Рефераты. Железный век степной Евразии

p align="left">За Доном, к востоку от земель, занятых скифами, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена савроматов. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья.

Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки на берегах волжских притоков и по р. Манычу.

Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами, которые расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями находятся узкие прямоугольные ямы, в которых хоронили рядовых общинников. Встречаются и другие типы могил - обширные квадратные погребальные камеры. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дно клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад.

Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуды с прямыми или немного выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с ними существовали горшки (т.е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками.

В большинстве савроматских могил имеются кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота. Среди археологических материалов много оружия. Основным вооружением был короткий сложный лук скифского типа. Практически не отличались от скифских и ранние савроматские трехгранные и трехлопастные бронзовые втульчатые и черешковые наконечники стрел. Уже в ранний период истории у савроматов в качестве основного типа наступательного оружия были известны длинные мечи.

Скотоводческое население Средней Азии и Казахстана в персидских ахеменидских источниках известно под названием саков. Геродот называл их азиатскими скифами. Сейчас хорошо изучено несколько групп сакских памятников.

На Памире исследованы десятки сакских могильников: Акбеит, Аличур, Харгуш и др. Курганы в этом районе представляют собой небольшие насыпи из камней или плоские овальные и четырехугольные выкладки. В грунтовых ямах обнаружены скелеты погребенных в скорченном положении. Рядом с погребенными клали бронзовые прямые ножи, кинжалы, стрелы, похожие по форме на скифские, и слепленные руками неорнаментированные сосуды, в большинстве выпуклодонные, сосуды шаровидной или грушевидной формы, а также предметы вооружения.

Особо выделяются своей пышностью курганы Семиречья (юго-восток Казахстана и север Кыргызстана). В этом районе исследованы как царские курганы, так и рядовые могильники. Среди них большую ценность представляют Чиликтинские курганы (Восточный Казахстан), могильник Бесшатар, расположенный в долине р. Или к востоку от Алма-Аты. Диаметр некоторых курганов доходил до 100 м, а высота - до 20 м. Под насыпью больших курганов находились бревенчатые склепы с прихожей и коридором. Сверху они были закрыты бревнами и камышовыми матами. Кроме того, под землей прорывались проходы, назначение которых трудно установить. Общая длина таких проходов под Бесшатарским курганом составляет 55 м. Почти все курганы знати ограблены. Однако по некоторым сохранившимся вещам можно судить о погребальном инвентаре и о том, что вместе со знатными мужчинами погребали жен или рабынь. Иначе хоронили рядовых воинов в могильниках Алтын-Эмель, Джуван-тюбе, Каргалинском и др. Их погребали под небольшими насыпями в прямоугольных ямах, выложенных деревом или камнем. В яму рядом с погребенным клали короткий меч-акинак и колчан с бронзовыми наконечниками стрел. В этих погребениях сохранились бронзовые зеркала и украшения, очень похожие на скифские, а также детали конской сбруи. Многие бытовые и культовые предметы украшены фигурками животных. Среди сюжетов звериного стиля древних кочевников Средней Азии широко распространены литые фигурки горных козлов с гордо загнутыми крутыми рогами.

Уникальным памятником саков является могильник Иссык, состоящий из 45 больших курганов. Могильник расположен на берегу р. Иссык, в 50 км восточнее Алма-Аты. Он состоит преимущественно из так называемых царских курганов диаметром до 90 м и высотой до 15 м. Это своего рода Долина Царей. Особым богатством отличался один курган. Под его насыпью находились две погребальные камеры - центральная и боковая, сооруженные из бревен. В камере размером 2,9 х 1,5 м были найдены остатки погребенного и посуда. На одежде, головном уборе и обуви погребенного были многочисленные золотые украшения. Рядом со скелетом лежали предметы вооружения: остатки железного меча и ножен, железный кинжал, предметы туалета и различная утварь. У южной и западной стен в определенном порядке была размещена глиняная и деревянная посуда: кувшины, миски, блюда и черпаки, бронзовые и серебряные сосуды. В погребальной камере кургана Иссык было обнаружено свыше четырех тысяч золотых предметов: прежде всего многочисленные бляшки в виде барсов, лошадей, горных козлов, пластины, различные декоративные нашивки из листового золота, пронизки, серьги. По положению золотых бляшек установлено, что погребенный был одет в короткий кожаный кафтан и штаны, обшитые фигурными треугольными бляшками из золота. Обувь также украшали бляшками. Кафтан погребенного был перетянут парадным наборным поясом, украшенным шестнадцатью золотыми бляшками-накладками.

Большинство земляных курганов, расположенных в Хакасии, в южной части Красноярского края и на соседних территориях, относится к тагарской культуре, названной по острову на Енисее около г. Минусинска, где был раскопан крупный могильник. Кроме курганов известно около ста татарских поселений, места добычи руды, каменоломни, оросительные каналы и писаницы. Самая ценная среди них - писаница на горе Бояры к северу от Абакана, где изображен поселок людей тагарской культуры.

