Рефераты. Японо-американский договор о безопасности

собое внимание на втором заседании консультативного комитета, проходившем в августе 1962 г., было обращено на японо-южнокорейские отношения.

Представители США заявили об угрозе для Дальнего Востока, которая может возникнуть в результате появления у КНР ядерного оружия, и настаивали в связи с этим на укреплении системы обороны "свободного мира" на Дальнем Востоке, где Японии принадлежит ведущая роль. Комментируя обсуждение этого вопроса на консультативном комитете, "Токио симбун" писала, что США настойчиво стремятся к тому, чтобы переложить заботу об обороне Южной Кореи на плечи Японии, которая географически тесно связана с этой страной, причем Япония должна взять на себя поставки вооружения для Южной Кореи и его ремонт, обучение личного состава южнокорейской армии.

На третьем заседании консультативного комитета, проходившем в январе 1963 г., начальник управления обороны К. Сига подчеркнул, что так как Япония в будущем не сможет рассчитывать на значительную финансовую и материальную помощь японским "силам самообороны" со стороны США, она должна принять необходимые меры для обеспечения обороны собственными средствами. На этом заседании американские представители, по-видимому для того, чтобы проверить реакцию японской общественности, предложили Японии оказать Южному Вьетнаму "невоенную помощь в виде медикаментов и медицинского оборудования". На пресс - конференции, состоявшейся после заседания, министр иностранных дел М. Охира заявил, что у консультативного комитета было слишком мало времени для обсуждения вопроса о том, какую специфическую роль может выполнять Япония в индокитайской войне. Что касается просьбы США о медицинской помощи режиму Нго Динь Дьема, то японская сторона примет ее во внимание.

В то же время министр иностранных дел Японии отметил, что в отношении проблем, связанных с КНР, в выступлениях представителей Японии и США наблюдались "некоторые расхождения в нюансах", что, по его словам, "было неизбежно, поскольку Япония и США имеют различные исторические отношения с коммунистическим Китаем в силу особенностей международного положения сторон".

На шестом заседании комитета, состоявшемся в сентябре 1965 г., основное внимание уделялось вопросам, связанным с использованием американских военных баз на японской территории для осуществления налетов на Вьетнам.

Это было связано с тем, что посадка на японской территории американских бомбардировщиков "В-52" после бомбардировок вьетнамских городов вызвала возмущение японской общественности. В ответ на резкую критику депутатов оппозиции представители правительства заявили в парламенте, что так как эти посадки не являются актом прямых военных действий, они не могут рассматриваться в качестве объекта предварительных консультаций. Не станет ли это молчаливое признание, отмечала в связи с этим заявлением правительства "Асахи симбун", своего рода легализацией маршрута Гуам - Вьетнам - Япония - Гуам для проведения бомбардировок вьетнамских городов.

В газетах появились сообщения, что японское правительство намерено попросить США проводить предварительные консультации с Японией об использовании своих баз на японской территории даже в тех случаях, которые по договору безопасности не являются объектами взаимных консультаций, а также указать американской стороне, что использование находящихся в Японии баз для ведения прямых военных действий против Вьетнама с точки зрения японского народа является нежелательным.

"Просочившиеся" в печать сведения о подобных "намерениях" японской стороны в значительной мере носили пропагандистский характер, направленный на успокоение общественности, возмущенной как агрессивными действиями США во Вьетнаме, так и той поддержкой, которую оказывало американской военщине японское правительство. Перед открытием шестого заседания появились сообщения о том, что некоторые члены японского правительства испытывают сильное беспокойство по поводу того, что Япония, являясь одним из членов "свободного мира", тем не менее вынуждена в известной мере ограничивать военные действия США. Поэтому ожидают, писала газета "Асахи", что на предстоящем совещании позиция японской стороны по вопросу использования американских баз в Японии будет исключительно осторожной. Предсказание газеты фактически подтвердилось. В заключительном заявлении обе стороны просто констатировали некоторое различие в подходе японского и американского народов в отношении войны во Вьетнаме.

