Рефераты. Завершение политической централизации Руси

p align="left">На западных землях Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит.

В объединительном процессе русская церковь сыграла значительную роль. После избрания в 1448 г. митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Киевскую и Московскую. Их объединение произойдёт после воссоединения Украины с Россией Кудинова Н.Т. История России 9-20 веков. - Хабаровск, 2003. - С. 58..

Борьба внутрицерковная была связана с появлением ересей. В 14 в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце 15 в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (её зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землёй и крестьянами.

На некоторое время данные взгляды совпали со взглядами Ивана 3-го. Не было единого мнения также среди церковников. Во главе с основателем Успенского монастыря (в данное время Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким воинствующие церковники резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землёй и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви.

Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами ? по имени Нила Сорского, который уединился в скиту на реке Соре на Вологодчине Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. - М., 2006. - С. 263..

Церковные иерархи провозглашали самодержца царем зёмным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Иван 3-й на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и национальной, и государственной.

2. Отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости

Русские земли, разорённые монголами, были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды.

Непрекращавшаяся борьба, которую вёл русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Также этому способствовало наличие на Руси церковной организации и собственной администрации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства в отличие, например, от Средней Азии, Причерноморья, Прикаспия.

В 1243 г. Ярослав Всеволодович (1238?1246), брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия, был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку (пайдзу) ? своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Был создан институт наместников-баскаков ? руководителей военных отрядов монголо-татар, которые следили за деятельностью русских князей, для контроля над русскими землями. Донос баскаков в Орду обязательно заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а иногда и жизни), или карательным походом в непокорную землю. Только за последнюю четверть 13 в. было организовано 14 таких походов в русские земли Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М., 2006. - С. 62..

Стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, некоторые русские князья встали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было ещё недостаточно. Так, в 1252 г. были разбиты полки галицко-волынских и владимирских князей. Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский, это хорошо понимал. Он взял курс на восстановление и подъём экономики русских земель. Русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды, поддержала политику Александра Невского. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения ? «запись в число». В города посылали бесерменов (мусульманские купцы). Им на откуп отдавался сбор дани. Размер дани («выхода») был очень большим. Одна только «царева дань», то есть дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а затем деньгами, составляла 1300 кг серебра в год.

Перепись населения в 50?60-х годах 13 в. сопровождалась многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Владимира, Ярославля, Ростова, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что с конца 13 в. сбор дани был передан в руки русских князей.

Помимо постоянной дани существовали и «запросы» ? единовременные поборы в пользу хана. Также в ханскую казну шли налоги для «кормления» ханских чиновников, отчисления от торговых пошлин и т. д. Всего было 14 видов даней в пользу татар Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. - М., 2006. - С. 271..

В 1480 г. монголо-татарское иго было навсегда свергнуто. Произошло это после столкновения монголо-татарских и московских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял Ахмат-хан, который заключил союз с польско-литовским королем Казимиром 4-м. Иван 3-й смог привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира 4-го, сорвав его выступление против Москвы. Ахмат-хан, простояв на Угре несколько недель, понял, что вступать в сражение безнадёжно. Когда Ахмат-хан узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увёл свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанёс сокрушительное поражение Золотой Орде. После этого её существование прекратилось.

Поражение Руси в 13 в. было полным. Юго-Западная и Западная Русь, избежав подчинения монголам, утратили не только политическую независимость, как северо-восточные княжества, но и внутреннюю самостоятельность. Войдя в состав Великого княжества Литовского и Венгрии, они впоследствии были поглощены Речью Посполитой. Лишь русский Север (Новгород и Псков) вплоть до конца 15 столетия продолжал традиции Древней Руси, оставался активным и самостоятельным участником политических отношений и торговых обменов в бассейнах Балтийского и Северного морей, частью ганзейской системы.

