факультета группы и 02 В

специальности "история" по теме

"Япония во второй половине ХХ века"

Чиликбаева Ондасына Саганбаевича

Выпускная работа Чиликбаева О.С. посвящена истории Японии во второй половине ХХ века. Тема достаточно редкая, хотя данные вопросы содержатся как в вузовской, так и в школьной программе по новейшей истории.

Работа начинается с исторической справки, где содержатся очень интересные малоизвестные факты по географии, культуре, обычаям и некоторым этническим чертам японского общества. Глава вторая посвящена истории Японии в первой половине ХХ века. И хотя данный вопрос выходит за рамки заявленной темы, он не выпадает из общего контекста работы, а наоборот, удачно дополняет его.

Глава третья - Япония во второй половине ХХ века - по сути, является основной. Она содержит достаточно полный материал по периоду послевоенной истории Японии: период оккупации; первые реформы новой власти; становление новой государственной системы власти; экономические реформы в промышленности и сельском хозяйстве. Четвертая глава ("современная Япония") дает представление о современной политическом устройстве страны и ее экономическом развитии. В приложении имеется разработка урока истории по теме "Япония 50 - 70 гг. ХХ в."

Правда, некоторые вопросы послевоенной истории Японии остались или вообще неосвященными или затронуты в работе несколько поверхностно. В частности, это касается вопросов внешней политики Японии после второй мировой войны; внутриполитическое положение и межпартийная борьба; рабочее и демократическое движение.

Тем не менее, в целом выполнена на достаточно высоком уровне и заслуживает высокой оценки.

Кандидат исторических

наук, доцент Козорезова Л.А.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.