Рефераты. Жизненный путь и боевые тактики адмиралов Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона

Жизненный путь и боевые тактики адмиралов Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона

38

Содержание

  • Введение
    • 1. Флот: его значение, особенности развития на примере двух держав.
    • 1.1 Геополитическая концепция морских путей
    • 1.2 Сравнительный анализ состояния военно-морского флота России и Великобритании
    • 1.2.1 Российский военно-морской флот
    • 1.2.2 Английский военно-морской флот
    • 2. Два адмирала в боях за Отечество
    • 2.1.1 Ф.Ф. Ушаков - адмирал от Бога
    • 2.1.2 Г. Нельсон - гордость нации
    • 2.2 Сравнение военных тактик, использованных в важнейших сражениях
    • 2.2.1 Фидониси - первый бой
    • 2.2.2 Абукир - первая большая победа
    • 2.2.3 Калиакрия - совершенная победа
    • 2.2.4 Трафальгар - триумф и смерть
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

Когда мы слышим или произносим слово "история", обычно перед нами встает длинный ряд событий и дат, которые учат в школе. Но только ли это определяет данную науку. История населена людьми, личностями. Все географические, природные, внешнеполитические и другие условия заработают только в том случае, если их приведут в действие живые люди, в первую очередь лидеры. И чем более ярким характером обладает лидер, тем активней он вторгается в жизнь общества. История - прежде всего живые люди, их предметное и бытовое окружение. Это отдельный мир, особая атмосфера, присущая каждой эпохе. Ничто здесь не забыто, а просто покрыто толстым слоем пыли. Но стоит только изучить проблему более досконально, как сам погружаешься в атмосферу старины, возвращаешься в прошлое. История - неиссякаемый источник, где на каждую проблему можно взглянуть практически с любого ракурса.

Реконструкция такой науки - очень кропотливый и трудоемкий процесс. Здесь мало скупых летописей и сухих документов. Для полного анализа проблемы требуется выявлять и привлекать исторические источники, заключающие в себе целостный, образный взгляд на интересующее нас событие или эпоху.

События, рассмотренные в данном докладе во второй половине XVIII века в двух странах: России и Англии. Это эпоха великих географических открытий, расцвет колониальной системы и постоянная борьба за передел новых территорий. Обладать сильным флотом в то время должна каждая, считающая себя могущественной держава.

Развитию Англии всегда сопутствовало развитие ее флота. Она была островным государством и всецело зависела от морской торговли. Англичане установили свое безраздельное господство на морях и считали сильный флот гарантией своей безопасности. Правительство Англии стремилось поддерживать количество боевых судов на уровне, обеспечивающем его численное превосходство над флотом сильнейших европейских держав. Хорошо развитый флот позволял устанавливать прочную связь со всеми ее многочисленными колониями. Благодаря этой хорошо отлаженной системе, опутавшей большую часть земного шара, Англия прочно удерживала имя страны, царящей на морях. Вполне естественно, что у Англии было много талантливых флотоводцев, и появление Нельсона не было нонсенсом, а стало вполне закономерным этапом в длительном развитии флота.

В России все обстояло по-другому. Во второй половине XVIII века страна, находясь под влиянием итогов реформ Петра I, показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. Оно опиралось на экономическую мощь государства, на его чрезвычайно возросшее международное влияние. Но основную роль в победах сыграла слава русского оружия. В войнах той эпохи прославились великие русские полководцы и флотоводцы.

Одним из них был гениальный адмирал Федор Федорович Ушаков. Он и А.В. Суворов: вот два имени, непревзойденные в русской военной истории. Сорок кампаний провел прославленный адмирал и не знал поражений. Он был честен и храбр, и Россия помнит его. Большинство исследований были направлены на биографию Ф.Ф. Ушакова, долгое время остававшуюся под завесой тайны, которая открылась только в конце XX века. Также существуют подробные описания морских сражений, в которых принимал участие Ф.Ф. Ушаков. Именно они стали основой этой работы. Но о причинах побед великого адмирала упоминается лишь вскользь. Поэтому главная задача данного доклада - выявить и проанализировать особенности стратегии флотоводца и определить, какую роль сыграл его безусловный талант в тактике ведения морского боя.

Морская тактика есть наука о морском бое. Она исследует вопросы о свойствах боевых элементов (войск, оружия, местности) и о выгоднейшем их употреблении в различных случаях Генерал Леер «Положительная стратегия» 1871 год. Выше морской тактики стоит стратегия. Она исследует все элементы войны, определяет размер потребных для войны средств и наилучшие способы воздействия на неприятеля, решает, какой ряд военных действий лучше приведет к цели.

Еще выше следует поставить государственную политику, которая решает можно ли достичь цели без войны или нет, достаточно ли одной демонстрации, или же надо прямо начать военные действия. Когда война начата, то стратегия укажет, где следует дать бой, а тактика решит, как его повести. Дальнейшие указания дадут специальные науки: механика, артиллерия.

При такой систематизации все военно-морское дело охватывается соответствующими науками, и дело становится на твердый фундамент.

Для обстоятельного ответа на вопрос было необходимо:

детально проанализировать крупнейшие битвы флотоводцев

сопоставив полученные результаты, определить особенности стратегии каждого

выявить основные особенности развития флота в России и Англии

рассмотреть биографии Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона для определения роли адмиралов в развитии флота

выяснить, какую роль морские пути играют в жизни людей

Ответом на все поставленные вопросы является данная работа.

1. Флот: его значение, особенности развития на примере двух держав.

1.1 Геополитическая концепция морских путей

В истории существует одна очень интересная политическая концепция - геополитика. Согласно ней внешняя политика государства определяется в основном географическими факторами, положением страны. И для того чтобы правильно проанализировать морские сражения Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона, нужно понять, какое значение водные сообщения играли в жизни людей и государства.

