Рефераты. Землеустройство в предвоенные и послевоенные годы 1938-1954 гг.

p align="left">На прошедшем в сентябре 1942 г. в Омске съезде представителей сибирских городов, биржевых организаций и кредитных товариществ выяснилось, что уполномоченному Главного управления землеустройства и земледелия Н.Ф. фон Штейну было поручено заготовить к 15 октября хлеба для армии в объеме 8 млн. тонн. Съезд постановил передать заготовку продовольствия кооперативным организациям и сельскохозяйственным обществам. Кредитная кооперация Западной Сибири при поддержке Петропавловского отделения Государственного банка, активно приступила к закупке для нужд армии пшеницы, муки и овса. Заготовка велась 104 учреждениями мелкого кредита, сосредоточенными в пяти объединениях. Ввиду незначительности авансов, выдаваемых правительственными уполномоченными, учреждения мелкого кредита региона вынуждены были, нарушая устав, использовать для закупок свои оборотные средства. Всего в течение первого года войны сибирская кредитная кооперация, при решающем вкладе организаций западносибирского региона, заготовила для армии более 7 млн. пудов муки, 850 тыс. тонн зерна, 500 тыс. тонн сена.

Не отставал от кредитных товариществ региона и «Союз сибирских маслодельных артелей». Сразу после начала войны правление «Союза» предложило интендантству закупить для армии и флота через свои структуры сливочное и топленое масло. Кроме того, «Союз» взял на себя поставку для вооруженных сил 1 млн. пудов овса и 5 млн. пудов сена. Решающую роль в реализации этих планов играли западносибирские организации «Союза». В итоге кооперативы «Союза» совместно с представителями Министерства земледелия заготовили в первый год войны 8 млн. пудов сена, 1 млн. пудов овса, 1 млн. пудов масла, всего на сумму около 20 млн. руб.

Во второй заготовительный сезон 1943 - 1944 гг. в регионе значительно вырос удельный вес закупаемой для армейских нужд мясо - молочной продукции. Прежде всего, речь шла о крупномасштабных закупках сливочного масла. Правительство, с целью гарантированного обеспечения вооруженных сил этим продуктом питания, в сентябре 1943 г. приняло решение о запрете вывоза масла из Западной Сибири на срок до 1 мая 1944 г. Исключительное право на покупку масла было предоставлено Министерству земледелия. Сельхозпроизводители региона при активном участии кооперативных организаций энергично включились в дело заготовки масла для вооруженных сил. Благодаря созидательной деятельности кооперативов края, «Союз сибирских маслодельных артелей» за второй год заготовок, который продолжался с ноября 1943 г. по июль 1944 г. сдал более 1 млн. пудов масла на сумму 28 млн. руб.

Пик активности кооперативов региона на поприще продовольственного снабжения армии пришелся на вторую половину 1944 - начало 1945 г. В масштабах всей России к 1945 г. было более 50 тыс. потребительских и кредитных кооперативов, которые объединяли 22 млн. чел. Западная Сибирь выглядела весьма солидно на общероссийском фоне. В 1944 г. здесь насчитывалось 3,4 тыс. кооперативов. В 1942 г. объединения западносибирских кооперативов заключали крупномасштабные договоры с уполномоченными по заготовкам продовольствия для армии в регионе. Возрастала слаженность в действиях различных кооперативов в деле помощи армии. Они стремились устранить частных посредников - перекупщиков в заготовительной кампании и тем самым дать возможность местному населению получить «полную стоимость» за поставленное для армии продовольствие.

Заготовительная работа для армии в Западной Сибири продолжилась. Кооперативные организации региона в абсолютном большинстве поддержали Временное правительство и идею доведения войны до «победного конца». Однако в условиях нараставшего в стране социально - экономического и политического кризиса, заметно снизился продовольственный вклад кооперативных организаций Западной Сибири в дело снабжения воюющей армии. Тем не менее, вплоть до заключения большевистским руководством сепаратного мирного договора со странами Четверного союза, заготовка продовольствия кооперативами для нужд армии в регионе продолжалась. В итоге, более половины заготовленного за годы войны в крае для вооруженных сил продовольствия пришлось на местные кооперативные организации.

Таким образом, использование властями в годы войны кооперации для решения такой важнейшей государственной проблемы как продовольственное обеспечение армии, было попыткой восполнить пробел в рыночных механизмах регулирования экономики. Кооперативы и их союзы налаживали разрушаемые экономические связи, организуя сбыт и закупку определенных продуктов и товаров. Возникнув как элемент рыночного хозяйства, кооперация в период войны играла роль своеобразного связующего звена между мелкими производителями и государственными ведомствами на внутреннем рынке. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М.,2007. с. 152.

3 Общие положения СССР в послевоенные годы

Последствия Великой Отечественной войны: людские и материальные потери, структура народного хозяйства, состав населения. Определение приоритетов в экономической политике и их закрепление в заданиях 4-го пятилетнего плана.

