Рефераты. Жизнь города Смоленска в конце ХІХ-начало ХХ века

p align="left">В целях более эффективного привлечения горожан к борьбе с пожарами с момента своего создания совет общества постановил платить водовозам за каждую бочку воды, доставленную на место пожара, по 20 копеек.

Для профилактики пожаров, по примеру варшавской пожарной охраны, при обществе с 1899 года действовал отряд трубочистов. В 1890 году был создан духовой оркестр из 30 человек, принимавший участие во всех торжественных и развлекательных мероприятиях, а также учениях общества, на его содержание общество выделяло ежегодно около 2000 рублей. Для членов общества проводились семейные вечера, устраивались спектакли. Летом 1888 года Смоленск посетили Их Императорское Высочество Великий князь Владимир Александрович и Великая княжна Мария Павловна. 27 июня она присутствовали на параде и учении пожарного общества. В том же году по ходатайству Общества Великий Князь «изъявил согласие» принять его под свое покровительство. 16 января 1889 года председатель совета общества получил уведомление о том, что «Государь Император соизволил принять Его Императорскому Высочеству Великому князю Владимиру Александровичу под свое покровительство Смоленское Вольное Пожарное Общество».

За 25 лет существования общества «в признательность» за борьбу с пожарами золотой и серебряной медалью с надписью «За усердие» правительством было удостоено 11 человек; П.Н.Шамовский получил звание личного почетного гражданина. В 1906 году по инициативе гласного депутата Смоленской городской Думы И.И.Русакова на базе Шейновско-Новосельско-Рачевской дружины, образованной в 1903 году, было создано Смоленское Пригородное Пожарное Общество. Оно было создано с целью предупреждения и тушения пожаров в местностях, наименее обеспеченных в пожарном отношении. Такими были предместье Рачевка, а также селения Шейновка, Новоселье и другие. Депо этого общества располагалось у внешней стороны крепости, на берегу Днепра, между Армянской набережной и Армянской улицей (ныне ул.Соболева в районе горводоканала). Общество имело добровольную пожарную команду численностью 100 человек, небольшое количество наемных служащих, содержало обоз, лошадей. Пригородное пожарное общество и Боровская пожарная дружина имели при себе детские учебные команды (прародители современных дружин юных пожарных), в Пригородном насчитывалось 80 человек.

В 1881 году было создано городское Общество взаимного страхования имущества от огня, целью которого являлось обеспечение владельцев движимого и недвижимого имущества Смоленска, возмещение ущерба от пожаров. К 1 декабря 1897 года им было застраховано имущество на сумму 4400000 рублей. Сознавая, что пожарное общество является гарантией существования и успеха страхового общества, оно ежегодно передавало пожарному обществу денежные средства. Так, в 1883 году за успешные действия членов пожарного общества в борьбе с огнем страховое общество выделило ему, кроме постоянного пособия, назначенного в размере 2% с поступающих премий, пособие в размере 500 рублей, на следующий год субсидия увеличилась до 1500 рублей. Также страховое общество оказывало помощь пожарным частям и косвенно - путем выделения средств городу на расширение водопроводной сети, устройство пожарных кранов и принятие мер к увеличению количества воды в городском водопроводе.

Летом 1902 года в Смоленске открылось пароходное движение товаров и пассажиров по Днепру. Капитан парохода «Отважный» Фридрих Карлович Вирт на свой страх и риск первым начал совершать рейсы между Смоленском и Дорогобужем. Второй пароход - «Благодать», курсировавший по Днепру в 1902 году, принадлежал витебскому купцу Савве Федоровичу Заворотнову. К концу первой навигации капитан Вирт оказался заложником обмелевшей реки. Из-за низкого горизонта воды и Катынских порогов ему не удалось вернуться в Киев. В декабре 1902 года оба судовладельца обратились в смоленскую городскую управу с просьбой о строительстве пароходной пристани. Для этих целей был выделен участок береговой линии (слева по течению Днепра) на месте бывших купален. В 1903 году на средства городской казны пристань была построена. Она располагалась выше старого моста и представляла собой деревянный павильон, разделенный на три помещения. В одном из них хранились грузы, а два других были залами ожидания для пассажиров 1,2 и 3 классов. Поскольку взимаемая плата за проезд была невелика, услугами пароходства пользовались как городские, так и сельские обыватели.