На заседании консультативного комитета в декабре 1968 г. США предложили возвратить Японии, передать

для совместного использования или перенести в другие места 50 военных объектов, находившихся в распоряжении американских вооруженных сил. Предложение СШАГ отмечалось в газете "Нью-Йорк тайме", "основывалось на политической оценке значения дружественных отношений". Внося эти предложения, Вашингтон исходил из стремления ослабить напряженность в отношениях, возникших в результате того, что иностранные военные базы и аэродромы были расположены в городских районах с высоким сосредоточением населения.

Последнее, одиннадцатое, заседание консультативного совета накануне продления договора безопасности состоялось в мае 1970 г., и было посвящено новым аспектам в политике США на Дальнем Востоке. Разъясняя суть "гуамской доктрины" Никсона, посол США в Токио" Мэйер заявил, что США не намерены покидать этот район. Деятельность комитета свидетельствует о том, что он является чисто совещательным органом, в задачу которого входит не столько обсуждение вопросов, связанных с действием договора, сколько обмен различной информацией в отношении социалистических стран.

2.3 Рост военного потенциала Японии

Во второй половине 60-х годов возросло значение ст.3 договора безопасности, в которой говорится, что "стороны индивидуально и в сотрудничестве друг с другом посредством непрерывной эффективной самопомощи и взаимной помощи будут поддерживать и развивать в соответствии со своими конституционными положениями свои возможности оказания сопротивления вооруженному нападению".

Таким образом, эта статья договора безопасности предусматривает помощь со стороны США по укреплению японских вооруженных сил и возлагает на Японию обязанность развивать свой военный потенциал.

Военная помощь Японии со стороны США была прекращена. С этого года Япония стала закупать в США оружие и лицензии для производства различного рода вооружения на японских предприятиях. С 1965 по 1970 г. Япония закупила в США оружие и военные лицензии на сумму 445 млн. долл. .

Что касается обязательств японской стороны развивать свой военный потенциал, то они выполнялись далеко не такими темпами, на какие рассчитывал Вашингтон. На пути перевооружения Японии, особенно в первой половине 60-х годов, существовали значительные препятствия.

В первую очередь это демократические силы Японии, опирающиеся в борьбе против возрождения милитаризма на антивоенные, пацифистские чувства японского народа. Кроме того поражение Японии во второй мировой войне, укрепление мощи Советского Союза заставило многих представителей делового и политического мира Японии осознать, что путь внешней экспансии в современных условиях будет гибельным для страны. Немалую роль в их отношении к проблеме перевооружения играли и экономические соображения. Они считали, что относительно низкие военные расходы давали им возможность укрепить конкурентоспособность мирных отраслей японской экономики.

Большое значение имеет ст.9 японской конституции, с которой в определенной степени приходится считаться правящим кругам Японии и США. Еще во время переговоров с министром иностранных дел Сигимицу в 1955 г. и премьер-министром Киси в 1957 г. официальные представители Вашингтона приводили в качестве лишает гибкости ее внешнюю политику, особенно в тот период, когда в Европе пробивают себе дорогу новые веяния. Япония, подчеркивают многие представители деловых и политических верхов страны, вступила в тот период, когда она может начать подъем на новую ступень: от положения "великой экономической державы" к положению "великой политической державы", которая имеет все основания выступать в роли "третьего центра" капиталистического мира наряду с США и Западной Европой.

Премьер-министр Японии Сато в своем выступлении в пресс-клубе в Вашингтоне 22 ноября 1969 г. наметил некоторые контуры японо-американских отношений на 70-е годы. Он заявил, что после возвращения Японии о-ва Окинава положен конец эпохе послевоенного урегулирования и начинается "новый период" в истории стран Тихого океана. Для этого периода будут характерны следующие моменты.

Во-первых, Япония и США переходят от стадии "закрытых отношений", т.е. ограниченных обсуждением вопросов, возникающих между двумя странами, к стадии "открытых отношений", которые предусматривают участие Японии наряду с США в разрешении крупных международных проблем.

Во-вторых, по словам японского премьера, в 70-е годы надо ожидать обострения японо-американских противоречий. Особенно остро они будут проявляться в экономической области, что не сможет не нанести ущерб политическим связям между Японией и США.