Восстановление разрушенных и строительство новых промышленных предприятий. Индустриализация республик и областей, вошедших в СССР в предвоенные годы. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышлен-ного комплекса. Испытание в СССР атомной бомбы. Состояние тяжелой и легкой промышленности в начале 50-х годов.

Послевоенная деревня. Засуха и голод 1946г. Усиление административного давления на колхозы и личные подсобные хозяйства колхозников. Аграрный кризис начала 50-х годов.

Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен на продовольственные и промышленные товары. Уровень жизни городского и сельского населения.

Настроения различных слоев населения советского общества после войны и их влияние на внутреннюю политику властей.

Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней, первые прямые и тайные выборы народных судей. Возобновление съездов общественных организаций.

Развитие культуры. Достижения советских ученых, деятелей литературы и искусства. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Восстановление системы всеобщего начального образования и введение обязательного образования в объеме семи классов.

Меры по укреплению режима личной власти Сталина и борьбе с вольномыслием в обществе. Постановления 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства. “Научные дискуссии” по философии, политэкономии, языкознанию и биологии. Кампания борьбы с “космополитизмом” и “низкопоклонством перед Западом”. “Ленинградское дело”. Новая волна политических репрессий. ХIХ съезд ВКП(б) и реформа высших партийных органов.

Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав, их резкое несовпадение по целям и задачам. Начало “холодной войны”.

Участие СССР в мирном урегулировании отношений с бывшими союзниками Германии. Заключение договоров о дружбе и взаимопомощи с восточноевропейскими государствами. СССР и германский вопрос. Деятельность Информационного бюро коммунистических и рабочих партий. Образование мировой социалистической системы. Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Конфликт с Югославией и его причины.

Раскол мира на противоборствующие военно-политические блоки. Позиция СССР по основным международным проблемам. Деятельность в ООН. Отношения со странами “третьего мира”. Поддержка СССР международного движения сторонников мира. Принятие закона о защите мира. Корейская война 1950-1953 гг. и Советский Союз.

Решения Сентябрьского пленума ЦК КПСС (1953) по подъему сельского хозяйства. Освоение целинных и залежных земель. Курс на ускорение научно-технического прогресса в промышленности и его результаты. Успехи в освоении космоса и использовании атомной энергии в мирных целях. Качественные изменения в оснащении Вооруженных Сил (межконтинентальные ядерные ракеты, атомные подводные лодки и др.). Соколов А.К. Лекции по советской истории. 1917-1958. М., 2007. с. 183.

Расширение прав союзных республик в управлении экономикой. Переход от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью. Новое Положение о правах профсоюзов. Производственные совещания. Ликвидация МТС, массовое преобразование колхозов в совхозы и огосударствление промысловой кооперации. Перестройка системы управления сельским хозяйством. Разделение областных и краевых парторганизаций по производственному принципу.

Замедление темпов экономического развития страны в начале 60-х годов. Разработка новой хозяйственной реформы.

Социальная политика. Меры по улучшению жизни населения страны: снижение или полная отмена налогов на подсобные хозяйства тружеников села, повышение зарплаты рабочим и служащим, новый закон о пенсиях, индустриальное жилищное строительство и др. Влияние экономических трудностей начала 60-х годов на социальную политику. Новая волна гонений на личные подсобные хозяйства. Трудности с продовольственным снабжением населения. Повышение розничных цен на товары. Стихийные выступления рабочих в 1962г. События в Новочеркасске.

Расстановка сил в высшем партийно-государственном руководстве после смерти И.В. Сталина. Роль номенклатуры в исходе верхушечной борьбы за власть. Избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС. Реорганизация органов госбезопасности.

Политика “управляемой номенклатурной десталинизации”, ее внутренняя ограниченность. ХХ съезд КПСС. Постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий”. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реакция в обществе на критику Сталина. Меры по ограничению критики советской политической системы. Закрытое письмо ЦК КПСС “Об усилении работы партийных организаций по пресечению вылазок антисоветских, враждебных элементов” (декабрь 1956). Разногласия в партийно-государственном руководстве и их причины. Вывод о “полной и окончательной победе социализма” и вступлении СССР в период “развернутого строительства коммунизма”. Третья программа КПСС (1961). Усиление атеистической пропаганды, гонения на церковь.

Государственная политика в области науки и образования. Новые тенденции в развитии общественных наук. Достижения советских ученых. Изменения в системе высшего и среднего образования. Школьная реформа 1958 г. “Оттепель” в литературе и искусстве. Борьба с “ревизионизмом” и “форма-лизмом”. Встречи Н.С. Хрущева с интеллигенцией. Зарождение движения диссидентов, первые бесцензурные издания.

Изменения в теории и практике советской внешней политики. Нормализация отношений с Югославией. Координация хозяйственных планов государств - членов Совета Экономической Взаимопомощи. Образование Организации Варшавского Договора (1955). Влияние критики “культа личности Сталина” на внутриполитическую ситуацию в социалистических странах. СССР и венгерские события 1956 г. Обострение отношений СССР с Китаем и Албанией.

