Рефераты. Язычество и христианство германских племён

Язычество и христианство германских племён

Содержание

Введение

1. Язычество германских племён

2. Христианское миссионерство в VII-VIII веках

3. Принятие христианства германскими племенами

4. Христианизация при Каролингах

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Средневековье - большой и необычайно интересный период в истории западноевропейской цивилизации, насыщенный многообразными событиями. Ознаменованный возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни, значительным прогрессом в развитии материальной и духовной культуры по сравнению предыдущими историческими эпохами, этот период человеческого развития отличается противоречивыми достижениями. Наряду с проявлением феодального насилия, невежества, господством догматического мировоззрения и жестоким преследованием инакомыслия, голодом и опустошительными эпидемиями, достижениями средневековья являются ранние проявления свободомыслия, выдающиеся произведения писателей, поэтов и мастеров архитектуры и искусства, памятники народного творчества. К концу эпохи относится переворот в развитии естествознания, расцвет гуманистической мысли, появление шедевров Ренессанса.

Одним из самых главных моментов в развитии Средневековья стало торжество христианства, распространившееся в сравнительно короткий срок почти по всей территории Европы. Как мировая религия оно окончательно оформилось в феодальном обществе. Внедрение новой религии было процессом сложным, медленным и несинхронным, язычество отступало не сразу. Христианство стало политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором жизни средневекового общества, формой его сознания и самосознания, основой культурной общности Европы. В становлении европейских государств основным звеном являлся процесс христианизации германских народов, так как именно христианство способствовало организации германского мира, а затем стало духовным стержнем средневековой цивилизации.

При написании работы были использованы Гракова Б. Н. («Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне», «Практикум по истории средних веков»), Гергей Е. («История папства») и других авторов.

1. Язычество германских племён

Мир германцев языческой эпохи - это реальный мир, мир человеческой практики и окружающей природы, мир в котором нет ничего потустороннего. На стадии родового строя религиозные представления древнегерманского человека были неотъемлемо связаны с природой.

Юлий Цезарь, столкнувшийся с германцами во время завоевания Галлии в 50-е годы I века до н.э., в «Записках о галльской войне» отмечает, что «в качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те силы природы, которые они видят собственными глазами и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали» Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. VI. 21 / Практикум по истории средних веков // Сост. Б. Н. Граков и др. - М., 1971.. Обряды богослужения у них не отличались сложностью и пышностью, «у них нет друидов (жрецов) и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях» Там же.. В вопросах особой важности большую роль играли, по всей видимости, гадания различного рода. Цезарь описывает следующий: «матери семейств на основании гаданий по жеребьёвым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет» Там же..

По мере развития германского общества изменялось и его религиозное представление. Германцы верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, так называемый «бардит», который исполнялся в виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.

Не отделяя себя в своем сознании от природы, германцы не сооружали культовых зданий, потому что «…считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением» Практикум по истории средних веков. Ч. I / Сост. Б. Н. Граков и др. - М., 1971.. В тех же рощах и дубравах они отправляли религиозные культы.

Древний германский человек свое земное существование своеобразно проецировал на область духовных представлений. В его сознании мир земной и мир божественный не были оторваны друг от друга, одно являлось отражением другого. Бытие, согласно данным «Старшей Эдды», - это примитивное человеческое общество, дикое племя, которое воюет с соседним племенем, применяя силу или хитрость, совершает походы, берет пленников или заложников, похищает у соседнего племени имущество, но, прежде всего, борется со злыми силами, со всем тем, что угрожает его жизни и жизненным ценностям. Злые силы в мифологических песнях - это великаны (ётуны, турсы) и великанши - «могучие девы из Ётунхейма» Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна. - М., 1963.. Причем великаны существовали задолго до возникновения мироздания: «великанов я помню, рожденных до века, и древо предела, еще не проросшее» Там же..

Древо предела - ясень Иггдрасиль - это символический образ мироздания, Вселенной. На ярусах этого ясеня расположены владения богов и людей. В самой середине обитают люди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Главные боги - асы - обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла - ад. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге - мир огня, на севере - мир холода и туманов, на востоке - мир великанов, на западе - мир ванов. Возникшие из этого дерева богини судьбы - норны, занимались тем, что «судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят» Там же..

В древнегерманских верованиях существовало странное и внушительное представление об окончательной гибели богов, о разрушении всего существующего мира, который должен поглотиться громадным пожаром, описываемое в строках «Старшей Эдды»: «Солнце померкло, земля тонет в море, пламя бушует, жар нестерпимый до неба доходит» Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна. - М., 1963.; и вновь возродиться в измененном и уже неразрушимом виде.

