Рефераты. Завоевание Западной Римской Империи германскими племенами:новый взгляд

p align="left">Одоакр правил Италией в течение 17 лет, затем она была завоевана германским племенем остготов, которые в 493 г. основали на Апеннинском полу-острове свое королевство во главе с королем Теодо-рихом. При поддержке Византии Теодорих в качестве «короля готов и италиков» правил свыше 30 лет (493--526 гг.). Это королевство с центром в Равен-не просуществовало до 555 г. Теодорих рассмат-ривал себя как «старшего» среди прочих варварских королей и стремился регулировать отношения между варварскими королевствами. В частности, он старался сохранить равновесие сил в Галлии, не давая франкским королям чрезмерно расшириться за счет бургундцев и вестготов.

Теодорих занял независимую позицию и в отноше-нии Византии. Восточноримские императоры были недовольны его неблагодарностью.

Во внутренней политике Теодорих стремился при-мирить обе этнические группы населения -- римскую и варварскую. Он привлекал к своему двору римских ученых и писателей, восстанавливал многие старые римские памятники, окружал себя римскими совет-никами. Среди них особенно большую роль играл римлянин Кассиодор, занимавший должность госу-дарственного секретаря при Теодорихе и написав-ший по его поручению «Историю готов». В руках римской знати по-прежнему было сосредоточено гражданское управление. Для римлян оставались в силе прежние римские законы. Теодорих не произ-водил новых конфискаций земель, предоставив ост-готам лишь те, которые были ранее захвачены Одо-акром. В целях большего удобства для остготской знати распоряжаться своими новыми землями Теодо-рих издал указ, разрешавший землевладельцам отрывать колонов от земли.

Политический строй государства Теодориха до са-мого конца его правления оставался двойственным. Готы держались обособленно от римлян. Они судили по своим германским судебным обычаям. На них была целиком возложена военная служба. По рели-гии это были ариане (арианство -- весьма многочис-ленная секта в христианской церкви IV и V вв., кото-рая была широко распространена преимущественно в восточных провинциях империи, а также среди варваров -- остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Основателем ее был александрийский священ-ник Арий, учивший, что Христос не бог, равный Богу-отцу, а сотворен им).

Политика Теодориха таила в себе большие проти-воречия. Она не удовлетворяла полностью римскую рабовладельческую знать, мечтавшую о воссоедине-нии с Восточной Римской империей. В то же время предупредительное отношение Теодориха к италикам, то, что он рассматривал себя как преемника бывших императоров, его преклонение перед римской образо-ванностью, нежелание производить новые земельные конфискации -- все это возбуждало недовольство им в рядах готской знати. В конце своего царство-вания Теодорих убедился в непрочности своего по-ложения, когда некоторые из его высших сановников, римляне по происхождению, были изобличены как заговорщики, ведшие за его спиной тайные перегово ры с императорским двором. В государственной измене был обвинен и тогдашний римский папа, который вел интенсивную переписку с византийским двором и совершил специальную поездку в Констан-тинополь.

Со времени поселения «варваров» прежние облас-ти западной части империи сильно одичали. Большие сооружения римлян, их крепости, водопроводы, превосходные дороги, проведенные из Италии через Альпы к Рейну и Дунаю и через Галлию к океану, пришли в упадок. В государствах, основанных гер-манцами, не было казны и с населения не собирали налогов, поэтому не было средств, чтобы под-держивать эти крупные постройки и приспособления. В них, однако, не нуждались, поскольку сношения с отдаленными странами ослабели. Подвоз товаров с востока прекратился: в VII в. на западе уже не знали азиатских материй или греческой посуды, как это было во времена империи. Люди в основном носили домотканую одежду и пользовались орудиями, сделанными на месте.

Деньги сделались редкостью. Они не имели посто-янного оборота, а большей частью сохранялись в кладовых и ларях наряду с другими драгоценностя-ми. Зависимые крестьяне и рабы платили земле-владельцам не деньгами, а натурой, т. е. работой и предметами: доставляли долю урожая, известное ко-личество скота и домашней птицы со своего двора и приводили своих лошадей на работу, помогали подво-зить на своих телегах хозяйские запасы, приходили косить, полоть и жать на господских лугах, огоро-дах и нивах.

Землевладельцы также не платили королю денег. Они не собирали податей и не держали войско на жалованье. Люди, обязанные служить ему, вооружа-лись сами и снаряжали за свой счет отряды, отправ-лялись в поход на определенное время или исполняли какое-нибудь поручение короля, разбирали тяжбы, усмиряли восстания в городах, провожали королев-ских гостей или купцов. Король также платил нату-рой -- давал им землю с усадьбой, предоставлял охоту на участке своего леса или рыбную ловлю в озере, либо право собирать в гавани, у моста, в горном проходе взносы товарами с проезжающих, либо право судить в известном округе, т. е. собирать взносы за разбирательство дел.

Старинное население бывших римских областей сохранило свои обычаи; владения римлян могли пе-реходить по завещанию к любому наследнику, гер-манцы же признавали лишь права родственников. На суде у римлян судья сам вел разбирательство дела на основании показаний свидетелей, а не пре-доставлял тяжущимся спорить и драться с оружием, в руках, как это было у варваров. Германские вожди были вынуждены сохранить за своими рим-скими подданными привычные им порядки, оставить им старый суд; король западных готов в Испании даже поручил собрать главнейшие римские законы и составить из них для романского населения «сокра-щенное руководство».