К 1911 году смоленская пристань находилась в ведении 1-й судоходной дистанции Киевского округа МПС, а прибрежье Днепра в черте города было разделено на пристанские участки, один из которых предназначался для стоянки наземных судов и снарядов, работавших на расчистке русла. В результате их деятельности Катынские пороги были освобождены от огромных валунов, мешавших судоходству, и открыто движение пароходов вниз по течению до Сырокоренья. В 1913 году по Днепру стал курсировать новый пароход «Удалой», с апреля 1915 года начали совершать рейсы между Смоленском и Могилёвом пароходы судовладельца Маховера.

Особенностью смоленского пароходного участка было его замкнутость. Установлению сквозного пароходства вниз по Днепру мешали Кобелянские пороги близ Орши. Через них суда могли пройти лишь в очень короткий период высоких весенних паводков, в остальное время пороги были непроходимы.

Половодье 1908 года было одним из наиболее сильных за всё 20 столетие. Меры, направленные к сокращению последствий от стихийного бедствия, были приняты заранее. В этом можно убедиться, прочитав обращение Смоленского Полицмейстера к Городскому Голове от 20 марта 1908 года: «Ввиду обильных снегов и сильных морозов нельзя не предвидеть быстрого перехода от зимы к весне, а следовательно, и быстрого таяния таковых. Озабочиваясь предупреждением несчастных случаев по причине могущего быть наводнения реки Днепр, я как заведующий спасательной станцией сделал распоряжение о принятии мер средствами, имеющимися в моем распоряжении, но, находя их недостаточными, прошу распорядиться о заготовке на каждой из низовых улиц двух-трех лодок и большого размера плотов». Городской Думой было выделено 850 рублей на расходы, которые могли возникнуть в период наводнения.

Весна показала: опасения были оправданы. В 1908 году разлив Днепра оказался необычайно большим. Были затоплены многие улицы города, с находящимися на них постройками. Под водой находилось: начало Богословской улицы (ныне Б.Краснофлотская), вся прибрежная часть Рачевки, было затоплено полотно железной дороги, начиная от Никольской улицы (ныне ул. Им. Маршала Тухачевского) и до городских скотобоен, залиты были Московская улица (ныне им. Маршала Жукова). Жители затопленных районов были вынуждены покинуть свои дома, или приютиться на чердаках своих жилищ.

В связи с высоким поднятием уровня воды в реке было временно приостановлено движение трамваев по мосту через Днепр, хотя пешеходам разрешалось переходить через мост. В целях оказания помощи пострадавшим городская управа наняла большое количество плотов и лодок. Главным образом пострадали бедные районы города, где жили малообеспеченные и совершенно неимущие горожане. Им была оказана денежная помощь на сумму 5000 рублей. Управа подала ходатайство в правительство с просьбой оказать помощь Смоленску в размере 10000 рублей. Степченков Л. «Половодье на Днепре» ( журнал «Смоленск», №12-2000 г., стр. 37-38)

Термин «Красный Крест» служит для означения помощи, оказываемой больным и раненым на войне, на началах, установленных Женевской конвенцией, и в частности для означения института добровольной помощи больным и раненым. На международной конференции в 1892 году было постановлено, чтобы все такие общества носили однообразное название Обществ Красного Креста.