Основные памятники - курганы. Под их насыпями содержатся обширные квадратные погребальные камеры, стены которых выложены камнем или деревянными бревными. Такие камеры являлись родовыми усыпальницами, внутри которых было погребено до нескольких десятков умерших. Рядом с погребенными найдена масса бронзовых вещей: ножи с отверстием на ручке, бронзовые проколки, чеканы, кинжалы, похожие на скифские.

Основой хозяйства было земледелие и скотоводство. О развитии земледелия свидетельствуют бронзовые массивные серпы со слабо скошенным лезвием и отверстием для привязывания ремня, с помощью которого серп надевали на руку во время работы. Другими земледельческими орудиями являются многочисленные бронзовые мотыги - кельты. Кроме того, в одной из могил Тисульского могильника были обнаружены зерна проса и ячменя. Земледелие у племен тагарской культуры было мотыжным. Обрабатывались, очевидно, только мягкие и влажные земли речных долин. Интересно, что большинство татарских серпов найдено именно в таких наиболее пригодных для мотыжного земледелия районах.

Наряду с земледелием в хозяйстве татарского населения большую роль играло скотоводство. Примеров, доказывающих существование развитого скотоводства, достаточно много. Почти в каждой тагарской могиле есть кости домашних животных - коровы, овцы, лошади.

Тагарцы жили оседло, что подтверждают многочисленные поселения трех типов: долговременные неукрепленные поселения, укрепленные городища и временные сезонные поселения. На поселении Объюл были обнаружены остатки небольших землянок глубиной до метра. Сверху над котлованом жилища возвышались наземные стены. Остатки наземных четырехугольных жилищ открыты на Шестаковском городище на берегу Кии в Кемеровской области и поселении Косоголь в Красноярском крае.

В могилах обнаружено большое количество бронзового оружия. Наиболее распространенным оружием были кинжалы и чеканы. Татарские бронзовые кинжалы просты: клинки имеют вытянутую форму, со сплошной ручкой, прямым или бабочковидным перекрестием и навершием в форме валика с изображениями голов фантастических хищных птиц. Интересным оружием был чекан - ударное приспособление с острым бойком, обухом и втулкой. Он крепился на деревянную ручку, с противоположного конца которой надевался шток - своего рода наконечник.

Курганы Горного Алтая представляют собой большие каменные насыпи. Под ними в глубоких ямах сооружались двойные рубленые бревенчатые камеры. Внутри обширной камеры, по размерам не уступающей жилому помещению, находилась другая, меньших размеров. Между ними было воздушное пространство. Под курганами образовались участки вечной мерзлоты, так как затекавшая внутрь влага шмерзала, а камни за лето прогревались столь незначительно, что образовавшийся под их покровом лед не мог растаять. Вечная мерзлота сохранила то, что в других условиях исчезло бы бесследно. В камерах пазырыкских курганов уцелели все деревянные конструкции, драгоценные ткани, ковры, изделия из шерсти, меха, кожи, войлока и многое другое, включая погребенные в них забальзамированные трупы людей. Нее это позволяет составить представление о том, как жили строители пазырыкских курганов. Это были скотоводы, достигшие высокого уровня развития, очень близкие по культуре и типу хозяйства сакам долины Семиречья, известным по курганам Иссык и др.

В V-III ее. до н. э. в долинах Тувы сложилась уюкская культура, курганные комплексы которой составляют насыпи из камней и земли и каменной ограды. Погребения совершались внутри бревенчатых четырехугольных камер-срубов. В таких склепах погребено до десяти и более человек. С погребенными клали бронзовые кинжалы - акинаки, чеканы, наконечники стрел из бронзы, кости и дерева, аналогичные наконечникам стрел на других территориях скифо-сибирского мира, бронзовые котелки шаровидной формы, деревянную посуду, бронзовые и костяные украшения одежды. Значительную группу археологического инвентаря составляют металлические предметы конского снаряжения, солярные бляшки - «зеркала» и украшения, среди которых различные бусы из камня, подвески из клыков кабана, раковины каури, штампованные из золота бляшки в виде головы антилопы, крылатых орлов, баранов с подогнутыми ногами, грифов и хищников семейства кошачьих.

Восточная окраина скифо-сибирского мира - это культура ордос в Северо-Восточном Китае. Собранная там коллекция археологических материалов из бронзы рассредоточена по ряду музеев мира, плохо документирована. При сравнении с известными материалами соседних территории становится ясно, что там есть предметы как ранние, так и более поздние, относящиеся в основном к последним векам до новой эры и первым векам новой эры. Большинство предметов принадлежит к образцам скифо-сибирского мира.

Список литературы

1. Якимко С.Н. Археология. М, 1999.

2. Аверин Л.Ф. Кто такие скифы? М, 2001.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.