Внешнеполитические концепции правящих кругов Японии и США, связанные с будущим характером японо-американского военно-политического союза, свидетельствуют о том, что отношения между этими двумя ведущими державами капиталистического мира вступают в сложный период, в котором временные компромиссы будут сочетаться с обострением межимпериалистических противоречий. Как отмечалось в отчетном докладе XXIV съезду КПСС, Япония наряду с США и странами Западной Европы стала одним из основных центров империалистического соперничества, где "все острее развертывается экономическая и политическая конкурентная борьба".

Заключение

Как известно, в соответствии с Потсдамской декларацией в 1945 г. были осуществлены разоружение и демобилизация японской армии.30 ноября этого же года были распущены Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами. Японские военнослужащие были лишены прав на пенсию.

Поэтому огромную роль в сфере эффективного обеспечения безопасности Японии сыграли именно японо-американские договоры о безопасности 1951 и 1960гг.

Сегодня лидеры США и Японии уже говорят о том, что японо-американский договор о безопасности нуждается в пересмотре как "объективно не соответствующий современным реалиям".

Следует отметить, что сохранение, упразднение или видоизменение японо-американского союза является делом его участников, тем не менее подобные альянсы должны быть сугубо оборонительными, не быть нацеленными на третьи страны, не нарушать баланса сил в регионе и не должны действовать в обход главного инструмента обеспечения международного мира и безопасности - ООН и ее Совета Безопасности.

27 апреля 2001 г. нижняя палата парламента Японии одобрила пакет законопроектов, имплементирующих в японское законодательство новые "Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны". Речь идет о принципиальном изменении характера военного взаимодействия Токио и Вашингтона, а именно - о расширении сферы его охвата при существенном возрастании военной роли Японии. Теперь, как следует из принятых документов, японская тыловая поддержка операций вооруженных сил США будет осуществляться не только в случае нападения на Японию, как это предусмотрено "Договором безопасности" 1960 года, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций в географически неопределенных "районах, прилегающих к Японии".

В Москве нынешнее решение парламента Японии, давшее "зеленый свет" реализации новых "Руководящих принципов", вызывает немало вопросов: насколько далеко простираются "прилегающие к Японии районы", не могут ли они включать территории третьих государств, в том числе России, по каким критериям будет определяться степень "чрезвычайности" ситуации в этих районах? Разумеется, для России категорически неприемлемо включение в такие районы российских территорий. Как подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве, эти вопросы возникли отнюдь не сегодня - они звучали еще не стадии обсуждения указанных законопроектов в японском парламенте.

В данной связи приходится лишь сожалеть о том, что такие озабоченности России, и ряда других соседних с Японией стран, похоже, не были приняты во внимание.

Российская сторона по-прежнему считает, что такие союзы должны быть максимально транспарентными и избегать расширения сферы своего действия.

Библиографический список

Бакош Г.С. Политика Японии: уроки для стран Восточной Европы. - // Вопросы экономики, №9, 1997 г.

Барциц И.П. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 3, 2003 г.

Булатов А.С. Мировая экономика. М., "Юристъ" 2001 г.

Вербицкий С.И. Японо-американский военно-политический союз. М., 1972 г.

Виленский А. Чуйко А. Япония: закономерность феномена. // ЭКО №3, 1992

Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. - Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М., 1997 г., стр.369 - 378.

Гаджиев К.С. Введение в геополитику, М., 1998 г.

Галузин М.И. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2003 г.

Галузин М.И. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная жизнь, №10, 2000 г.

Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции. - // Мировая экономика и международные отношения №8, 2000 г.

Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь, № 8 - 9, 2000 г.

Корнилов М.И. Япония, Южная Корея, Китай - особенности модернизации // Зарубежный опыт 2000 г. №3

Курицын А.Н. Управление в Японии: организация и методы. М.: Наука, 1981г.

Ломакин В.К., Мировая экономика. М., 1998.

Мильнер, Олейник, Рогиненко Японский парадокс (реальность и противоречия капиталистического управления). - М.: Изд-во "Мысль", 1985 г.

Нартов Н.А. Геополитика, М., 1999 г.

Советский энциклопедический словарь. М., 1987.

Спандарьян В.Б. Деловая Япония. М.: Мысль, 1991г.

Япония. Экономика, общество и научно-технических прогресс / под ред. Зайцева В.К., Певзнера Я.А., Рамзеса В.Б. - М.: "Наука", 1998г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.