По примеру римлян германцы стали составлять записи своих собственных обычаев. Это поручали знатокам старины; если приходилось устанавливать новые правила, король созывал собрание вождей, епископов и народа и «издавал», т. е. возвещал, закон.

Законы германцев составлены на очень грубом латинском языке. Их главная цель -- установить по-рядок при конфликтах между людьми и помочь делу суда, поэтому в них определены штрафы за различ-ные проступки и выкупы (вергельд) за убийство или ранение людей. Штрафы в пользу короля или народа, а еще более выкупы в пользу близких различаются в цене, смотря по тому, какого сословия потерпев-ший -- знатного или простого; обидчик, уплатив должное, не подвергается наказанию. Это -- варвар-ская черта; римский закон, напротив, признает за личностью одинаковую цену независимо от звания и, кроме того, преследует обидчика как лицо, опасное Для общества. Самая старинная из этих записей -- Салический Закон, или Правда салических франков, составленная еще до принятия франками христианст-ва в V в.

Самый замечательный по своей стройности и отчетливости -- Лангобардский Закон, или «эдикт» короля Ротари в середине VII в.

Лангобарды жили раньше на берегах Среднего Дуная и вступили в Италию необузданно диким племенем, пугавшим население своим страшным ви-дом с нависшими по щекам, сплетавшимися с боро-дой волосами и татуированным зеленой краской ли-цом (около 570 г.). Они безжалостно резали тузем-цев и жгли селения. Их вождь Альбоин на пирах пил из черепа убитого противника. Лангобарды составляли при завоевании военное сословие, разде-ленное на роды; господствующие семьи владели боль-шими стадами свиней и жили за счет земледель-ческой работы своих крепостных, альдионов. В Ита-лии лангобарды сначала подчинили все туземное население. У римлян было отнято городское управ-ление. В столкновениях между ними и лангобар-дами действовал лангобардский обычай.

Но скоро быт лангобардов изменился. Из странст-вующего войска они превратились в оседлых земле-владельцев, многие лангобарды поселились в городах, и с этой переменой разрушились их старинные роды. Власть королей, назначавших по областям герцогов, стала, сильнее. Король перестал странствовать со своей свитой из одного поместья в другое. Он стал жить в укрепленной павии, где стоял его дворец и находилась его казна. В своем эдикте Ротари подражает выражениям законодательства императо-ра Юстиниана: он хочет добиться, чтобы всякий в государстве жил спокойно по праву и закону и мог защитить свое имущество.

Через 150 лет после завоевания лангобарды сли-лись с туземцами, и в стране установилось одина-ковое право для всех свободных людей; в военной службе они делились на «сильных, второстепенных и меньших* по богатству. Лангобарды стали говорить на романском наречии; у них сохранились героичес-кие сказания о старине, но их образованность уже была чужая, латинская.

Когда свержение Ромула Августула положило ко-нец номинальному существованию Римской империи, галло-римские и другие провинциальные магнаты довольно быстро установили с «варварами*- мирные отношения. Многие из провинциальных магнатов сумели сохранить значительные земельные владения и, отличаясь более высокой культурой, знанием зако-нов и обычаев, стали желанными советниками при

«варварских» королях. Постепенно они слились с аристократией, складывавшейся в среде самих *«вар-варов»'.

Германцы разорили множество городов, а сами селились, как правило, в деревнях и хуторах, но все же в Италии, Южной Галлии и Испании остались

города. В них отчасти сохранились старые римские порядки: сенат из зажиточных помещиков и домо-владельцев, выборные от города судьи и полицей-ские начальники, ремесленные союзы с обязанностью поставлять в город товары и участвовать в его защите. в городах осталось также самое важное римское Учреждение -- власть епископов. Недаром св. Амвросий в конце IV в. при виде вторжения германцев говорил, что «волны варваров разбиваются о скалы церкви». Епископы, с основания церкви управлявшие имуществом христианских общин, теперь, в V-- VI вв., распоряжались огромными владениями, ко-торые состояли из благочестивых вкладов и заве-щаний. Но они имели силу и в общегородских делах.

Епископы избирались в основном из старинных римских фамилий. Епископ обыкновенно был богат. От него зависело избрание и назначение лиц, управ-ляющих городом, он имел надзор за расходованием городских денежных средств, руководил обществен-ными работами в пользу города. Епископ считался покровителем низших классов населения, которые шли к нему со своими жалобами. Власть еписко-пов производила сильное впечатление на варваров. Проклятия и благословения, произносимые еписко-пами, крестные знаки, которыми они скрепляли свои грамоты, были в их глазах таинственной и страшной силой.

Епископы постоянно переписывались, поддержи-вали друг друга. Особенно важны были сношения римского епископа с епископами других городов. Они напоминали прежние связи римского императо-ра с военными вождями и наместниками провинций. Римской империи больше не было, но из Рима еще шли советы, решения и приказы.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.