Реальнее это можно выразить следующим образом: их религиозные представления, насколько они известны, были лишены той устойчивости и твердости, которые придавала греко-римскому миру богов мифология, украшенная фантастическими и поэтическими вымыслами, а также искусство своими чудными образами, в позднейшее время и философия со своей символикой, не говоря уже о влиятельном жреческом сословии. Верование в бога небес Тиу принесли в Европу со своей прародины первые германские переселенцы; не особенно обширный круг божеств возник впоследствии на основе этого главного верования и существовал наряду с ним. Так, например, таким же, как Тиу, божеством, но под другим наименованием и при несколько ином воззрении, был Водан, бог облачного неба и солнца, которое не слишком часто проглядывало из-за облаков в пасмурной стране германцев. У воинственного народа понятие о подобном божестве легко связывалось с различными представлениями военного быта, точно так же, как атрибуты воинственности были приписаны и многим другим божествам. Этому богу войны были посвящены волк, ворон и коршун, как животные, питающиеся на поле битв; оружием ему служил меткий, разящий издали дротик; за ним толпой несутся души павших героев, и зычные клики этого Воданова войска слышатся ночью в завываниях вихря. Военнопленные приносятся в жертву в честь Водана. Другим видным божеством был Донар, бог грозы: молния, сверкающая в небе - его молот, который он мечет в своих врагов.

Но не все боги представлялись германцам в таких ужасающих и страшных образах. Были у них и женские, благодатные божества, являвшиеся под именами Фригги и Нертус. Наряду с богами довольно значительную роль в народном мифе играли созданные фантазией народа богоподобные существа в виде великанов и карликов. Лесную глушь, ущелья гор и их голые вершины, по представлению народа, населяли чудовищные великаны; в недрах земли и в расселинах скал жили карлики, в бесчисленном множестве распространявшиеся по земле, всюду внося свою таинственную силу (по их желанию то зловредную, то благодетельную), и проникавшие даже в жилища людей, вступая в близкие отношения с ними и с домашними животными.

Таким образом, духовный мир древних германцев характеризовался простотой представлений, своеобразной «приземленностью», но в то же время яркостью образов и насыщенностью действий.

2. Христианское миссионерство в VII-VIII веках

Еще в конце IV века после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населения Римской империи хотя бы формально стало христианским. Многочисленные контакты германских племен с галло-римским населением, а также знакомство с их порядками и культурой приводили к изменениям во многих сферах жизни и самих германцев. Тогда же среди них стало распространяться и христианство, и первое племя, которое приняло его, были готы. Иордан в книге «О происхождении и деяниях готов» указывая на движение на запад гуннских племен, пишет: «…напуганные страхом, колебались, на что им решиться в отношении гуннов; они долго размышляли и, наконец, направили послов к императору Валенту с тем, чтобы подчиниться его законам… Кроме того, чтобы больше было им веры, они обещают стать христианами» Иордан о происхождении и деяниях готов / Практикум по истории средних веков. Ч. I // Сост. Б. Н. Граков и др. - М., 1971.. От готов христианство стало мало-помалу переходить к другим германским племенам, которые в большинстве случаев, подобно готам, принимали его по арианскому обряду. Это обстоятельство имело большое значение для эпохи поселения германских племен в пределах Западной Европы и основания там германских государств.

Пребывая в условиях постоянных нападений со стороны германцев, «церковь и папство пришли к пониманию, что могут сохраниться лишь в том случае, если приспособятся к складывающемуся феодальному миру. Поэтому обращение германцев-язычников и ариан в католичество стало позже основным стремлением римских епископов» Гергей Е. История папства. - М.: Родиола Плюс, 1996..

Развитию идей церковного, религиозного универсализма способствовало монашество. Возникшее в Египте, оно до VI века считалось чисто восточным явлением. Европейская форма монашества возникла как протест против сделки церкви с господствующим классом, против обмирщения ее. Первый монастырь был создан Бенедиктом Нурсийским в 529 году в Монте-Кассино. В Италии, ставшей на путь феодализма, монашество объединилось в орден, по форме напоминавший объединения военизированных крестьян, находившихся на самообеспечении. Составленный Бенедиктом для монастыря устав предусматривал принятие обетов: самообеспечение, проживание в одном месте, совместная работа в монастыре, а также совместная молитва, безбрачие, отказ от имущества и повиновение. Бенедиктинцы также включили в свой жизненный распорядок умственную работу; они создавали в монастырях школы, библиотеки, мастерские-скриптории, в которых переписывались книги. Эта форма монашества прочно внедрилась в церковную жизнь, поставив перед ним новую цель - обращение язычников в христианство. Отцы церкви, используя институт монашества для реализации верховной власти папства, превратили его в передовой отряд формирующейся феодальной государственной и общественной организации. «Бенедиктинский устав и культурный быт монашества недолго удерживали границы Альп. Уже с VI века они перекочевывают в Трансальпийскую Европу, неся за собою духовные представления не только на барские поместья, но и на культуру деревень» Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. - М., 1987.. Распространение устава св. Бенедикта в Европе заняло несколько столетий.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.