Москва, которая объединили великорусскую народность сначала как подручница Орды, а потом, когда окрепла и дождалась ослабления монголов, стряхнувшая их иго, в политическом отношении представляла собой соединение православия с восточной деспотией. С 1326 г., с переноса митрополичьей кафедры из Владимира-на-Клязьме, Москва является столицей России. Союз великого князя и митрополита с целью объединения православных земель вокруг Кремля стал первой национальной идеей великороссов. Так сложилась традиция российской самодержавной власти, которой церковь не противостоит, а подчиняется Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М., 2006. - С. 67..

Именно эта традиция резко отличает Россию от Западной (но не от Восточной и Юго-Восточной) Европы.

3. Правовое оформление централизации. Судебник 1497 г.

В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства ? Судебник Ивана 3-го. Судебник содержал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 Судебника ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определённым сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября) Судебник 1497 г. //Российская юстиция. - 2006. - № 11. - С. 47 - 50..

Судебник 1497 г. - важнейший памятник юридического характера Московской Руси конца 15 в., первый русский общегосударственный судебник Судебник 1497 г. имел целью распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидацию правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей. Судебник кодифицировал нормы обычного права, княжеские указы, уставные грамоты и т. д. Большая часть Судебника посвящена правилам процессуального права, и лишь несколько статей касаются вопросов материального права. Также усиливаются элементы розыскного процесса. Однако уголовные дела всё ещё решались поединком сторон. В Судебнике к нормам материального права относятся положения о купле, займе, землях, наследстве, межах, холопах, земледельцах. Впервые Судебник законодательно оформляет прикрепление свободных земледельцев к земле. Прежняя полная свобода перехода крестьян ограничивается сроком (Юрьев день) и платой «пожилого».

За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое», то есть плату за годы, которые он прожил на старом месте. Ограничение крестьянского перехода является первым шагом к установлению крепостного права в России. Однако до конца 16 в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Заключение

Итак, мы рассмотрели процесс завершения объединения русских княжеств под властью Москвы, отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости, а также правовое оформление централизации. Судебник 1497 г.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

По распространенному мнению, нахождение русских княжеств в составе Орды в 13-15 вв. сыграло в отечественной истории не меньшую роль, чем принятие христианства в 10 столетии. Тот факт, что государство, этнически (славянское), по месту рождения (Восточная Европа) и духу (православное христианство) европейское, прошло «инкубационный период» становления в теле азиатской державы, дал основание говорить об особом, евразийском характере России. Если от Византии Россия унаследовала вместе с верой идею нерасчлененности высшей власти, то у монголов она взяла уроки устройства и функционирования этой власти.

Восстановление политической независимости России логически привело к восстановлению и расширению контактов с Западом. Великий князь Иван 3-й, объединивший северо-восточную Россию, покоривший Новгород и сбросивший монгольское иго, тем самым вернул Русь - но уже в качестве России - на политическую карту Европы. Он же стал первым российским западником. Иван Васильевич предпринял серьёзную попытку сблизить Московию с Западной Европой - как политически, так и культурно. Он не только пригласил итальянских мастеров для строительства Кремлевской крепости и соборов, но и сделал заявку на участие в складывавшейся системе международных отношений. Внутри страны Иван стремился упорядочить правовую систему, издав в 1497 г. Судебник - первый документ такого рода после Русской Правды Ярослава Мудрого.

Список использованной литературы:

1. Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. - М., 2006. - С. 784.

2. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю / Под ред. А.А. Данилова. - М., 2005. - С. 80.

3. Кудинова Н.Т. История России 9-20 веков. - Хабаровск, 2003. - С. 104.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М., 2006. - С. 520.

5. Отечественная история: Конспект лекций / Под ред. В.А. Потатурова. - М., 2004. - С. 92.

6. Проценко О.Э. История восточных славян с древнейших времен до конца 18 в. / Под ред. О.Э. Проценко, М.Я. Колоцея. - М., 2002. - С. 115.

7. Судебник 1497 г. // Российская юстиция. - 2006. - № 11. - С. 47 - 50.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.