Великая держава не может быть великой, если она не имеет выходов к морю. Страна не может быть сильной, если она не имеет мощного, модернизированного и мобилизованного флота. Вода соединяет материки: если бы вместо нее расстилались поля, леса, пустыни, то сообщение между людьми было бы весьма затруднительным. Два поселения, если они разделены дремучим лесом или горным хребтом могут не иметь никаких сообщений. В то же время "близко друг к другу" могут располагаться те населенные пункты, между которыми сотни миль воды. Большинство торговых путей проходит по воде или вблизи нее. И это могут быть не обязательно морские, но и внутриконтинентальные сообщения. Например, реки, озера, которые издревле играли огромную роль в перевозке людей и грузов.

Например, Древняя Русь, где реки играли огромную роль. Днепр, Волга, Десна, Западная Двина, вытекавшие с Валдайской возвышенности, служившей главным водоразделом страны. А многочисленные притоки этих рек превращались в разветвленную сеть, соединявшую земли, ранее недоступные. На Руси реки помогли создать единое государство и контролировать его огромную территорию.

Огромное значение для древнерусского государства имел восточный торговый путь. Его осью были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру в Черное море, затем плыли по морю мимо Крыма в Дон. Как вы видите, черноморский путь был важен для России даже в этот ранний период зарождения государства. В том месте, где Волга и Дон текут близко друг от друга (сегодня там проложен Волго-Донской канал), торговые суда волоком перетаскивали из одной реки в другую. Дальнейший путь шел вниз по Волге в Каспийское море, в страны Востока и на Кавказ.

Существовали торговые пути и в Центральную и Южную Европу. Один из них шел по Днепру, Черному морю, а далее по Дунаю в глубь Европы.

Большая глубина, ширина, протяженность крупных рек, их разветвленность, медленное равнинное течение делали Россию страной удобных водных путей. Вода превращалась в постоянного спутника жизни человека. На берегах рек и озер селились люди, на лодках и плотах плавали по водной глади, кормились рыбой. Одним словом, значение озер и рек в жизни человека полностью оценить невозможно. Но если пресные водоемы в основном устанавливают связь между людьми, живущими в одной стране, то море - "ниточка", соединяющая два далеких государства. Наглядный пример - знаменитый путь "из варяг в греки". Древнейшее торговое сообщение шло от берегов Балтики ("из варяг"), вдоль европейского побережья, по Средиземному морю до Рима, а оттуда в Константинополь ("в греки").

В XVIII веке выход к морю был необходим любой стране. Без него экономика государства не могла развиваться полноценно. Торгово-экономические отношения внутриконтинентальных государств развивались замедленно. Морские пути были главным средством связи, транзитная торговля практически не развивалась. В таких условиях постоянная борьба за выход к морю, за расширение сфер влияния любыми экономическими и внеэкономическими, силовыми методами является вполне уместной.

1.2 Сравнительный анализ состояния военно-морского флота России и Великобритании

1.2.1 Российский военно-морской флот

Русский военный флот существует с древнейших времен
. Военные флотилии появились еще в период образования древнерусского государства. В морском походе Олега на Византию в 907 году участвовало 2 тысячи ладей. С помощью судов с боевой оснасткой русский князь Святослав разгромил хазароиудейский каганат.

Но основание регулярного военно-морского флота относится к эпохе Петра Великого. Весной 1688 года на Плещеевом озере доделывались корабли. В день приезда царя озеро вскрылось. Петр похаживал, любопытствовал, нередко сам брался за топор - как простой плотник. Дело спорилось, и когда лед растаял несколько кораблей, в том числе 30-пушечный "Марс", сошли на воду.

Пройдет не так уж много лет, и будут Азов, Гангут, Гренгам, но здесь на Плещеевом озере было положено начало. Но и озеро стало Петру тесным. Его неуемная натура рвалась к открытому простору. На следующий год корабельные мастера переводятся в Архангельск на Белое море. Начинается строительство судов на Соломбальской верфи.

Практически одновременно, с ноября 1695 года, началось строительство судов на южных границах страны. Были созданы верфи в Воронеже и окрестных местах. На берегах Дона, Вороны и других рек, впадающих в Азовское море, начали сооружаться корабли. В результате, к маю 1696 года на воду сошли 36-пушечные корабли "Апостол Петр" и "Апостол Павел", 4 брандера Брандер - судно, начиненное горючими и взрывчатыми веществами, предназначенное для сожжения неприятельского флота., 23 галеры Галера - гребно-парусное судно с треугольными и четырехугольными парусами в качестве вспомогательного движителя и вооружением до 20 пушек., 1300 морских судов и стругов.

Вскоре Петр I принял указ о крупномасштабном строительстве морских судов. В результате появились так называемые кумпанства, представляющие собой объединения владельцев, которые имели более 100 дворов крепостных крестьян. Именно они занимались строительством кораблей военного флота.

Долго размышляя над этим вопросом, я пришел к выводу, что на то время это был самый оптимальный выбор. Ведь Россия находилась в состоянии войны с Турцией, и наличие флота было очень важно. Особенно ярко эта необходимость проявилось во время первого штурма Азова. Тогда русская армия, по силам во много раз превосходящая противника, не смогла взять крепость, потому что турки по морю свободно подвозили продовольствие и подкрепление. Поэтому, в отсутствии нужных специалистов, жертвуя качеством, Петр с помощью обычных крепостных смог крайне быстро создать достаточно большое количество кораблей. Можно сказать, что флот претерпел экстенсивное развитие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.