Женевская встреча лидеров СССР, США, Великобритании и Франции (1955). Установление дипломатических отношений с ФРГ. Подписание Государственного договора с Австрией. Советско-японская декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений. Государственный визит Н.С. Хрущева в США (1959). Деятельность СССР в ООН. Внешнеполитические инициативы советского руководства. СССР и страны “третьего мира”.

Усиление конфронтации мировых систем социализма и капитализма. Наращивание гонки вооружений. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. и его уроки. Московский договор об ограничении ядерных испытаний. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. М., 2007. с. 162.

4 Землеустройство в послевоенные годы

После второй мировой войны стране необходимо было подниматься после человеческих и материальных потерь. Отдельно для отрасли землеустройства была организовано Бюро землеустройства, которое должно было восстанавливать и совершенствовать данную отрасль.

Бюро землеустройства (ВЬМ) было учреждено в 1946 г. и объединило главный земельный офис, созданный в 1812 г. при Министерстве финансов; а также Пастбищную службу, функционирующую с 1934 г. Учрежденная ВЬМ Программа кадастровой съёмки включает в себя документальную регистрацию и определение официальных границ земель общей площадью свыше 700 млн. акров.

В структуру Бюро землеустройства входило 12 отделений штатов, 58 отделений графств и 140 местных отделений. Всего в системе работаело около 10 тыс. человек.

Основными функциями бюро являлись следующие:

- ведение земельных информационных систем;

- проведение кадастровых съемок, землеустройства и межевания земель;

- ведение земельных архивов 31 штата;

- подготовка планов территориального развития регионов;

- проведение съемок земель;

- выпуск лицензий и других разрешений на использование земель и полезных ископаемых;

- инспектирование правильности использования выданных лицензий и

разрешений;

- проектирование и строительство дорог, других коммуникаций и зданий;

- мониторинг природных ресурсов;

- продажа федеральных земель и покупка земель в федеральную собственность.

Указанные функции выполнялись специалистами и экспертами бюро на местах и координировались с другими органами государственной власти соответствующих уровней (федерация, штат, графство).

Работа Бюро землеустройства являлосья одним из источников денежных поступлений в федеральный бюджет (около 800 млн. долл. ежегодно). Главные статьи дохода -- осуществление землеустроительной деятельности и продажа древесины и общественных земель, сдача в аренду пастбищ, а также дорог для проезда к собственности, продажа разрешений на разработка землеустроительных мероприятий по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, а также по мелиорации и рекультивации нарушенных земель, в целях предотвращения или ликвидации крупномасштабных экологических последствий или улучшения земель на больших территориях, когда отдельные землевладельцы и землепользователи не могут самостоятельно осуществить эти мероприятия, а государство напрямую, заинтересовано в их проведении.

Организация проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения в целях их перераспределения, разделения или консолидации» если участники землеустройства не могут решить эти вопросы с участием частных землеустроительных фирм и обратились за помощью в органы государственной власти или местного самоуправления за помощью в осуществлении таких работ.

Заключение

Итак, цель работы достигнута, мы рассмотрели землеустройство в предвоенные и послевоенные годы.
Задачи так же решены, мы рассмотрели основные положения СССР в предвоенные годы, а соответственно общую картину положения страны в этот период, а затем отдельно интересующую нас отрасль. Далее мы рассмотрели общее положение СССР в послевоенные годы, а далее землеустройство в этот период. Теперь можно подвести выводы.

Можно сказать что после войны землеустройство пришло в некоторый упадок, как и все отрасли страны, но стало быстро восстанавливаться по причине необходимости. Сейчас землеустройство развилось несравнимо с тем временем. Ныне землеустройство - это система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации использования и охраны земли как средства производства. Результат землеустройства - это появление предпосылок для внедрения систем ведения хозяйства, обоснованных научно.

Выделяют следующие виды землеустроительных работ:

Подготовка документов для постановки на Государственный кадастровый учет земельного участка;

Межевание объектов землеустройства;

Территориальное землеустройство и инвентаризация земель;

Организация и планирование рационального использования земель и их охраны;

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

Оценка качества земель;

Внутрихозяйственное землеустройство;

Создание и ведение землеустроительной документации;

Почвенные, геоботанические и прочие изыскания и обследования.

Список литературы

1. Горбачев М.С. Реформы и жизнь. В 2-х тт. М., 2006. 541с.

2. Государство Российское: власть и общество. Сб. док. М., 2006. 341с.

3. Документы свидетельствуют. 1927-1929. 1929-1932. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. М., 2004. 301с.

4. Из истории партийных программ // Известия ЦК КПСС. 2006. № 3.

5. Кооперативно-колхозное строительство в СССР. 1923-1956. М., 2005. 202с.

6. Примерный Устав сельскохозяйственной артели. М., 1935.

7. Союз можно было сохранить. Белая книга. Документы и факты. М., 1995.

8. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952.

9. Степун Ф.А. Бывшее и не сбывшееся. В 2-х тт. М., 2004.354с.

10. Хрестоматия по истории России. 1914-1945. М., 2006. 512с.

11. Хрестоматия по истории России. 1946-1995. М., 2006. 557с.

12. Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 2007. 351с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.