29 июня 1894 года в день святых апостолов Петра и Павла состоялось торжественное открытие Смоленской общины сестер милосердия Российского Общества Красного Креста. В декабре 1897 года Смоленская община сестер милосердия Красного Креста в одном из зданий, арендуемом на Покровской улице, рядом с общиной открыло бесплатную амбулаторию, целью которой было оказание по мере возможности врачебной помощи бедным жителям города и возможность сестрам милосердия применить на практике свои теоретические познания по медицине, приобретенные в общине при прослушивании лекций врачей.

Занимаемое помещение не отвечало ряду требований: не имело достаточной площади, отсутствовали необходимые удобства, в особенности для амбулатории. Чтобы устранить эти неудобства, возник вопрос о строительстве собственного здания общины. По ходатайству председателя смоленской общины, Дума передала ей безвозмездно участок земли «за Молоховскими воротами по Рославльскому шоссе, рядом со зданием бывшей почтовой станции». Здания общины возводились очень быстро. Главное управление Красного Креста выделило на строительство 16 тысяч рублей, Министерство земледелия благодаря ходатайству управляющего государственными имуществами выделило бесплатно необходимый лес. На устройство водопровода и отводных труб было затрачено свыше 3 тысяч рублей.

В августе 1898 года строительство одного из двух зданий общины было завершено, и в него перевели амбулаторию с Покровской улицы. Окончательно работы выполнили в ноябре этого же года. 22 ноября состоялись открытие и освящение новых зданий.

В Смоленской губернии медико-статистическое отделение О.Виноградова было организовано в мае 1892 года и почти сразу приступило к практической деятельности: организации борьбы с эпидемиями, установлению санитарного надзора за предприятиями и промыслами, снабжению медикаментами и прививочным материалом, надзору за водоснабжением, жилищами и т.д. На должность заведующего отделением был приглашен член Общества русских врачей имени Пирогова в Москве Дмитрий Николаевич Жбанков. Работа в санитарном бюро отвечала интересам 39-летнего врача, убежденного в том, что правильная организация здравоохранения невозможна без изучения санитарного состояния населения условий труда и быта людей.

В течение 10 лет Д.Н.Жбанков руководил работой смоленского медико-статистического бюро. На пяти губернских съездах земских врачей Жбанков выступал с докладами, в которых ратовал за увеличение числа медицинских участков, больниц и врачей (в 1891 г - 31 участок, 24 больницы, 39 врачей; в 1894 году - 47 участков, 27 больниц, 55 врачей). Виноградова О. «Будил общественную мысль и совесть…» (журнал «Смоленск», №9-2003г., стр. 36-38)

Дмитрий Николаевич развернул многогранную научную и общественную деятельность, а работа Общества смоленских врачей при его участии заметно оживилась и приняла практическую направленность. Обществом были собраны пожертвования на бесплатную амбулаторию для неимущих слоев населения, которая открылась в августе 1892 года и сразу же приобрела популярность. Сам Д.Н.Жбанков стал одним из заведующих этой лечебницей и несколько раз в неделю принимал в ней больных. В то лето Смоленску грозила эпидемия азиатской холеры, и бесплатная медицинская помощь с раздачей лекарств спасла тысячи его жителей. Благодаря заботам Жбанкова были открыты дешевые столовая и чайная вблизи Заднепровского рынка. Он устраивал и сам читал публичные лекции, организовывал музыкальные вечера у себя на квартире по Верхне-Пятницкой улице (ныне ул. Воровского), встречался и состоял в переписке с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, А.М.Горьким.

Об устройстве телефонной станции общественного пользования небольшому губернскому городу Смоленску долгое время нечего было и мечтать.

Помог случай!

В окрестностях Смоленска предполагались большие маневры войск в присутствии императора Александра III, причем главная штаб-квартира должна была находиться в самом Смоленске.

В 80-90-е годы в городе был расквартирован значительный военный гарнизон: штабы 13-го армейского корпуса и 13-й пехотной дивизии, Софийский, Капорский и Нарвский пехотные полки, первая артиллерийская бригада, 13-й саперный батальон и другие воинские части.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.